Почему вы боитесь попросить о помощи | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему вы боитесь попросить
о помощи

Три мифа, из-за которых люди не обращаются за помощью

Автор: Ванесса Бонс

Почему вы боитесь попросить о помощи
Matthew Waring / Unsplash

читайте также

Почему сотрудники всем недовольны

Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман

Шесть парадоксов лидерства в 2021 году

Блэр Шеппард,  Махадева Матт Мани,  Пол Линванд

Без удаленки: когда лучше взаимодействовать очно, а не виртуально

Майкл Уоткинс,  Роберт Хойберг

Полеты с пересадками отнимают время и бьют по прибыли

Бимиш Пол,  Боу Кевин

Даже в спокойные времена бывает страшно просить помощи у коллег или окружающих. Человек переживает, что будет при этом выглядеть не лучшим образом, что могут отказать, что придется кого-то заставить выбирать между домашними и рабочими обязанностями или позаимствовать чьи-то полезные ресурсы.

В период пандемии это все воспринимается еще более остро. Но реальность такова, что многим как никогда важна гибкость и поддержка — для того, чтобы в последнюю минуту перенести совещание, отодвинуть дедлайн или заручиться рекомендацией перед возможным нанимателем. Поэтому первая реакция сегодня — без крайней необходимости никого не просить и не принимать помощи. Правда, такой подход может привести к закреплению норм, по которым мы с еще меньшей вероятностью, чем обычно, будем обращаться за поддержкой, а в подобные сложные времена это контрпродуктивно. Напротив, нужно формировать культуру, в которой можно и нужно просить о помощи.

Но чтобы делать это уверенно и без внутренних колебаний, придется отринуть несколько выявленных исследованиями заблуждений — мифов, которые на фоне кризиса, вероятно, приобретают все большую силу.

Миф первый. Просить о помощи некрасиво

Мы часто переживаем, что обращаться за помощью на работе значит показывать свою несостоятельность или слабость, а в период кризиса особенно — безопаснее не высовываться и не создавать лишних проблем. Тем не менее исследования свидетельствуют, что эти опасения во многом необоснованны. Как показало одно из них, просьба о помощи в несложной задаче не оказывала негативного влияния на мнение о компетентности обратившегося. Более того, когда речь шла о сложной задаче, по результатам того же исследования, уровень его компетентности представлялся окружающим даже более высоким. Получается, просьба не только не вредит вашему статусу (это миф), но в некоторых случаях позволяет вам предстать перед коллегами в более выгодном свете. И хотя, когда нам приходится прибегать к чьей-то поддержке, мы действительно обнаруживаем свою уязвимость и ограничения, окружающие намного меньше, чем нам кажется, склонны оценивать нас негативно за то, что мы демонстрируем свои несовершенства.

Миф второй. Если я попрошу о помощи, то получу отказ

Еще одна причина, по которой мы иногда предпочитаем справляться самостоятельно, не привлекая других, — страх услышать отказ. И сегодняшний кризис тоже добавляет веса этим опасениям: мы полагаем, что у всех и без нас сейчас много забот. Но опять же исследования показывают, что окружающие нас часто удивляют — как в том, что касается готовности откликнуться на просьбу, так и в том, сколько усилий они готовы на это затратить. По данным одного из исследований, участники недооценивали и то, сколько из опрошенных будут готовы прийти на помощь в решении несложной задачи, позволяющей им получить некий бонус, и то, насколько активной будет такая помощь (например, на сколько вопросов можно будет получить ответ). Участники другого исследования давали заниженные оценки на вопрос о том, сколько усилий кто-то из бывших коллег теоретически мог бы приложить к составлению для них рекомендательного письма. Получается, что окружающие не только с большей вероятностью, чем нам кажется, откликнутся на нашу просьбу, но и, согласившись помогать вразрез нашим ожиданиям, сделают для нас все возможное.

Миф третий. Если кто-то соглашается помочь, ему это не в радость

Решаясь попросить у кого-то помощи, мы обычно в основном думаем о тех издержках, которые мы создаем для человека: ему придется прилагать усилия и испытывать определенные неудобства, и это воспринимается как обременение. В то же время мы обычно не учитываем преимущества, который получает помогающий, оказывая поддержку коллеге. Исследования показывают, что положительные эмоции, «теплое сияние» участия, помогают выбраться из негативного состояния, и что помощь, оказываемая другим, способствует психоэмоциональному комфорту. Это означает, что возможность кому-то помочь прямо сейчас может повышать настроение.

Просьба полезна одновременно и вам, и тому, к кому вы обращаетесь, еще и потому, что позволяет вам ощутить социальный контакт. Даже если физически сегодня мы далеки друг от друга, мы можем поддерживать и даже укреплять взаимоотношения с другими, обращаясь за поддержкой. Исследования показывают, что эмоциональные преимущества для помогающего еще сильнее, когда это укрепляет социальные связи. Возможность оказать поддержку кому-то конкретному часто приносит больше отдачи, чем пожертвование на благотворительность, потому что возникает личный контакт.

Если же вы о чем-то попросили и услышали «нет», не переживайте. Хотя отказ мы часто трактуем как негатив в свой адрес, в адрес нашей просьбы или как показатель общего отношения к просьбам у нашего собеседника, чаще всего услышанное «нет» — вопрос обстоятельств. И, наверное, это особенно относится к ситуации кризиса. Если вы обратитесь к человеку снова или попросите кого-то другого, скорее всего, как показывают исследования, вы получите результат.

Сегодня нам должно быть проще, а не труднее обращаться за помощью и принимать ее. Есть масса свидетельств, что окружающие намного менее, чем нам самим кажется, склонны относиться к этому негативно и с большей вероятностью (и с большей радостью) нам помогут.

Об авторе. Ванесса Бонс (Vanessa K. Bohns) — доцент кафедры организационного поведения в Школе индустриальных и трудовых отношений при Корнеллском университете.