читайте также
«Не волнуйтесь, — однажды сказала мне клиентка, которая репетировала со мной свою презентацию, — к следующей неделе я ее полностью напишу и выучу!»
Для меня это звучало так, как будто бы она сказала: «Не волнуйтесь, я сделаю свою задачу бессмысленно трудной и постараюсь не установить связь с аудиторией!»
Как и многие другие, она считала, что «хорошую речь» нужно записать дословно и зачитать вслух или даже выучить наизусть. Некоторые усвоили этот подход в школе. Другие, глядя на воодушевляющие, идеальные выступления некоторых политиков, получателей наград и вымышленных телевизионных персонажей, решили, что это необходимо.
Если на вас работает команда спичрайтеров, конечно, следует позволить им применить свои таланты, а вы можете вставать перед телесуфлером и демонстрировать результат их труда. Но у большинства из нас такой команды нет. Большинство из нас чаще устраивает презентации на деловых встречах, онлайн-конференциях и разнообразных небольших или средних внутренних и внешних мероприятиях. В таких типичных условиях писать, читать и учить наизусть текст выступления — значит прибегать к одной из самых разрушительных и неэффективных тактик, которые только можно выбрать.
Ниже перечислены самые большие опасности, с которыми можно столкнуться, если полностью писать, читать и заучивать выступления, а также советы, что делать, чтобы добиться своей главной цели — заинтересовать и вдохновить аудиторию.
Когда вы пишете, то заостряете внимание не на том
Несмотря на то, что задача спикера — увлечь своих слушателей, многие записывают текст речи, ошибочно полагая, что цель выступления — показать себя как отличного докладчика или писателя. Это не имеет отношения к тому, чтобы донести свою мысль или выполнить свою работу, и направляет вас на путь внешних эффектов («Я хочу произвести впечатление»), а не презентации («Я хочу убедить»).
В большинстве случаев писать речь целиком — бесполезная трата времени.
Чтобы представить каждую свою концепцию и показать ее в контексте, вы пишете много дополнительных строк. Эти слова и переходы должны выглядеть естественно и по-человечески, но когда их зачитывают точно по написанному, кажется, что их произносит робот — дружелюбно, но чопорно и неестественно.
У вашей аудитории нет времени, чтобы переварить — и тем более запомнить — конкретные фразы из вашей презентации, поэтому тратить время на поиск и запись «идеальных слов» по большей части бесполезно, даже если это дает спикеру ощущение комфорта или гордости.
И, наконец, в полностью подготовленной заранее речи не учитывается присутствие слушателей — а когда вы говорите с опорой на краткие заметки, вы вовлекаете аудиторию в процесс и делаете ее частью своего выступления. Это важно, так как люди более склонны проявлять внимание к спикерам, которые демонстрируют искренний интерес к ним. «Чтобы выступление было успешным, необходимо показать аудитории, что она вам небезразлична, — говорит Стив Коэн, писатель и профессор Школы бизнеса Кэри университета Джонса Хопкинса. — Если в центре вашего внимания будет находиться аудитория, слушатели по достоинству оценят вас».
Представьте, что кто-то рекомендовал вам кино. Как лучше поступить этому человеку: глядя вам в глаза, объяснить, почему оно заслуживает внимания, или пойти домой, написать и отредактировать обзор, а затем зачитать вам окончательный вариант? Теперь представьте, что вам рекомендуют не фильм, а блестящую новую маркетинговую стратегию, революционную систему вакцинации или кампанию по спасению Земли. Как заинтересованный человек вы захотите услышать живой спонтанный рассказ, а не чтение истории, написанной отдельно от вас и без мысли о вас.
Чтение воздвигает барьер
Зачитывание текста выступления слово в слово тоже имеет свои недостатки. Так вы теряете зрительный контакт с аудиторией — и при личном присутствии, и на конференции в Zoom. А еще вы лишаетесь возможность говорить убедительно, потому что вы сосредоточены не на том, чтобы проинформировать или вдохновить аудиторию, а на том, чтобы прочитать сотни тщательно отобранных слов, идущих в определенном порядке. Нелегко одновременно читывать текст и демонстрировать энтузиазм, но когда вы избавитесь от сценария, то восстановите контакт с аудиторией и сможете передавать эмоции.
За более чем 15 лет тренингов и наблюдения за спикерами мне редко доводилось видеть, чтобы зачитывание речи было таким же убедительным, как живой непринужденный рассказ. Когда выступающий читает, публика слушает невнимательно, так как чувствует себя отрезанной от процесса межличностной коммуникации.
Даже среди заповедей TED — списка рекомендаций и предостережений выступающим — есть такая (под номером 9): «Не читайте по бумажке. Пожалуй, худшим из всех грехов публичных выступлений является соблазн погрузиться в свои заметки и читать, а не говорить с аудиторией. Если бы люди хотели, чтобы им почитали, то можно было бы просто послать им письмо с текстом вашего выступления».
Когда вы говорите свободно, убедительно и осознанно, это сигнализирует, что вам есть что сказать и у вас есть мысль, которая кажется вам настолько важной, что вы хотите выразить ее лично и во всеуслышание. Это звучит воодушевляюще, потому что так и есть.
Многие упорно пишут тексты, чтобы избавиться от страха публичных выступлений. В конце концов, как можно испортить речь, если все, что нужно, — это прочитать по порядку 932 слова, выделяя некоторые из них голосом и поглядывая на публику? Но когда внимание направлено в основном на то, чтобы добраться от первого слова к 932-му, весь смысл публичного выступления сводится к автоматической задаче.
Жертвовать воздействием на аудиторию ради сохранения собственного комфорта и безопасности — неразумный подход. Лучший способ преодолеть страх публичных выступлений — помнить о своей цели, а не избегать ее.
Учить наизусть — значит искать проблемы
Когда вы учите что-то наизусть, то все равно читаете — только текст находится у вас в голове, а не в руках, — и если память хоть немного подведет вас, вы собьетесь. Мельчайшие провалы в памяти и промахи продемонстрируют аудитории, что вы говорите по написанному, а это не добавит вам как приглашенному спикеру авторитета у слушателей и поставит под сомнение искренность ваших слов.
Зачем рисковать забыть выученное или мириться с препятствиями к вовлечению аудитории, когда гораздо легче, быстрее и эффективнее подготовиться, потренироваться и выступить? На мой взгляд, этот способ состоит из четырех основных этапов:
1. Начните с краткого содержания
Школьные учителя были правы: каждое хорошее выступление начинается с краткого содержания, схемы пунктов, которые вы должны упомянуть на пути к точке назначения. Наиболее эффективные краткие содержания начинаются с предложения («Я продаю вам идею»), за которым следуют аргументы в его поддержку («Я показываю, почему идея выгодна вам»). Чем больше вы практикуетесь, тем короче становится содержание, так как вы начинаете понимать, что вам требуется все меньше и меньше напоминаний, чем вы думали.
2. Составьте полезные заметки
В конце концов ваше краткое содержание станет таким маленьким, что его можно будет уместить на карточке. Это ваши заметки, шпаргалка, содержащая основные пункты и детали, которые вы можете забыть. Я часто советую клиентам составлять заметки так, как они составляли бы список покупок — маркированный, с аббревиатурами и без полных предложений.
В списке покупок вы не пишете: «Купить три свежих авокадо в четвертом ряду в отделе овощей» — вы пишете: «3 авокадо».
Это должны быть только вам понятные пометки — настолько, чтобы казаться бессмысленными для кого-то другого.
По сравнению со сценарием простые заметки хороши тем, что, обращаясь к аудитории, вы можете бросить взгляд на свои записи и сразу вспомните, о чем нужно говорить дальше. Но если вы потеряете место, где читали — например, между 439-м и 440-м словом, вам понадобится время, чтобы найти его, и это будет заметно.
3. Репетируйте эффективно
Вы уже знаете, как важны репетиции. Но нужно понимать разницу между эффективной и неэффективной репетицией презентации. Неэффективно думать о только о тексте выступления и бормотать слова, так как это помогает только лучше запомнить их. Эффективная подготовка заключается в том, чтобы осмысленно озвучить ваши мысли вслух и в режиме реального времени. Такая тактика больше всего похожа на то, что вы будете делать во время реального выступления.
Для эффективной репетиции не нужен слушатель, зеркало или камера — только вы, ваши мысли и голос для отработки вашего выступления.
4. Больше доверяйте себе, а не сценарию
На работе вы все время говорите без сценария: на встречах, собеседованиях, аттестации, телеконференциях и т. д. Если это так, то вам довольно часто в спонтанных высказываниях приходится полагаться на себя, свой опыт и авторитет. Задумайтесь об этом и поверьте, что вам не нужен дословный сценарий, чтобы убедительно донести свои мысли.
Если вы хорошо знаете, что хотите сказать, хорошо подготовили заметки и правильно порепетировали, то вы поймете, что говорить не по бумажке в свободной непринужденной форме не так страшно и более эффективно, чем вы думали.
Поверить в себя — значит добиться прогресса. Прочитать заготовленный текст может любой. Лидеры же рассказывают о своих идеях.
Об авторе
Джоел Шварцберг (Joel Schwartzberg) — профессиональный консультант по подготовке презентаций и автор книги «Get to the Point! Sharpen Your Message and Make Your Words Matter», управляет коммуникациями на высшем уровне в крупной некоммерческой организации.