Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу! | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Вашу инициативу высмеяли? Ей это только
на пользу!

Если над планом преобразований все подшучивают, сотрудники лучше «впрягаются» в инициативу

Автор: Эбен Харрелл

Вашу инициативу высмеяли? Ей это только на пользу!
Helena Lopes / Unsplash

читайте также

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Закон о гомстедах XXI века

Холстед Тед

Почему я разрешаю сотрудникам приводить детей на работу

Сабрина Парсонс

Опасный год для рекламодателей

Мейер Кристофер

Доцент Роттердамской школы менеджмента Магдалена Чолакова изучила опыт одной компании, которая прошла через серьезную трансформацию и сделала поразительное открытие: если план преобразований воспринимается как игра и над ним все подшучивают, сотрудники лучше «впрягаются» в инициативу. Вывод? Вашу инициативу высмеяли? Это ей только на пользу!

Профессор Чолакова, защищайте свою идею!

Чолакова: Я хотела понять, как организации, ступившие на путь масштабных преобразований, справляются с практически неминуемыми проблемами и сопротивлением коллектива. В этом исследовании мы с моим магистрантом Марком Гейсберсом наблюдали за тем, как приживается инициатива Vision 2020 («Видение 2020»), запущенная в 2015 году в нидерландском офисе PwC (а в этой известнейшей аудиторской и консалтинговой фирме всегда во главу угла ставилось достижение финансовых целей). В один прекрасный день, однако, сотрудникам сообщили, что в рамках нового ви́дения им, среди всего прочего, нужно «быть небезразличными» и «менять мир к лучшему». В этом есть некоторое противоречие с традициями компании, и менеджеры PwC не стали делать вид, что они его не замечают, а наоборот, начали подшучивать над новой программой. И это сработало: Vision 2020 получила поддержку сотрудников. В PwC, разумеется, использовали лучшие практики проведения изменений, но наше исследование показало, что юмор ускорил процесс адаптации.

HBR: Но почему это сработало? Ведь насмешки обычно не помогают, а вредят делу.

Что ж, объясняют работу юмора в основном так: он соединяет то, что поначалу кажется несовместимым. Сотрудники PwC долгое время работали по одному своду норм и практик — а потом вдруг получили новый. Шутки о новых веяниях помогли людям примириться с сосуществованием двух разных комплектов целей, при этом не устраняя противоречий между ними. Люди постепенно осознавали общую цель, разбираясь в противоречиях и придумывая, как их разрешить.

Вспомните, почему юмор используют в рекламе: так потребитель с большей вероятностью обратит внимание на бренд и построит с ним позитивные ассоциации. Чтобы закрепить впечатление, рекламщики публикуют объявление или показывают ролик в эфире много раз. Менеджеры тоже могут вооружиться юмором, чтобы по капле подмешивать новые ценности в корпоративную культуру. Пусть это будет весело и неспешно — и сотрудники примут новые идеи и всерьез начнут их воплощать.

Могут ли бухгалтеры быть по-настоящему остроумными?

Нидерландские, кажется, могут. На самом деле юмор и так был важной частью культуры голландского подразделения PwC. Еще до внедрения Vision 2020 сотрудники регулярно устраивали «кабаре», на которых они поднимали на смех партнеров и директоров. Эта традиция пригодилась при запуске Vision 2020. Расскажу на примере. Одна из новых заявленных целей звучит как «переосмыслить возможное». Это означало не перерождение — ведь PwC не собиралась стать, скажем, ИТ-компанией — а переосмысление ключевых ценностей. Менеджеры стали использовать этот слоган с небольшим сарказмом: «Джек, команда ценит твою попытку переосмыслить возможное, поставив слайды презентации не в том порядке, но не мог бы ты быть повнимательнее в следующий раз!»

И как же отреагировали сотрудники?

Они тоже шутили. Ирония и сарказм для многих стали безопасным способом выразить отношение к новой инициативе: недовольство или даже цинизм. Проведенные ранее исследования показали, что обнажение противоречий помогает находить им объяснения. «Наверное, нам придется “переосмыслить возможное”, чтобы справиться со всеми своими делами в конторе» — так люди выражали свою фрустрацию, когда им надо было соединить требования, вызванные к жизни Vision 2020, и свои повседневные обязанности. Выпустить пар можно было и на вечерах кабаре — ведь издавна повелось, что правду сильным мира сего можно высказывать в шуточной форме. Помните придворных шутов? Как подметила юмористка Мэри Хирш, «юмор — это резиновый меч, им можно уколоть без пролития крови».

Объектом вашего исследования стала одна инициатива по трансформации в одной компании в одной стране в одной отрасли. Как вы думаете, в других условиях результаты были бы такими же?

Отличный вопрос. Как нам поведал партнер PwC и наш коллега по исследованию Бауке Шпренгер, даже в нидерландском подразделении PwC нет единой организационной культуры. В ее подразделениях — аудиторском, налоговом и консалтинговом — работают разные типы людей. Разнообразие характеров вытекает из разнообразия клиентов, с которыми работает PwC, и сфер их деятельности. Аудитор, работающий в сфере здравоохранения, совсем не похож на консультанта по слияниям и поглощениям в секторе прямых инвестиций. Поэтому в каждом подразделении каждой страны юмор нужно выражать в разной форме. Но главное, чтобы он был.

А не станут ли менеджеры походить на Майкла Скотта из сериала «Офис» после такого совета? Будет много неудачных шуток.

Да, каждый может вспомнить начальника с неловкими и тупыми шутками. Но если не получается быть остроумным, все равно можно участвовать в обмене шуточными репликами или провоцировать на юмор других. Мы не собирались исследовать юмор сам по себе. Но если вы хотите получше изучить эту тему, я советую начать с книги «Humor, Seriously» Дженнифер Аакер и Наоми Багдонас. Главное, чтобы шутки вписывались в общий стиль человека, тогда они будут казаться самобытными и естественными, а не заготовленными заранее. В общем, я думаю, руководители недооценивают юмор. Исследование показало, что он не только может поднять настроение, но и, что более важно, сломать порочный круг непродуктивных мыслей и стать триггером для более креативного решения проблем.

Насколько велика опасность, что шутка кого-то оскорбит?

Да, некоторые шутки могут быть обидными — или казаться таковыми — для представителей меньшинств и сотрудников других категорий, которых надо защищать от дискриминации. Однако мы не говорим, чтобы люди приходили на работу и устраивали стендап-шоу. Мы лишь обсуждаем, как можно пошутить о внутренних процессах компании. Шутки в PwC указывали на внутреннее противоречие того, что чопорная компания внезапно решила переключить внимание на мотивирующие и вдохновляющие идеи.

Но и в таком случае вы все же высмеиваете человека, который предложил высмеиваемую инициативу, не так ли? Как, к примеру, чувствовал себя тот, кто предложил слоган «переосмыслить возможное»?

В PwC не высмеивали саму инициативу. Скорее, то несоответствие, которое она привнесла в ежедневные занятия сотрудников. Это был безопасный и неагрессивный способ допустить факт того, что мы не должны соглашаться со всем прямо здесь и сейчас и что некоторые перемены несут в себе дискомфорт.

Хорошо, какие еще есть правила уместного использования юмора?

С юмором нужно быть осторожным — лучше, чтобы шутка была по большей части доброй, без негатива. В научных исследованиях такой вид юмора называется «аффилиативным», он противопоставляется агрессивному юмору. Представьте консультанта, которому клиент ставит препоны. Это может породить пару саркастичных комментариев вроде «мы попали в сиквел “Уловки-22”» или «Кафка был бы впечатлен этой бюрократией». Это не агрессивный юмор, который нацелен на конкретного человека и может принизить или оскорбить его. Хорошая новость в том, что эти виды шуток довольно легко различать.

Хотите услышать шутку о том, как что-то менять?

Давайте рискнем.

Меняйте без опасений, мой друг… вы получите много сдачи. [В английском change означает не только «изменение», но и «сдача, мелочь»]

Ну нет. Нет, нет, нет. Пожалуйста, не печатайте это.

Интервью брал Эбен Харрелл