Чужой среди своих | Большие Идеи

・ Коммуникации

Чужой
среди своих

Стремясь расширить свое присутствие в России, международная компания DUXX приглашает на должность директора по маркетингу Дмитрия Обухова, имеющего на рынке репутацию звезды. Однако вскоре руководитель российского отделения Петр Шелгунов разочаровывается в новом менеджере.

Автор: Фалалеев Дмитрий

Чужой среди своих

читайте также

Почему нам нужно быть умнее своих гаджетов

Итан Бернштейн

Почему «эффективные лидеры» неэффективны

Ребекка Цукер

Цена риска

Юлия Фуколова

Почему мы не извлекли уроков из финансового кризиса

Джастин Фокс

ПЕТР ШЕЛГУНОВ быстрым шагом вошел в корпоративную столовую. Кивком поздоровавшись с сотрудниками, он заполнил поднос тарелками и, стоя в очереди к кассе, принялся наблюдать за обедающими подчиненными. В глубине зала, в стороне от остальных, сидели сейлзы, золотой фонд DUXX Russia — представительства международной компании, главой которого и был Шелгунов. В их бизнесе — а корпорация уже три десятилетия успешно внедряла ERP-системы — от сейлз-менеджеров зависело очень многое, поэтому Петр всячески холил и лелеял департамент продаж, вольно или

невольно подчинив ему все остальные службы. Сейчас «зубры» увлеченно слушали своего директора — «предводителя» (так шутя называл его Шелгунов) Витю Сафонова, который, то и дело обращаясь к кому-то из подчиненных, чертил на салфетке замысловатые схемы. «Ни минуты без работы», — с удовлетворением отметил про себя Петр. Тут его взгляд остановился на Дмитрии Обухове — новом директоре по маркетингу. Тот сидел несколько поодаль и с задумчивым видом, не торопясь, допивал кофе. Лицо Шелгунова омрачилось, и он, взяв поднос с едой, направился к Обухову.

— Присоединюсь? — не дожидаясь ответа, он сел за столик напротив Дмитрия.

Ходить вокруг да около Шелгунов не любил и не умел, поэтому без обиняков приступил к делу.

— Дима, как продвигаются дела? Отдел продаж недоволен. Говорят, вы им не помогаете, сетуют, что маркетинга у нас совсем нет.

— Я работаю, Петр Алексеевич, но мне нужно время и поддержка сейлзов.

— Поддержка поддержкой, но мне лично важны результаты. Где они? Да, знаю, вы провели хорошее мероприятие для партнеров. Да, контент сайта на порядок выше, чем раньше. Да, пошли пресс-релизы. Да, отдел реорганизовали. Но этого недостаточно! Где статьи в центральной деловой прессе? Почему, когда продажники звонят в «Сотнефть», им самим приходится рассказывать о наших решениях? Разве это не задача маркетера — подготовить почву? Я разочарован!

К концу своей речи Шелгунов немного повысил голос, и сидящие за соседним столиком «зубры» услышали его последние слова. Сафонов одобрительно кивнул головой и что-то тихо сказал подчиненным. Не дав собеседнику возразить, Шелгунов встал и вышел из столовой. Сейлзы оживленно загудели ему вслед.

Требуется волшебник

Приступая к работе в DUXX три месяца назад, Обухов видел, что ему придется непросто. Еще на собеседовании с Шелгуновым он понял: маркетинг в компании далеко не в лучшем состоянии. «Ну что ж, тем интереснее будет его отстроить», — подумал тогда Дмитрий. Не последнюю роль в его решении перейти в DUXX сыграли напористость и обаяние будущего босса. «Чтобы свернуть горы, нам не хватает только грамотного маркетера, — сказал Петр во время первой встречи. — Легкой работы не обещаю, но интересную — непременно».

На обдумывание предложения Обухову дали всего пять дней. Впрочем, у него не было сомнений: возможность попробовать себя в международной корпорации, создать практически с нуля маркетинг таким, каким он его себе представлял, — о чем еще может мечтать амбициозный менеджер?

Затем начались трудовые будни, а с ними и проблемы. Результата от Дмитрия требовали здесь и сейчас — в буквальном смысле слова немедленно. И это при том, что отдела маркетинга в компании фактически не было! Самую большую сложность для Дмитрия представляли менеджеры по продажам,

с которыми он должен был работать в тесном контакте. Поначалу его встретили радушно, но вскоре стали ставить перед ним совершенно нереальные задачи. На второй день работы к Обухову в кабинет вошел директор отдела продаж Виктор Сафонов. «Знакомиться», — обрадовался Обухов.

— Извини, что сразу по делу, — начал Сафонов, усевшись напротив Дмитрия. — Понимаешь, нефтянка — наш главный конек. Все «монстры» нашими решениями пользуются. Все, кроме «Сотнефти» — их мы убедить никак не можем. Ну вот мы тут с ребятами и придумали одну вещь. — Сафонов, глядя на Обухова, загадочно улыбнулся. — Нужно заказать статью в каком-нибудь нормальном издании. Называться будет «ERP в нефтяном секторе сегодня» или что-то в таком духе. Суть ее будет сводиться к тому, что все крупные игроки рынка давно уже внедрили ERP (между строк — производства DUXX), а вот «Сотнефть» никак не решится. И ненавязчиво подтолкнуть читателя к выводу: потому и стоит компания по добыче на седьмом, а не, скажем, на третьем месте. Газетка эта, безусловно, должна попасть на стол к президенту «Сотнефти» Бондарю. Думаю, это поможет ему принять правильное решение. Отличная идея, да? Вынашивали давно, только вот твой предшественник ее не потянул. А ты, как мы наслышаны, сильный профессионал. Вот и найди журналиста пошустрей — напишите, пристройте. Что скажешь? Обухов молчал. Сначала ему показалось, что собеседник его разыгрывает, и только сейчас он понял, что Сафонов не шутит.

— Идея, честно сказать, спорная, — тщательно подбирая слова, начал он. — Тут сразу несколько проблем. В приличной газете ты заказной текст опубликовать не сможешь, а в «мурзилке» — смысла не имеет: она до адресата не дойдет. Ну и вообще, задумка грубовата сама по себе — все шито белыми нитками.

— Значит, не можешь… — протянул Сафонов, на лице у него отразилось разочарование. — Ну ладно, я пойду, у меня встреча.

Весь следующий месяц к Обухову ходили сейлзы с похожими просьбами: грамотно окучить несговорчивого клиента, свести с нужными высокими чиновниками. Выслушав объяснения Дмитрия, что это нельзя сделать «завтра», что ему потребуется время и их, сейлзов, помощь, они уходили с кислыми лицами.

Он буквально не вылезал из офиса: набирал грамотных специалистов, устанавливал отношения со СМИ, пытался наладить взаимодействие с технической службой и департаментом продаж. Последнее удавалось хуже всего: новые коллеги в ответ на все его попытки формализовать контакты лишь посмеивались. Три недели Обухов тщетно добивался от департамента продаж списка задач с указанием приоритетов.

Шелгунов, поначалу такой радушный, заметно охладел к новому сотруднику, стал придирчивее. Разумеется, Дмитрия это угнетало, но причину недовольства он понять не мог. В последнее время он нашел себе некое подобие терапии — звонил бывшему коллеге Ивану Молоткову и рассказывал «последние новости». После жесткого разговора с директором он сразу позвонил Ивану.

— Я вообще удивляюсь: как они себе представляют маркетинг? — жаловался приятелю Обухов. — Когда я пришел сюда, у меня было полное ощущение, что меня считают волшебником. Представь, недавно вызывает меня босс и говорит: у нас выходит новый продукт через месяц и по этому случаю я хочу две статьи в «Ведомостях»! Сколько я ни бился, объясняя, что с качественной прессой так не работают, что туда нет смысла соваться с пресс-релизами и невнятными планами — ничего не помогает. А лучше бы он призадумался, почему все эти годы отдел маркетинга только пресс-релизы писал! Вот через пару-тройку месяцев, когда я систему отстрою, можно будет говорить о серьезных задачах.

— А ты с директором все это на собеседовании обсуждал? Задачи твои? Функционал? — неожиданно поинтересовался Иван.

— Что обсуждать-то? Он сразу, чуть ли не в дверях, сказал: маркетинга нет, надо поднимать, задачи стоят серьезные. Дураку понятно, что это значит!

— Ну а как твои отношения с сейлзами?

— Да я как в стане врагов! И главное, сколько ни стараюсь наладить нормальные рабочие отношения — документооборот, задачи, приоритеты — как об стену горох! Они и слова такого — тайм-менеджмент — не знают, наверное.

— А ты с ними пиво давно пил?

— При чем здесь пиво!? — вспылил Обухов. — Я о работе вообще-то!

— Да и я тоже… — многозначительно сказал Иван.

После этого разговор как-то расклеился, и приятели, попрощавшись, занялись своими делами…

Дмитрий устало откинулся в кресле. В дверном проеме показался секретарь: «Дмитрий Борисович, к вам маркетолог на собеседование». «Пригласите», — махнул рукой он. Мерно тикающие часы в виде копилки — подарок прежнего босса — показывали без четверти семь. «Сегодня к девяти буду, хоть Машку увижу. А то, когда прихожу, она уже спит», — подумал Обухов.

Вот, новый поворот

После разговора в столовой Шелгунов пребывал в прескверном расположении духа. Горячность была одним из его главных недостатков, и он прекрасно это осознавал, вот только сдерживаться мог далеко не всегда. В то же время Петр ничуть не сомневался в своей правоте. Вообще, новый директор по маркетингу вызывал у него двойственное чувство. С одной стороны, работает не покладая рук, и промежуточные результаты есть — Шелгунов как опытный менеджер чувствовал, что Обухов все делает верно. Взять хотя бы мероприятие для клиентов: DUXX уже несколько лет собиралась его организовать, но руки никак не доходили.

А Обухов устроил все по высшему разряду, Шелгунову довольные заказчики потом еще несколько недель восторженные письма писали.

Но все это работает на долгосрочную перспективу, а компании нужны реальные результаты, причем уже «вчера»! Центр на 10% повысил план продаж, и времени на раскачку не оставалось. Компания потому и наняла звезду — необходим был качественный рывок. В этом с Шелгуновым были солидарны все, тот же начальник отдела продаж Сафонов буквально умолял: «Алексеич, как воздух нужен классный маркетер». И те-

перь Петр чувствовал разочарование: пригласили «зубра», за большие деньги, с огромным опытом и МВА, и что — ничего особенного… Он был твердо уверен: менеджеры такого уровня обязаны давать результат сразу. Впрочем, об увольнении директора по маркетингу Шелгунов не думал: три месяца — не срок. «Дам ему полгода — подумал он. — Делать-то все приходится с нуля».

Мысли Петра прервал короткий стук в дверь — обычно так стучал Сафонов (Виктор был единственным человеком, который мог прийти к авторитарному директору вот так, «без спроса», — они знали друг друга еще со студенческих времен и были на короткой ноге).

— Алексеич, есть разговор. По поводу маркетера. Меня ребята послали… Короче, мы все солидарны: толку от него никакого.

— Вить, я знаю, вы им недовольны. По мне, так тоже не все гладко. Но парню надо дать время, он набрал отдел, трудится.

— Да брось ты, что он может? Ни статью разместить в нормальной прессе, ни клиента обработать — ничего. А пресс-релизы, которые он выдает? Как мертвому припарка.

— А мероприятие?

— Мероприятия эти раз в год бывают, а нам работать каждый день надо.

Обухов когда пришел, мы думали банковский сектор возьмем на раз. А он вместо этого мне присылает мейл: дайте, мол, список приоритетов, я должен все проанализировать, а потом мне с вами надо встретиться и получить необходимую информацию о потенциальных клиентах. Так, говорит, проще. На моей прошлой работе это сильно облегчало жизнь. А чего встречаться-то? Только время тратить… Работать надо, у нас план, сам знаешь.

— Так что ты предлагаешь? Ну давай, соберем совещание и в рабочем порядке обсудим ситуацию, дадим ему нагоняй.

— Мне кажется, это уже не вариант… Шелгунов только сейчас начал понимать, к чему клонит Сафонов. Такой поворот стал для него неожиданностью.

— Ты что, уволить его предлагаешь?

— Тебе, конечно, решать, ты начальник, но, думаю, это единственно возможный вариант.

— Да он не раскрылся даже еще. И денег на него потрачено немало…

— Вот-вот. То ли еще будет. Алексе-ич, посуди сам, что он пока принес, кроме этой своей формализации процесса? А мы уже десять лет на этом рынке лучшие… И все это без МВА, «маркетинга» и «звезд». Проживем как-нибудь и без него.

— Ладно, подумаю. — завершил разговор директор.

«Нанял звезду на свою голову. Теперь думай, как бы коллектив не растерять из-за него, — пронеслось в голове у Шелгунова. — А может, все-таки убрать Обухова к чертям и не усложнять себе жизнь? Ведь и у меня есть сомнения на его счет… Ну нет, это слишком примитивное решение, увольнять-то я его не собирался…» Петр подошел к окну и, глядя на переливающуюся огнями Тверскую, задумался.

Как поступить Петру Шелгунову? Ситуацию комментируют четыре эксперта.

Ольга Дергунова — президент Microsoft в России и СНГ

Описанная ситуация очень типична как для России, так и для западных стран. Активно развивающаяся компания нанимает «волшебника» и при этом напрочь забывает оговорить условия его работы. В результате у руководства и новичка складываются разные представления о функционале менеджера, его целях и задачах, что в конечном счете порождает конфликт.

Все три героя — генеральный директор, директор по продажам и директор по маркетингу — ведут себя неидеально. Каждый из них допустил какую-то ошибку. Но главную причину конфликта я вижу именно в отсутствии четких договоренностей между сторонами.

Новый директор по маркетингу изначально не получил от генерального директора точной установки, что и как ему делать. В сущности, не было проговорено даже, сколько времени Шелгунов дает на создание полноценного отдела: месяц, три месяца или полгода. Остается загадкой и то, как будут оцениваться результаты Обухова, ведь адекватных измерителей тоже нет. Сразу же напрашивается первый вывод — для выхода из сложившейся непростой ситуации участникам конфликта нужен как минимум согласованный план действий.

Отдельно следует сказать о генеральном директоре и директоре по продажам. И Шелгунов, и Сафонов делают бизнес, что называется, as usual — так, как привыкли, инстинктивно. Их знания и умения базируются на вполне успешном предыдущем опыте, и маркетинг-директор со своими нововведениями нарушает эту идиллию. В большей степени это касается Сафонова, которому приходится работать с Обуховым в тесном контакте. В том, что положение вещей именно таково, есть вина и директора по маркетингу, который не донес до новых коллег свое понимание целей и задач, не рассказал, какими маркетинговыми инструментами собирается добиваться результатов. Другими словами, нет четкой коммуникации между подразделениями, нет внутреннего пиара, и, как следствие, между отделами маркетинга и продаж нет практически никакой связи. Построение горизонтальных связей между подразделениями помогло бы сделать систему взаимоотношений более прозрачной. А лично для Обухова обратная связь с сотрудниками отдела продаж могла бы стать хорошим инструментом влияния на Сафонова.

Просчет генерального директора в том, что он с самого начала не провел дискуссии с обоими участниками конфликта. Всю информацию от подчиненных Шелгунов получал, беседуя с каждым в отдельности, и переваривал в одиночестве, делая выводы самостоятельно. При этом он и не пытался докопаться до сути, не стремился выяснить истинную причину конфликта. Неверно действуют и Обухов с Сафоновым, которые просто апеллируют к руководству. Логично, что перевешивает точка зрения директора по продажам, имеющего более устойчивую позицию в компании. Обухов же находится в заведомо проигрышном положении.

В сложившейся ситуации единственно верным шагом будет честный, пусть даже и нелицеприятный, разговор с участием всех трех сторон, расстановка точек над i. Но основное условие для скорейшего разрешения конфликта — желание договориться. При этом инициатива встречи, естественно, должна исходить от генерального директора.

Судя по всему, DUXX — небольшая компания, переживающая бурный рост. Вместе с организацией эволюционирует и ее глава. Естественно, он допускает ошибки, которые отлично иллюстрирует описанная история. И на данный момент главный вопрос заключается в том, способен ли он меняться и учиться, готов ли расти. Но поскольку Шелгунов, понимая важность маркетинга, нанял звезду, есть надежда, что он справится с этой ношей.

Альберт Еганян — управляющий партнер юридической фирмы «Вегас-Лекс»

После трех месяцев работы результатов нельзя требовать ни от кого, тем более в такой сложной области, как маркетинг — если, конечно, он в понимании Шелгунова не сводится к «наклеингу» и «рассылингу».

На месте Шелгунова я бы взглянул на данные по продажам. Если они хотя бы остались на прежнем уровне, с поправкой на сезонные колебания (а это означает, что Обухов не мешает компании), я бы не принимал поспешных кадровых решений. В этой ситуации у директора по маркетингу есть еще как минимум три месяца, чтобы показать себя. Шелгунову следует провести с Обуховым несколько встреч, расспросить о планах, убедиться, что у них есть общее видение маркетинга. Если здесь все в порядке, то задача руководителя — не устраивать директору по маркетингу публичный разнос, а собрать всех вместе и помочь найти точки соприкосновения. Наверняка они есть.

Беспокоит другое: почему Шелгунов допустил возникновение такой ситуации? В известном смысле он должен быть благодарен Сафонову, поставившему вопрос ребром. Похоже, если бы не «бунт» сейлзов, взаимное отчуждение между отделами нарастало бы и в конце концов полностью парализовало бы работу маркетинга. Вот тогда на Обухове точно пришлось бы ставить крест. Пока же возможность для исправления ситуации существует, но здесь Шелгунов должен проявить лидерские качества — формировать настроения и мнения внутри компании, а не идти на поводу у отдела продаж. Ну и, конечно, ему следует задуматься, почему на протяжении трех месяцев он не отслеживал положение дел на маркетинговом направлении — самом важном в компании на данный момент, почему не добился того, чтобы новый директор по маркетингу вошел

в коллектив и установил рабочие отношения с ключевыми сотрудниками.

Обухову я бы посоветовал больше заниматься «внутренним маркетингом»— уделять значительное время популяризации своих действий среди коллег. «Классный маркетер» с большим опытом обязан это понимать. Обухов же сидит в своем кабинете и ждет, когда сейлзы придут к нему «знакомиться», вместо того чтобы самому пойти к ним и рассказать, что он собирается делать в области маркетинга и как это им поможет. Тогда бы ему не пришлось бороться с дурацкими идеями вроде размещения заказной статьи — или его отказ заниматься этим коллеги восприняли бы с большим пониманием.

Описанная ситуация довольно типична для многих российских фирм, которые с нуля создают у себя маркетинговый отдел. Зачем нужен маркетинг? Компания хочет «работать по-западному»? Или ликвидировать наметившееся отставание на рынке? Или выйти на конкретного клиента? В нашем случае невозможно судить, насколько четко представляет Шелгунов, чего он сам хочет от маркетинга. Даже если у него есть определенное видение, с сейлзами он им явно не поделился: судя по репликам Сафонова, человека номер два в компании, у того неадекватное представление о роли Обухова. Сейлзы не подготовлены к приходу маркетолога: с одной стороны, они воспринимают его лишь как вспомогательный инструмент («статью разместить»); с другой — ждут от него чуда: вот появился маркетолог, сейчас «на раз» зайдем в крупную нефтяную компанию. Но так не бывает: постановка маркетинга влечет коренную перестройку всех бизнес-процессов в компании, системы мотивации, системы продаж, системы взаимодействия подразделений. Однако этим в компании Шелгунова и не пахнет.

Марина Шакалова — кандидат экономических наук, президент и старший партнер тренинговой компании MTI

Замечательно уже то, что Петр Шелгунов серьезно задумался о поисках эффективного управленческого решения, а не стал принимать решения сиюминутные и простые, но ведущие в конце концов к общему проигрышу (каковым стало бы увольнение горе-звезды). На трудный вопрос «как поступить?» ответ один: начать с себя и сделать «работу над ошибками». Ведь именно просчеты Шелгунова как руководителя и привели к возникновению конфликта.

Ситуация до боли знакомая: руководитель не поставил перед подчиненным (в данном случае новым директором по маркетингу) четкую задачу, не сформулировал свои ожидания в отношении результатов его деятельности и сроков их достижения. Пренебрежение азбучными истинами управления? Незнание важнейших правил? Возможно, на тот момент Петр Шелгунов сам до конца не понимал, чего, собственно, ожидать от данной службы, поскольку раньше маркетинга в компании, по сути, не было. Сейчас же, через три месяца, у него наверняка сформировалось более ясное представление. И потому первое, что нужно сделать, — это поделиться своим видением с Дмитрием Обуховым. Но ни в коем случае не в форме монолога недовольного руководителя, как это было в столовой! Необходимо выслушать мнение подчиненного о роли и задачах маркетинговой службы компании, о том, какими он видит их спустя три месяца после начала работы. Снова азбука, но теперь азбука эффективной коммуникации: «Сначала стремись услышать и понять других, а уже потом постарайся сделать так, чтобы услышали тебя». Не зря же — и все авторитетные источники в этом единодушны — именно навыки делового общения важнейшие из тех, которыми должен в совершенстве владеть топ-менеджер. Это не просто вопрос вежливости и дипломатии: мнение коллег, специалистов — существенный источник управленческой информации, фактор снижения рисков при принятии управленческих решений.

Для исправления допущенных ошибок Петру Шелгунову предстоит сделать еще один шаг — направить усилия на создание эффективного взаимодействия руководителей подразделений маркетинга и продаж. Как этого добиться? Руководствуясь логикой, которая изложена выше, то есть путем прояснения ожиданий сторон и достижения согласия по поводу целей и предполагаемых результатов. И, разумеется, для этого потребуется не один разговор, а целая серия рабочих совещаний. К каждому из них Шелгунов должен не только сам тщательно готовиться (обдумывать тему обсуждения, формулировать цель встречи, подбирать нужную информацию), но и готовить его участников. В сложившейся ситуации это сложная эмоциональная задача для генерального директора DUXX, но задача достаточно типичная и, как показывает моя практика работы с высшим руководством компаний, вполне решаемая.

Отдельная рекомендация звезде маркетинга. Здесь, по-моему, уместнее всего процитировать Стивена Кови: «Начинай, представляя конечную цель». И это справедливо, иначе любая деятельность лишена смысла.

В качестве резюме — еще одна непреложная истина: умение работать в команде — неотъемлемая черта любого профессионала.

Гамид Костоев — директор по маркетингу компании Avaya

Ситуация узнаваемая, чтобы не сказать хрестоматийная. По моему убеждению, эффективный B2B-маркетинг способна обеспечить только команда, состоящая из сейлз-менеджера, маркетера и специалиста по сложному продукту (который в нашей истории остался за кадром). Причины этого фундаментальны, они — в специфике продукта и клиента, а также в различной специализации B2B-специалистов. Поэтому отсутствие командной игры — настоящего team spirit, эффективных внутренних связей часто сводит на нет результат в целом. Это как если бы в футбольной команде защита внезапно перестала сотрудничать с нападением.

Прежде всего, очевидно, что стороны — Шелгунов с Сафоновым и Обухов — недопонимают друг друга. В компании, бизнес которой строится на прямых продажах, это, к сожалению, нередкое явление. От маркетера здесь очень часто ждут именно чуда.

Обухов — успешный профессионал, но, видимо, пришел из компании, ориентированной на эффективные процессы, процедуры и программы. А сейлзы DUXX явно привыкли решать вопросы неформально и на дух не выносят теоретизирования, работы на процедуру. Другими словами, Обухов оказался в компании с совершенно иной корпоративной культурой.

Что делать Шелгунову? Прежде всего — не предпринимать резких шагов. Конечно, бизнес DUXX стоит на сейлзах, но уволить топ-менеджера по их настоянию означает создать опасный прецедент: не последует ли за маркетером, скажем, HR-директор? Шелгунову стоит еще раз оценить директора по маркетингу, но уже с другой стороны: способен ли человек, ставший звездой, расширить свое представление о бизнесе и измениться ради общего успеха? Если нет (то есть если специалист уже слегка «забронзовел»), с ним придется расстаться. Но, по моим наблюдениям, такое бывает редко: сама профессия маркетера подразумевает гибкость, умение приспосабливаться к новым условиям. Обухов же просто не понимает, что пришел в другой мир, где то, что он считает признаком эффективности и профессионализма, пока не является ценностью.

Думаю, Шелгунову нужно поговорить с Обуховым в неформальной обстановке. Он должен объяснить, «как здесь устроена жизнь», рассказать о корпоративной культуре, о ключевых менеджерах. Обухова необходимо убедить, что ему надо «идти в народ», к сейлзам (на это ему, кстати, намекал и приятель Иван), и сказать им примерно следующее: «Ребята, я вижу, работа у нас не клеится. Что я делаю не так?» Если случай не клинический (а по описанию похоже, что это так), этот мужественный шаг оценят даже жесткие и негативно настроенные люди. Кроме того, Обухову надо исключить из своих коммуникаций любое теоретизирование (воспринимаемое как поучение). В конце концов, новые коллеги создали многомиллионный бизнес без его «красот», и у них своя правда.

Наконец, Обухову необходимо отрегулировать ожидания своих внутренних «заказчиков»: рассказать сейлзам, что на самом деле представляет собой B2B-маркетинг, что может сделать маркетер, а что — нет, какова их роль в команде. Форма может быть какой угодно: от внутренней презентации до встреч с представителями СМИ (где сейлзы получат информацию из источника, внушающего им сейчас больше доверия).

После этого Шелгунову с Обуховым надо сесть и пересмотреть планы маркетингового отдела, сделать так, чтобы сейлзы в самое ближайшее время получили реальную пользу от маркетинга.