Искусство заключения мегасделок | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Искусство
заключения мегасделок

Мы проанализировали 215 крупных слияний, проведенных в разных странах мира с 2000 по 2010 год. Выяснилось, что сделки в русле основного бизнеса компании более успешны, нежели направленные на диверсификацию. То же и с аккретивными сделками (с просчитанным позитивным результатом для акционеров, когда доходность акций вырастает сразу же после слияния). Нам удалось сформулировать 5 правил, которые необходимо знать, если вы задумали крупное слияние.

Автор: Шивдасани Анил

Искусство заключения мегасделок

читайте также

«Поняв, как работает мозг, вы достучитесь до любого»

Элисон Биард

Почему лучше не менять команду

Статс Бредли,  Хакман Роберт

Лидер не нужен

Вероника Загиева,  Станислав Шекшня

Офлайн-эффект онлайн-рекламы

Абрахам Магид

В период замедления экономического роста руководителям часто приходит мысль подстегнуть бизнес каким-нибудь мощным слиянием или поглощением.

В 2011-м число мегасделок (стоимостью более $5 млрд) росло в 5 раз быстрее общего рынка слияний и поглощений. Непонятно, однако, может ли такой шаг обеспечить долгосрочную выгоду, ведь известно, что список провалившихся мегасделок постоянно растет.

Мы проанализировали 215 крупных слияний, проведенных в разных странах мира с 2000 по 2010 год. Выяснилось, что в среднем для компаний-покупателей эти сделки оказались успешными и их акции показали рост на 6% выше рынка. Однако за средними цифрами скрывается огромный разброс. Половина сделок сильно повлияла на рост капитализации (более чем на 25% выше или ниже рынка). Что же отличало очень успешные сделки от прочих? Некоторые из факторов вполне предсказуемы: сделки в русле основного бизнеса компании более успешны, нежели направленные на диверсификацию. То же и с аккретивными сделками (с просчитанным позитивным результатом для акционеров, когда доходность акций вырастает сразу же после слияния). Нам удалось сформулировать 5 правил, которые необходимо знать, если вы задумали крупное слияние. Это поможет вам избежать дорогостоящих ошибок.

Сфокусируйтесь на доходности акций

Обычно руководство просчитывает только немедленный эффект от сделки. Однако следует учитывать и период, который должен пройти, чтобы изначально невыгодная с точки зрения доходности акций сделка начала приносить плоды. Если повысить доходность удается в течение двух лет, то компания в итоге показывает результат на 13% выше рынка. Если же для этого требуется больше времени, ее результат на 17% ниже рынка. То есть разница в целых 30%!

Не будьте в плену сравнений

Когда компания замышляет слияние, она часто ищет прецеденты, чтобы сориентироваться по цене и не переплатить. Однако те компании, которые платили за сделку дороже, чем их предшественники, показали рост в среднем на 12% выше рынка, в то время как более экономные покупатели ­в итоге оказались немного ниже рынка. Слияние — это не только затраты, но и приобретение определенных преимуществ, так что, сравнивая свою ситуацию с другими сделками, не следует ограничиваться лишь параметром цены.

Не старайтесь всеми силами сохранить свой кредитный рейтинг

Несмотря на то что сделки за наличные показали на 26% лучший результат по сравнению со сделками исключительно по акциям, они составили лишь одну пятую от общего числа сделок. Почему так мало? Обычно совет директоров очень боится поставить под удар кредитный рейтинг компании. Однако эти страхи зачастую преувеличены. Компании, расплатившиеся наличными, даже если им пришлось пожертвовать для этого своим кредитным рейтингом, в долгосрочной перспективе показали доходность в среднем на 15% выше рынка. Такой шаг может повысить стоимость компании, если он хорошо просчитан и у вас есть четкий план восстановления финансовых позиций в обозримые сроки.

Оцените риски

международных сделок

Сделки между компаниями различных стран приобретают все большую популярность. С их помощью можно выйти на новый рынок и реорганизовать свое производство и дистрибуцию. По нашим данным, эти сделки могут быть столь же успешными, как и сделки внутри одной страны, за одним важным исключением: международные слияния показывают очень плохие результаты, если выходят за рамки основной сферы деятельности компании.

Идите против течения

Обычно компании стремятся к слияниям и поглощениям, когда дела у них идут хорошо. В 70% случаев в нашем исследовании заключение сделки приходилось на пик роста соответствующего сектора экономики. И хотя мотивы в данном случае понятны, следует отметить, что сделки, совершенные в периоды экономического спада в отрасли, на деле оказываются более успешными. Отчасти это объясняется тем, что при снижении рыночной стоимости акций меньше риск переплатить.

Меньше спишь, больше тормозишь

Группа ученых Сингапурского университета менеджмента под руководством Дэвида Вагнера провела эксперимент с выполнением 42-минутного задания. Команда установила, что те участники, кто предыдущую ночь провел неспокойно, за каждый час прерванного сна отвлекались на 8,4 минуты дольше остальных, бродя по интернету — проверяли свою электронную почту или заходили на сайты, никак не связанные с выполнением задания. То, что недоспавший человек легче поддается соблазну пошарить по сети, по мнению исследователей, подтверждает и тот факт, что в первый понедельник после перевода часов на летнее время пользователи Google проводят на развлекательных сайтах на 3—6% больше времени, чем в обычный понедельник.