Диалоги с лидерами: как меняются коммуникации топ-менеджеров | Большие Идеи

・ Коммуникации

Диалоги с лидерами: как меняются
коммуникации топ-менеджеров

Безбарьерность, «сториселлинг» и репутационные риски — главные характеристики лидерских коммуникаций сегодня, пришли к выводу Алексей Улановский и Светлана Миронюк на онлайн-дискуссии Школы управления «Сколково».

Автор: Анастасия Пушкарева

Диалоги с лидерами: как меняются коммуникации топ-менеджеров
Фото: Nordwood Themes / Unsplash

читайте также

Как не испортить себе отпуск после того, как он закончился

Иван Кириллов

По карману ли вашим клиентам мобильная реклама?

Джеймс Гросс,  Крис Болман

На что вы готовы ради карьеры?

Елена Евграфова

Пять вопросов для новичка

Майкл Уоткинс

Глобализация и стремительное развитие технологий в современном мире порождают рост взаимозависимостей. В этих условиях каждому из нас нужно понимать, каким образом выстраивать взаимосвязи, доносить свои мысли ясно и убедительно. Этому была посвящена онлайн-дискуссия «Лидерское слово: как меняются коммуникации топ-менеджеров», прошедшая в рамках профильного мероприятия Leadership Day SKOLKOVO. Спикерами мероприятия стали профессора Школы управления «Сколково» Алексей Улановский и Светлана Миронюк, а модератором — Ирина Телицына, директор по коммуникациям фонда «Абсолют-Помощь».

Эволюция лидерских коммуникаций

Во все времена лидеры были публичными, но в разной степени. Они выходили к своему народу, если мы говорим о царях, или рабочим, если мы говорим о руководителях предприятий, и доносили им ключевые сообщения, которые влияли на работу и жизнь подданных и подчиненных. Но способ подачи этой информации отличался в зависимости от личности и бэкграунда каждого руководителя, а также от эпохи, в которую он жил.

До XIX века включительно образ лидера был сакральным, отмечает Алексей Улановский. Коммуникации с ним были редки и чаще всего осуществлялись в форме аудиенций, и даже в начале XX века Николай II предпочитал решать вопросы один на один. В XX столетии иерархия в общении сохраняется: к первому лицу все еще имеет доступ часто ограниченный круг лиц, но при этом появляются новые каналы коммуникации: радио, телевидение и электронная почта.

С начала 2000-х и до 2020 года происходит демократизация общения лидеров и их аудитории, а цифровое присутствие и активизм CEO становятся характерными чертами новой эпохи, отмечает Улановский.

Цифровой прогресс и лидерство

С появлением электронных медиа коммуникации с лидерами стали более доступными. Речь идет не только о возможности взаимодействия через мессенджеры, но и о появлении CEO в цифровой среде, когда на внешний контур транслируется позиция лидера по внутренним вопросам. Светлана Миронюк считает, что активизм генеральных директоров в этом ключе — феномен последнего десятилетия.

Но чем больше публичности руководители приобретают, тем выше становится цена ошибки. Лидеры сегодня вынуждены взвешивать каждое свое слово: об этом свидетельствуют репутационные скандалы и их последствия.

«Как будто бы сложно стало говорить. У меня была убежденность, что это наша российская специфика <...> Но, будучи на конференции, я удивился количеству дискуссий и исследований касательно того, как сложно сегодня лидерам договариваться, высказываться, доносить лидерский месседж, который одинаково удовлетворит разношерстную аудиторию, стейкхолдеров и другие значимые стороны», — отмечает Алексей Улановский

Именно поэтому ценным навыком становится умение лавировать: если руководителю удается высказать мнение, которое одинаково удовлетворяет все значимые стороны, он остается на плаву.

Алексей Улановский отдельно обращает внимание на переход влияния от акционеров к стейкхолдерам. Сейчас у лидеров нет возможности отмахнуться от недовольства партнеров, инвесторов, сотрудников, государственных организаций и других заинтересованных лиц. Бизнес должен считаться с их точкой зрения и принимать решения, которые будут отвечать их потребностям. Светлана Миронюк дополняет, что сила современной общественности укрепляется с появлением нового типа коммуникаций «человек-человек» (peer-to-peer). Благодаря ему появляются влиятельные сообщества в различных сферах жизни — например, добрососедства, — с интересами которых необходимо считаться строительным компаниям при постройке или сносе здания на их территории.

Управление недовольством как новый навык лидера

Еще один тренд в сфере коммуникаций, который обозначает Светлана Миронюк, — нарушение целостности нарратива. Привычный ход вещей изменяется, ситуации преподносятся под разным соусом, в том числе и одним и тем же человеком. Ярким примером воплощения этого тренда является поведение президента США Дональда Трампа в социальных сетях. О его решениях люди узнают сразу, а не после согласования и подписания соответствующих документов, как это принято во всем мире, поясняет она. Сначала он делает пост в X (бывший Twitter) и только после этого официально принимает решение, оформляя его документально. Такой подход помогает тестировать реакцию аудитории и управлять ею, соглашается Алексей Улановский. Миронюк обращает внимание на то, что подобное поведение делает коммуникацию более прямой, переводя ее фактически на уровень «человек-человек»: между президентом и его аудиторией нет лишних звеньев в виде пресс-службы или других специалистов, они общаются напрямую благодаря возможностям социальных сетей.

Лидерам важно понимать, что любовь и ненависть — две стороны одной монеты, просто с разными знаками, говорит Светлана Миронюк. Намного хуже для коммуникации, когда не удается вызвать никакой эмоции.

«В конфликтных коммуникациях одно из самых главных, на мой взгляд, правил — это сегментировать аудиторию. Вам может казаться, что все люди настроены одинаково. На самом деле у всех разный градус принятия и непринятия. И вот этой разницей можно и нужно управлять. Потому что если вы говорите с аудиторией как с единой целостной массой, вы, скорее всего, получите обратную волну неприятия, которую будут зажигать самые активные игроки. Если вы умеете ее сегментировать и обращаться к каждому сегменту в зависимости от того, насколько он негативно настроен, это позволит вам структурировать управленческую механику», — убеждена Светлана Миронюк.

Конфликтов не стоит бояться, в них есть энергия, и их продуктивное разрешение — один из способов коммуникации. Хотя современной молодежи, по мнению Светланы, свойственно замалчивать конфликты из-за конформности, которая проявляется в основном в личных отношениях.

Еще одно современное и связанное с этим проявление в коммуникации — позитивная токсичность. Люди боятся сложных разговоров и копят негатив, надеясь, что он рассеется самостоятельно. Но этого не происходит, а отголоски невысказанных претензий все более явно проявляются во взаимоотношениях. Алексей Улановский замечает, что именно об этом писал американский психолог Джордж Колризер в книге «Спасите заложника», когда приводил метафору с тухлой рыбой, чтобы описать конфликты, которые продолжают влиять на мысли, эмоции и поведение человека. Если рыба — сложная ситуация, которую мы замалчиваем, — будет копиться под столом вместо того, чтобы быть разделанной и приготовленной, она протухнет и начнет испускать неприятный запах, поясняет профессор.

Лидерам важно уметь конфронтировать и отстаивать свою позицию, а также учить этому других — подчеркивает Алексей. Если продолжать замалчивать конфликты и копить их, подобно тухлой рыбе, они никуда не исчезнут, а будут постоянно напоминать о себе в фоновом режиме и портить взаимодействие внутри команды. Об этом говорила основательница советской патопсихологии Блюма Зейгарник, описывая феномен незавершенного действия: не завершив какое-то действие, человек продолжает помнить о нем намного дольше, чем о том, которое было успешно завершено, тратя на это свою энергию, напоминает Улановский.

Развитие личного бренда

Чем больше лидеры присутствуют в информационном пространстве, тем важнее для них становится продвигать личный бренд. Для этого необходимо научиться рассказывать о себе так, чтобы хотелось слушать. Именно поэтому особую популярность сегодня приобретает навык сторителлинга.

В этом контексте Алексей Улановский упоминает американского психолога и исследователя когнитивных процессов Джерома Брунера: именно он отмечал нарративную природу нашего «я». Нам свойственно рассказывать истории о своей жизни. Развивая его теорию, немецкий философ корейского происхождения Бён-Чхоль Хан считает, что сторителлинг стал инструментом, который превращает нарративы в товар. Вся коммуникация направлена только на продажу продуктов или себя — этот процесс философ называет «сториселлингом».

Алексей считает, что таким образом в обществе культивируется запрос на то, чтобы быть замеченными и иметь спрос. Люди ищут ответы на вопросы: «Про что я? Что отражает мою профессиональную ценность и идентичность?» Этот поиск и становится стимулом к развитию личного бренда.

Культура общения в мессенджерах

Телефонные звонки все больше уходят в прошлое. Как отмечает Светлана Миронюк, не только зумеры, но и люди других поколений могут рассматривать звонок как сигнал тревоги и поэтому не любить общаться по телефону. Такой разговор нельзя отложить, придумать наилучший ответ — важно ответить здесь и сейчас.

Но и с общением в мессенджерах все не так просто. Раньше люди чувствовали обязанность ответить на сообщение в любом случае. Сегодня с ростом информационного шума и количества уведомлений в смартфонах наша пропускная способность снижается, считает Улановский. Миронюк добавляет, что мы просто физически не можем ответить всем, поэтому разрешаем себе отреагировать с помощью символов (стикеров, эмодзи или других) или вообще пропустить чью-то реплику, если она не несет смысла. Эту ситуацию Улановский характеризует как феномен фундаментальной незавершенности коммуникации в чатах, отмечая, что она становится новой нормой нашего общества.

Отдельной темой обсуждения стала межпоколенческая коммуникация. Сегодня в офисах работают четыре поколения — люди разных коммуникационных культур, которым нужно приспособиться к привычкам и восприятию друг друга. Светлана Миронюк обращает внимание слушателей на то, что поколение Z очень часто использует символы вместо слов. И если стикеры и эмодзи несут вполне определенный смысл, то точки, например, могут интерпретироваться как выражение напряженности, а капслок — как маркер злости.

Иногда даже местоимения, которые мы употребляем, несут в себе точечное сообщение о нас и нашем отношении к ситуации. Алексей Улановский вспоминает: то, какие слова используют лидеры и почему, исследовал заведующий кафедрой психологии Техасского университета Джеймс Пеннебейке в книге «Тайная жизнь местоимений».

«Возьмем сегменты людей разных возрастов и разных коммуникационных культур, привычных им с рождения или привитых им в процессе карьерного роста. Каждый пришел со своим запросом, и для одних разговор — это самый эффективный способ коммуникации, а есть зумеры, для которых вербальная коммуникация и телефонная коммуникация — это стресс. Что делать?» — задается вопросом Светлана Миронюк.

По ее мнению, руководителям важно не допустить разделения на «мы» и «они» внутри своих команд. Наоборот, необходимо держать курс на взаимопроникновение навыков и культур.

Длина сообщения тоже, оказывается, имеет значение. Есть определенная закономерность между тем, насколько подробно написано сообщение и в каком статусе находится человек, который его отправил. По словам Миронюк, чем выше статус человека, тем короче его сообщение. У лидеров меньше времени на детальные ответы, и они считают, что имеют право объяснять ровно столько, сколько захотят. Улановский поддерживает эту точку зрения и замечает, что со стороны подчиненного работает обратная ситуация: человек заинтересован в том, чтобы передать информацию максимально подробно, потому что боится, что его могут не так понять.

Вся коммуникация сегодня находится у нас в кармане — в нашем смартфоне. И пусть мы взаимодействуем с людьми в жизни, очень многое мы делаем онлайн. Поэтому мы сталкиваемся с феноменом отсутствующего присутствия, который описал американский психолог Кеннет Дж. Герген. Наше сознание настолько поглощено цифровым пространством, что это влияет на нашу идентичность и изменяет ее.

Как плохие коммуникации влияют на эффективность бизнеса

Иллюстрацией проблем в современных лидерских коммуникациях стало исследование, которое провели в 2024 году «Большие идеи» и группа исследователей Школы управления «Сколково». Оно посвящено тому, как плохие коммуникации влияют на эффективность бизнеса. В рамках дискуссии спикеры привели два ключевых вывода.

  1. Рабочее время в компании тратится впустую из-за плохих коммуникаций:

  • менеджеры тратят 50 часов в неделю на ненужные разговоры с подчиненными.
  • 75% сотрудников тратят на пустые коммуникации от 2,5 до 5 часов в день.

2. Плохие коммуникации тормозят изменения:

    • 50% сотрудников признаются, что не видят общей цели и не понимают свое место в плане действий компании;

    • издержки на оплату потраченного впустую рабочего времени воплощаются в сорванных сделках, упущенных бизнес-возможностях, нездоровой атмосфере в коллективе, выгорании сотрудников и ограничении инноваций.

      Общие потери российского бизнеса от плохих коммуникаций составляют 9 трлн рублей в год.

***

Лидеры уверены в том, что их уровень коммуникации с сотрудниками достаточно высок и не нуждается в изменениях. По данным исследования международной IT-компании Axios HQ The 2023 state of essential workplace communications, 77% руководителей считают, что они понятны и убедительны в своих коммуникациях, но с ними соглашаются только 46% подчиненных. На каждом уровне иерархии теряется 10% информации из-за непонимания и неумения доносить информацию так, чтобы она была правильно воспринята всеми.

На это также влияют активизм CEO, неготовность к конфликтам, сложности межпоколенческого взаимодействия. И отражается это влияние не только на качестве взаимоотношений внутри команды, но и на финансовом результате компании, о чем свидетельствует исследование «Больших идей» и «Сколково».

Перед лидерами сегодня стоит важная задача — отследить те тренды, на которые обратили внимание спикеры в рамках дискуссии, в своих коммуникациях. Это поможет эффективнее взаимодействовать со своими командами и близкими людьми, а также оставаться востребованными специалистами, сохраняя свой уникальный подход.