Метод Микеланджело | Большие Идеи

・ Коммуникации
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Метод Микеланджело

Как помочь сотрудникам стать идеальными

Авторы: Брэд Джонсон , Дэвид Смит

Метод Микеланджело
Микеланджело, «Сотворение Адама»

читайте также

Стоит ли идти в лобовую атаку на нереальный план?

Борис Щербаков

Онлайновые аферисты нового поколения

Ширки Клэй

Не спешите хоронить ­аттестацию

Адам Грант,  Гейл Жанелль,  Голер Лори

«Я здесь ни при чем»: распознаем безответственного топ-менеджера

Мария Макарушкина

Микеланджело подходил к ремеслу скульптора с убежденностью, что уникальное и прекрасное произведение искусства уже сокрыто в камне, а от руки мастера зависит, удастся ли извлечь это произведение из камня или нет. Мы полагаем, что лучшие наставники относятся к своему делу так же. Социальные психологи уже подтвердили, что в самых счастливых парах партнеры положительно влияют друг на друга, помогая любимому человеку стать ближе к его собственному идеалу — личности, которой он хотел бы стать. Этот психологический эффект, возникающий в ситуации, когда задачей человека становится помощь его или ее второй половине в достижении идеала, получил название феномена Микеланджело. Но опытный руководитель тоже может помочь сотруднику приблизиться к идеальному «я» — уникальной, перспективной, но не всегда очевидной на первый взгляд модели личности.

Так как же наставнику составить представление об идеальном «я» своего подопечного? Оказывается, все зависит от искусства установки. В этом процессе задействованы два основных компонента. Во-первых, перцептивная установка. Первоклассные наставники специально выделяют время на то, чтобы по-настоящему «увидеть» своих протеже, понять — и принять — не только их истинное «я», но и их идеалы, и возможные направления развития карьеры. На это требуется много времени и терпения. Наставник должен завоевать доверие, быть доступным и готовым выслушать. Ключ к успеху кроется в следующем: как только у подопечного формируется представление о своем идеальном образе, наставник должен последовательно поддерживать его идеи.

Второй элемент включает в себя бихевиористскую установку — действия, направленные на то, чтобы помочь подопечному усвоить поведенческие паттерны, соответствующие его представлениям о своем личном идеале. Поняв, кем мечтает стать его протеже, наставник должен показать ему пути и создать возможности, которые позволят ему самосовершенствоваться. Например, когда представление Франклина о Шоне и его отношение к ней будут соответствовать идеалу самой Шоны, Франклин начнет помогать ей приблизиться к задуманному: он станет стимулировать в ней поведенческие реакции и наклонности, отвечающие ее идеальной модели. За счет частого взаимодействия, в ходе которого Франклин сможет заставить выйти на первый план ее идеальное «я», Шона сможет развиться и стать ближе к своему идеалу.

Подход Микеланджело может оказаться настоящим вызовом для наставников, когда они принимаются за обучение человека противоположного пола. Это особенно верно в отношении наставников-мужчин и женщин-подопечных — чаще ситуация складывается именно так, а не наоборот. Дело в том, что во многих организациях у мужчин по-прежнему выше шансы получить руководящую должность — поэтому их больше и среди наставников.

Согласно результатам исследования, посвященного менторству и его зависимости от гендерного признака, женщинам сложнее найти наставника. И даже если им это удается, у них меньше шансов на профессиональные достижения. Одна из причин этого феномена заключается в том, что, когда дело доходит до такого навыка, как активное слушание, мужчины зачастую оказываются неспособными его применить, чтобы помочь подопечной постепенно раскрыть представление о ее идеальном «я».

Могут ли мужчины по-настоящему воплотить в жизнь принципы Микеланджело и быть наставниками для женщин, руководствуясь описанными выше соображениями? Результаты проведенного нами исследования говорят о том, что это возможно, но лишь при одном условии: мужчины должны постараться понять, что мешает формированию крепких партнерских отношений с представительницами противоположного пола.

Во-первых, у большинства наставников есть склонность превращать подопечных в свои точные копии. Они, зачастую не отдавая себе в этом отчета, подталкивают своих протеже к выбору карьеры или профессиональным или личным решениям, повторяющим их собственные. Пусть такое «клонирование» и питает эго наставников, но оно максимально далеко от истинных идеалов метода Микеланджело.

Хотя это справедливо как для мужчин, так и для женщин-менторов, исходя из нашего опыта, можно сделать вывод, что мужчинам-наставникам сложнее справиться с желанием заставить подопечную повторять их профессиональную жизнь. Это происходит из-за гендерных особенностей в подходе к слушанию, а также из-за того, что женщины (как правило) более склонны к формированию личностных отношений, в то время как мужчины (как правило) больше сконцентрированы на достижении целей. Чтобы избежать возникновения инстинктивной склонности к «клонированию», мужчинам нужно приложить все усилия, действительно слушать подопечную и обращать большее внимание на детали их отношений, чем на обсуждаемую в ходе разговора специфическую задачу. В общении с женщинами мужчинам также более свойственно спешить с выводами и решениями, а не тратить время на то, чтобы выслушать, понять и оценить ее точку зрения.

Мужчины, стремящиеся воплотить в своей менторской стратегии принципы Микеланджело, также могут быть сбиты с толку тревожными гендерными стереотипами относительно их протеже. Мы все становимся жертвами клише. Если вы мужчина, попробуйте не задумываясь завершить следующее предложение: «Она женщина, значит, ей хочется ___, она, должно быть, планирует ___ и, возможно, совсем не интересуется___». Если от некоторых ответов вас не по себе, знайте, что вы не одиноки. Даже позитивные стереотипы могут привести к нежелательным последствиям.

Вот пример Роберта Лайтфута, директора NASA, поделившегося с нами историей о том, как однажды стереотипы сбили его с толку:

«В самом начале карьеры мне повезло пережить переломный момент. Я принимал участие в работе распорядительного комитета. В нем также заседала моя наставница. Комитет очень быстро достиг консенсуса по предложенной кандидатуре. Когда мы начали один за другим комментировать решение, я сказал: “Эта должность предполагает много поездок, а она только что родила ребенка. Возможно, ей придется совсем тяжело, если мы ее наймем”. К счастью, моя наставница очень четко и решительно произнесла: “Это решение принимать не вам! Она знает, что должна часто бывать в командировках, она в курсе, что недавно родила ребенка, не отнимайте у нее права принять решение”. Эти фразы оказали на меня необычайное воздействие».

Еще один жизненно важный элемент на пути утверждения идеального представления протеже о своем идеальном «я» — гендерная тактичность. Суть этого термина заключается в осознании и уважительном отношении ко всему, что мужчины не могут понять в психологии женщин вообще и личном опыте своих подопечных в частности. Чтобы проявлять подлинную гендерную тактичность, необходимо питать искренний интерес к переживаниям и проблемам своей подопечной, осознавать ограниченность своей способности к пониманию, а также демонстрировать эмпатию, когда протеже делится своими мечтами о будущем.

Важная оговорка. Если складывается впечатление, что подопечная недооценивает себя, наставник должен предложить ей более амбициозный и вдохновляющий план реализации ее потенциала, включая возможности, которые не рассматривались ранее. Успешные наставники часто склонны создавать смелые, зачастую даже дерзкие сценарии того, как может сложиться карьера их подопечных. К примеру, недавно контр-адмирал Береговой службы США Сандра Стосс рассказала нам:

[Мои менторы] рассказали мне о возможностях, которые даже не приходили мне на ум. Они дали мне шанс посмотреть на жизнь шире, выйти за пределы моих долгосрочных целей — стать моряком и однажды встать во главе корабля. Они помогли мне начать мыслить глобально — не только категориями Береговой охраны, но и всего министерства транспорта. Эти двое мужчин показали мне, что моя карьера не должна ограничиваться выходом в море, что для меня открыто больше профессий и возможностей, чем я когда-либо могла представить.

В конечном счете успешный наставник будет с уважением относиться к модели идеального «я» своего протеже и его карьерным устремлениям (а не тем вариантам, которые он считает наиболее приемлемыми, и не к сценариям, отражающим его собственный профессиональный путь). Чуткие творцы используют внимательное слушание, сократический метод, безусловное принятие и щедрую эмоциональную поддержку, чтобы сформулировать мечту, облечь ее в слова, а затем помочь молодому коллеге достичь ее.

Об авторах. У. Брэд Джонсон — профессор психологии факультета лидерства, этики и права Военно-морской академии США; также преподает в Университете Джона Хопкинса. Соавтор книги «Возвышение Афины: Как и почему мужчинам нужно быть менторами для женщин» и других статей, посвященных наставничеству. Дэвид Дж. Смит — профессор социологии факультета национальной безопасности Военно-морского колледжа США, соавтор книги «Возвышение Афины: Как и почему мужчинам нужно быть менторами для женщин». Исследует гендерные, рабочие и семейные отношения.