Разговор под напряжением: как добиться своего и не перессориться | Большие Идеи
Коммуникации

Разговор под напряжением: как добиться своего и не перессориться

Леонид Кроль
Разговор под напряжением: как добиться своего и не перессориться
Фото: Nikola Johnny Mirkovic / Unsplash

Время турбулентности, «черных лебедей», высокой неопределенности порождает страх хаоса. И это чувство представляется самим хаосом. Кажущаяся неупорядоченность мира меняет фокусировку и снижает концентрацию внимания. В такой ситуации труднее вести диалог — как с собой, так и с окружающими.

Ощущение всепроникающего хаоса зачастую вызывает желание, как выражаются англичане, to explain away — с помощью объяснений снизить важность какого-либо факта или явления. Рационализировать, обобщить, концептуализировать проблему — и вот она уже как будто упорядочена, а план решения намечен. Между тем интуиция подсказывает нам, что на самом деле мы столкнулись с чем-то неординарным, что наши способы решения здесь не работают — а может быть, решения и вовсе не существует.

В то же время никуда не исчезли и «старые» причины повышения напряженности. По-прежнему существуют конфликты интересов, борьба мнений, желание взять верх, самоутвердиться. Добавьте сюда нехватку времени, попытки найти виноватых, невозможность во многих случаях открыто выразить гнев — и станет понятно, почему в трудные времена сложно разговаривать с другими и с собой. Диалог получается не продуктивным, не плодотворным, а «иссушающим». Он не способствует сотрудничеству, хуже того — он может его испортить.

Как не перессориться, если череда проблем длится непредсказуемо долго? Ответ: обратить внимание на семь важных параметров диалога.

1. Атмосфера. В ситуации шторма еще важнее, чем «в тихую погоду», обращать внимание на контекст и атмосферу разговора, а не только на суть. Иногда полезно вообще отложить в сторону «самое главное» и отладить процесс коммуникации, сосредоточиться на том, чтобы постоянно оценивать качество контакта между собеседниками. Часть общения всегда должна быть направлена на то, как мы общаемся. В хаосе эта часть должна быть существенно больше.

2. Цель. Скорее всего, вы заметите, что и вам, и вашему собеседнику часто хочется что-то «продавить», «продать». Это видно даже по интонации. Попробуйте сконцентрироваться на установке: важнее общаться, чем добиваться.

советуем прочитать

Об авторе

Леонид Кроль — кандидат медицинских наук, профессор МП ВШЭ, эксперт в области психологии личности в бизнесе.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как главы компаний управляют временем
Майкл Портер,  Нитин Нория