Шесть советов для идеального выступления | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть советов для
идеального выступления

Как представить свои идеи аудитории

Автор: Кармин Галло

Шесть советов для идеального выступления
Edu Lauton / Unsplash

читайте также

Ничего кроме правды

Джентайл Мэри

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Круглый стол: В поисках сложного человека

Евгения Чернозатонская

Пять правил, которые помогут вашей команде научиться работе с данными

Рашид Сабар

Вы поработали над идеей и слайдами для вашей следующей презентации. Пришло время поразить аудиторию. Впечатление собравшихся будет зависеть от того, насколько уверенно вы выглядите и говорите. Помните, что зрители формируют свое мнение очень быстро.

По данным одного из исследований, мнение о компетентности выступающего складывается менее чем за полминуты. Это означает, что слушатели за считанные секунды решают, доверять вам или нет, и оценивают при этом ваш голос и язык тела. Иными словами, одинаково важно и то, что вы говорите, и то, как вы это говорите.

Есть и хорошие новости. Существует множество надежных способов добавить своему выступлению уверенности — даже если вы нервничаете и смущаетесь.

Как выглядеть уверенно

Установите зрительный контакт. Зрительный контакт — первый шаг в построении доверительных отношений со слушателями. «Ключевую роль в формировании социальных связей играют глаза. При взгляде на лицо собеседника мы в первую очередь считываем информацию по глазам», — говорится в одном из исследований.

Есть простой способ научиться устанавливать зрительный контакт, но он требует небольшой подготовки. Запишите на видео, как вы проводите свою презентацию перед маленькой аудиторией. Посмотрите запись и отметьте каждый раз, когда вы смотрите не на слушателей, а на слайды. Проведите презентацию еще раз и снова запишите свое выступление. Каждую следующую репетицию старайтесь меньше говорить со слайдами и больше — с аудиторией, устанавливая с ней визуальный контакт. Репетируйте, пока не выучите все наизусть.

Выбирайте открытые позы. Открытая поза подразумевает отсутствие преград между вами и аудиторией. Уделяйте внимание рукам: неуверенный выступающий неосознанно скрещивает руки на груди, принимает защитную позу. Руки уверенного в себе спикера расслабленны, ладони обращены к зрителям.

Руки и ладони — лишь пример возможных преград между вами и зрителями. Есть и другие — ноутбук или кафедра, за которой вы стоите. Не забывайте доставать руки из карманов. В открытой позе вы занимаете больше пространства и чувствуете себя увереннее и выглядите так же.

Используйте жестикуляцию. Для выделения ключевых мыслей в своей речи уверенные спикеры активно жестикулируют. Результаты одного из исследований показывают, что на питчах перед инвесторами предприниматели более убедительны, если они используют средства художественной выразительности (истории, метафоры) и жесты.

Выделите в своей презентации фрагменты, которые можно подкрепить жестами, так чтобы это выглядело естественно. Если на слайде есть список, можно отсчитывать его пункты на пальцах. Если вы говорите о чем-то глобальном и обширном, покажите это руками. В одном из исследований поведения популярных спикеров конференции TED (например, Брене Браун и Тони Роббинса) обнаружили, что успешные спикеры прикладывают руки к груди, рассказывая о чем-то личном. Жесты отражают ваши чувства к обсуждаемой вами теме и эмоционально вовлекают аудиторию в ваш рассказ.

Как говорить уверенно

Избавьтесь от слов-паразитов и междометий. Старайтесь не употреблять слов, которые не несут смысла и лишь заполняют пространство между предложениями. Примеры таких слов: эм, э-э, типа, в общем, на самом деле, абсолютно и т. д. Слова-паразиты только раздражают слушателя и делают вашу речь неуверенной. Но избавиться от них достаточно просто.

Послушайте спортивных комментаторов. Лучшие из них почти никогда не используют слов-паразитов. Они всегда обдумывают, что именно хотят сообщить, и доносят свою мысль четко и точно. Обратите внимание на то, как говорит Джим Нантц, Боб Костас, Аль Майклс. Годы практики научили этих комментаторов говорить так, чтобы их было приятно слушать.

Как им удалось достичь такого мастерства? Только многочасовым просмотром записей собственных выступлений и работой над ошибками.

Используйте их стратегию. Включите видеокамеру или смартфон и запишите свое выступление. Посмотрите запись. Ваша цель при просмотре — обратить внимание на слова-паразиты, которые вы слишком часто используете. Запишите их и снова отрепетируйте свое выступление. Подловите момент, когда захотите сказать любимое слово-паразит и вместо этого помолчите. Так вы сможете улучшить качество своей речи.

Не бойтесь пауз. Многие из нас используют слова-паразиты, потому что боятся тишины и пауз. Чтобы эффектно выдержать паузу, необходима уверенность в своих силах. Паузы нужны нашей речи так же, как письму нужны точки — они дают слушателям возможность отделить одну мысль от другой.

В The New York Times недавно вышла статья о том, почему так важны паузы в классической музыке, и почему короткие периоды тишины привлекают внимание. Люди — социальные существа, запрограммированные уделять внимание паузам в потоке информации. «Мы легко отличим многозначительную паузу от неловкой или выжидающей тишины. Секундное промедление с ответом может скрывать нерешительность или обиду, а может вызывать смех», — пишет автор материала.

Паузы воспринимаются нами как элемент красноречия, особой выразительности — и в музыке, и в речи. Можете испытать силу паузы, выбрав одну-две ключевые фразы в своей презентации. В своем выступлении помедлите перед тем, как их произнести. Например, «А самое главное, что я хочу вам сказать...» — сделайте небольшую остановку — и закончите предложение. Что бы вы ни сказали после паузы, это обязательно запомнится.

Меняйте темп речи. Уверенные спикеры играют с темпом речи, ускоряют и замедляют ее, чтобы выделить главное.

Аудиокниги записываются в умеренном темпе, в среднем со скоростью 150—160 слов в минуту. Это достаточно комфортный уровень, чтобы разобрать слова и ухватить смысл. Спикеры TED в среднем говорят с той же скоростью — 163 слова в минуту.

Но есть одна хитрость. Самые популярные спикеры ускоряются до 220 слов в минуту, когда хотят оживить какой-то фрагмент своего рассказа и вовлечь слушателей. Чтобы сосредоточить внимание на нужной мысли, они делают паузу и замедляют темп речи.

Возьмем, к примеру, правозащитника и спикера TED Брайана Стивенсона. Его презентация вызвала самые продолжительные овации в истории конференции. В своем выступлении он постоянно меняет темп речи. Пересказывая занимательную беседу со своей коллегой-правозащитницей Розой Паркс, Стивенсон значительно ускоряется.

И вот я ей зачитываю речитативом: «Наша задача — бороться с несправедливостью. Наша задача — помочь несправедливо обвиняемым. Наша задача — сражаться с предрассудками и дискриминацией в уголовной среде. Наша задача — добиться условно-досрочного освобождения для детей. Наша задача — решить проблему со смертной казнью. Наша задача — снизить населенность в тюрьмах. Наша задача — покончить с массовыми арестами».

После этого Стивенсон резко замедляется, чтобы передать зрителям ответ Розы Паркс: «И тут она взглянула на меня и сказала: “Хм-м-м-м... В таком случае вы очень, очень, очень устанете”».

Аудитория разразилась смехом. Стивенсон рассказывал историю не сухо и предсказуемо, а трогательно и с юмором. Он всегда тщательно выстраивает свою речь, не полагаясь на волю случая

Как овладеть этим навыком? Следуйте за историей, которую хотите рассказать. Не спешите, но если требуется быстро перечислить детали, ускоряйтесь. Приближаясь к главной мысли, замедлитесь.

Редкому спикеру удается овладеть всеми шестью принципами уверенного выступления. На деле мало кто о них знает. Вам же теперь они известны, и остается только практиковаться, практиковаться и еще раз практиковаться. Некоторые из них можно закрепить всего за несколько повторений, а другие (например, мастерство темпа) потребуют не один час репетиций. Не останавливайтесь на достигнутом. Ничто так не подчеркнет силу ваших идей, как умение себя преподнести.

Об авторе. Кармин Галло (Carmine Gallo) — автор книги «Five Stars: The Communication Secrets to Get from Good to Great» (St. Martin’s Press), преподаватель Школы дизайна Гарвардского университета.