Четыре секрета успешного выступления в Zoom (и не только) | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Четыре секрета успешного выступления в Zoom (и
не только)

Как правильно использовать онлайн-среду во время выступления или виртуальной встречи

Автор: Энди Молински

Четыре секрета успешного выступления в Zoom (и не только)

читайте также

Старикам здесь место

Марина Иванющенкова

Жертвы алгоритмов: что не так с интернет-маркетингом

Алекс Миллер,  Картик Хосанагар

Создавайте общественные блага, и вы не проиграете

Дениз Ли Йон

Лидер и его репутация: истории пяти гендиректоров

Сандра Сачер,  Шалин Гупта

Ведущие мероприятий и преподаватели понимают, как важно установить эмоциональный контакт с аудиторией. Очень важно держаться естественно, уметь развеселить людей, чувствовать себя непринужденно и вовлеченным в свой рассказ (может быть, даже абсолютно погруженным в него). Вот почему нам не по себе, когда мы пытаемся создать нужную атмосферу в виртуальной среде, исключающей личное присутствие слушателей.

Как преподаватель я сталкиваюсь с трудностями обучения и публичных выступлений в мире, преображенном COVID-19. Из-за пандемии я перевел все свои занятия в онлайн-режим. Однако и до начала данного кризиса мне приходилось преподавать и консультировать через интернет. Я выступал на виртуальных площадках, иногда обращаясь к сотням людей за раз, участвовал в онлайн-встречах, в том числе в роли эксперта, использовал интернет для обучения людей, находящихся в разных точках мира, и все, что нас связывало — глазок камеры на планшете или компьютере.

Что я узнал о преподавании и выступлениях онлайн благодаря опыту, полученному за последние несколько лет? Это и правда совершенно иной вид деятельности, а не обычное совещание или лекция, только на экране. И хотя вам нужно стремиться к тем же целям, которые вы ставите перед собой при очном взаимодействии с аудиторией, для их достижения вам потребуются другие инструменты.

Учитывая сказанное, следующие мои советы помогут приспособиться к особенностям онлайн-среды, которая может быть чуждой вам, и использовать ее возможности по максимуму.

Избегайте обезличенности

Виртуальная обстановка может казаться обезличенной из-за физической и психологической дистанции между вами и аудиторией, так что вам придется проявить творческий подход. Например, мне нравится появляться на онлайн-встрече заранее, чтобы приветствовать появляющихся людей и вовлекать их в ни к чему не обязывающий разговор перед началом основной беседы. Чтобы наладить эмоциональный контакт, я также прошу людей по возможности включать свои видеокамеры. Некоторым из нас нужно готовиться к этому, чтобы не волноваться по поводу своего внешнего вида, поэтому я обычно заранее сообщаю своей аудитории о предпочтительности видеосвязи.

Я не всегда могу отследить реакцию аудитории в реальном времени, особенно если выступаю перед большой группой, поэтому стараюсь представлять ее. Например, глядя в камеру над экраном моего гаджета, я не забываю о теплой и обаятельной улыбке, уместном смехе, дружелюбном и располагающем тоне. Иногда я чувствую себя актером, но — по крайней мере, по моим ощущениям, — такое поведение не кажется фальшивым. Мне кажется, оно необходимо, чтобы создать комфортную и приязненную атмосферу, к которой я стремлюсь.

Наконец я стараюсь обращаться к людям по именам, а также приглашаю их вступать в беседу и участвовать в происходящем, если они к этому готовы. Функция чата наряду с видео помогает получить отклик и мнение участников и повышает персонализацию беседы.

Транслируйте сердечность, создавайте видимость присутствия

Когда мы устраиваемся на диване, чтобы насладиться любимым сериалом, посмотреть вебинар или обучающее видео, мы принимаем пассивную роль зрителя. Но спикеру нужен вовлеченный, активный образ, хотя среда не всегда располагает к этому.

Есть несколько деталей, которые могут помочь вам создать теплую виртуальную атмосферу. Для начала поддерживайте «зрительный контакт» с участниками вашего мероприятия, как можно чаще глядя в камеру. Иногда бывает трудно держать это в голове, особенно если окна с изображениями ваших слушателей находятся далеко от камеры вашего компьютера. Я часто вручную передвигаю эти окна в верхнюю часть экрана, чтобы одновременно поддерживать зрительный контакт и следить за реакцией аудитории.

Можно проследить и за ракурсом съемки. Перед своим первым мероприятием я по ошибке поставил ноутбук на стол и расположил камеру так, что она «смотрела» на мое лицо снизу вверх. Скоро я понял, что благодаря этому аудитория могла любоваться моими ноздрями.

Как и очные встречи, мероприятия в формате онлайн подчиняются определенным культурным правилам и нормам, которые различаются в зависимости от ситуации. Например, во время занятия со студентами или совещания с коллегами я могу разрядить обстановку, направив камеру на свою собаку. Это отличный способ создать атмосферу присутствия и дружелюбия. Однако я вряд ли прибегну к этой тактике во время выступления перед корпоративной аудиторией или презентации обучающего курса для руководителей. В этих более формальных ситуациях я, возможно, начну с личной истории, опроса или просьбы написать в чат, кто где находится. Для такого рода ситуаций эти способы избежать обезличенности более уместны.

Привыкайте к отложенной обратной связи

Спикерам виртуальных мероприятий неизбежно приходится адаптироваться (или хотя бы привыкать) к другому режиму получения обратной связи. Например, когда я произношу речь в виртуальном режиме, то не получаю своевременной обратной связи: не вижу кивков, не слышу смеха слушателей, не могу ходить по залу и дискутировать с людьми. То есть я могу говорить 30–40 минут и не иметь ни малейшего представления о том, как восприняли мою речь, пока не поговорю с организаторами мероприятия.

Сначала это обескураживало и даже отвлекало. Мысли о том, хорошо ли я справляюсь и доношу ли свои мысли до слушателей, мешали мне выступать. Но со временем я научился предупреждать эти чувства и напоминать себе, что моя речь в целом довольно эффективна, даже если я получу обратную связь с большим запозданием.

Стремитесь к интерактивности

Для меня всегда важно, чтобы мои выступления были увлекательными и интерактивными. Правильные инструменты помогут вам сделать виртуальное общение не менее, если не более, интересным. Например, я активно пользуюсь функцией чата. Это дает людям возможность комментировать мою речь в реальном времени. Более того, я вовлекаю участников мероприятия в обсуждение. Я могу сказать: «Анита сейчас написала отличное замечание о культурных различиях в групповой динамике, а Хуан, похоже, может дополнить ее точку зрения. Может быть, кто-то хочет высказаться?» У виртуальной обстановки есть одно большое преимущество: она опускает планку для вступления в дискуссию. Своими мыслями и идеями делятся даже те участники, которые во время очных мероприятий предпочитают молчать.

В начале онлайн-встреч я часто использую функцию опроса. Она отлично помогает разогреть аудиторию перед дискуссией и как можно раньше создать у участников ощущение вовлеченности и сопричастности.

Я также начал использовать переговорные комнаты на платформе Zoom, дающие возможность мгновенно направлять малые группы студентов в закрытые чаты, где они могут обсудить отдельный кейс или проблему, прежде чем выступить перед основной группой. Вы как модератор имеете право присоединяться к чатам, и это подобно перемещению по залу во время оффлайн-мероприятия. А затем одним кликом вы можете вернуть всех в общий «зал».

Сейчас мы все привыкаем к новым методам работы, и переход на онлайн-платформы выталкивает многих из нас из зоны комфорта. Важно признать, что, хотя эта форма подачи информации отличается от привычной и сопряжена с определенными трудностями, у нее есть и преимущества. Возможно, самое большое из них — то, что она позволяет нам оставаться на связи и не терять ощущения сопричастности в это трудное для всех время.

Об авторе. Энди Молински (Andy Molinsky) — профессор организационного поведения международной бизнес-школы Брандейс. Автор книги «Global Dexterity and Reach».