Пять способов (не) нервировать сотрудников | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Пять способов (не)
нервировать сотрудников

Модели поведения, которых лидеру следует избегать

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Пять способов (не) нервировать сотрудников
Gettyimages/Liyao Xie

читайте также

Пять антикризисных мер для бизнеса

Евгений Бутман

Душители прогресса

Вилли Ших,  Кауфман Стивен,  Клейтон Кристенсен

Аутентичность может быть лишь еще одним способом подражания

Эрминия Ибарра

Переговоры на эмоциях

Джулианна Пиллемер,  Лири Кимберлин,  Уилер Майкл

Многолетние научные исследования показывают: главные факторы проблем на работе — стресс и тревожность. Они портят настроение, сказываются на самочувствии и продуктивности. У тревожности может быть множество причин, в том числе личных, но одна из самых серьезных и распространенных непосредственно связана с работой: это непрофессионализм руководства.

Поведение непосредственных начальников и топ-менеджеров напрямую влияет на уровень стресса и тревожности сотрудников. Каждый их шаг, слово, эмоция сказываются на физическом и психическом состоянии коллектива. И чем выше в иерархии находится лидер, тем больше людей попадает под его влияние — как положительное, так и отрицательное.

К сожалению, мало кто из руководителей это понимает. Кроме того, многие переоценивают свои лидерские качества, и это создает разрыв между реальным и воспринимаемым уровнем их профессионализма. Поэтому даже самые благонамеренные боссы, зачастую сами того не желая, заставляют подчиненных тревожиться и не могут скорректировать свое поведение: ведь если человек уверен в эффективности своих методов управления, разве он станет что-то менять?

Вот почему лидер должен уделять особое внимание своим действиям и коммуникации. Важность этой стороны работы возрастает в периоды неопределенности, ведь люди ждут, что лидер поможет им преодолеть страх, даст ориентиры, укажет направление и главное — вселит надежду и оптимизм.

Если вы руководитель, вам будет полезно разобраться в том, как ваша речь, поступки, эмоции и реакции влияют на коллектив — даже тогда, когда вы этого не замечаете. Существует пять моделей поведения, которые больше всего влияют на тревожность сотрудников. Научившись распознавать их, вы сможете корректировать свои действия и повысить эффективность своих методов руководства.

1) Негативные высказывания. Нам часто кажется, что свои эмоции мы передаем в основном невербально — жестами и мимикой. На самом же деле наши истинные чувства и мысли гораздо чаще выдают именно слова. С развитием технологий алгоритмического анализа текста и обработки естественного языка мы убедились, что существует явная и устойчивая связь между словами, которые мы выбираем для выражения мыслей и чувств, и нашим настроением и характером.

Это означает, что даже если вы, по собственному ощущению, хладнокровно обсуждаете бизнес-стратегию, ваша манера речи и лексика доносят до аудитории ваше истинное эмоциональное и умственное состояние. В письменном виде слова лидера влияют на настроение в коллективе еще сильнее: люди склонны перечитывать важные тексты и впитывать выражаемые в них эмоции.

Исследования показывают: чтобы случайно не вызвать у читателя тревогу, следует избегать явно негативных слов (например, ужасный, шокирующий, опасный) и даже стандартных эвфемизмов для них (непростой, проблемный, нежелательный). По сути, единственный критерий для отнесения слова к негативным — воздействие на слушателя или читателя, повышение уровня его тревожности, нервозности, беспокойства. Высказываясь в одинаковых ситуациях и описывая одни и те же события, два лидера по-разному повлияют на настрой аудитории, если один будет говорить о надежде, улучшениях и свете в конце тоннеля, а другой — о числе жертв, показателях смертности и депрессии.

2) Странное или сумбурное поведение. Мы часто приветствуем спонтанность и непосредственность как важнейшие факторы креативности и чуть ли не неотъемлемые составляющие свободы. На самом же деле большинство людей стремится по возможности избегать неопределенности и непредсказуемости: ведь и то и другое вызывает тревожность.

Пандемия COVID-19 лишний раз это доказала. Нас всех выбила из колеи не только угроза заболевания, но и невозможность предсказать, что будет завтра. В подобной ситуации лидер не способен сам предвидеть будущее и не может вселить уверенность в подчиненных. Однако в его силах, по крайней мере, действовать последовательно и предсказуемо, чтобы не вызывать у людей ненужное беспокойство.

Постарайтесь не усложнять лишний раз жизнь ваших подчиненных: не заставляйте их гадать, что вы предпримете дальше. Станьте надежным, понятным — а при необходимости даже скучным. Возможно, именно вы окажетесь для сотрудников единственным маяком предсказуемости в океане полной неопределенности.

Иными словами, максимально четко структурируйте совещания и коммуникации, ясно говорите, чего вы ожидаете от каждого, старайтесь ничего не менять и не отменять в последнюю минуту и в целом больше следуйте тем же принципам, которыми вы руководствовались до кризиса.

3) Резкие скачки настроения. Раздражительные начальники подобны американским горкам: они нравятся лишь любителям пощекотать себе нервы, а у всех остальных провоцируют стресс. В трудные времена сотрудникам меньше всего хочется наблюдать перепады настроения босса; если вы пробовали обсудить острую тему с человеком после неудачного дня, то знаете: добром это не заканчивается.

Быть лидером — значит уметь справляться с психологическим напряжением. Это непросто, но необходимо. Помните: ваш стресс станет катализатором стресса для каждого подчиненного, особенно в условиях кризиса. Поэтому старайтесь следить за тем, какое впечатление вы производите, сдерживайте эмоции и сохраняйте лицо перед сотрудниками.

Что это значит? Прежде всего — и здесь мы возвращаемся ко второму пункту — коллектив хочет видеть в вас островок стабильности и уверенности посреди хаоса. Если в обычных условиях вы проявляете спокойствие и твердость, постарайтесь по возможности сохранить их. Хотя эмоциональная неустойчивость во время кризиса естественна, чем меньше изменений заметят в вашем поведении подчиненные, тем меньше пострадает их психика. Если же в спокойные времена вы лабильны и неуравновешенны, попробуйте излучать умиротворенность и самообладание — как если бы вдруг занялись медитацией. Да, это потребует серьезных усилий — зато со временем вы научитесь справляться с собственной тревожностью. А когда подчиненные заметят изменения, они и сами немного расслабятся.

Среди приемов, останавливающих эмоциональные качели, можно назвать регулярные практики осознанности, физические упражнения, полноценный сон и внимание к обратной связи, что поможет заметить ненужные срывы.

4) Излишний пессимизм. В нашем мире, особенно на Западе, принято стигматизировать любой негатив. Пессимизм считается чуть ли не психологической проблемой. Скептический взгляд на мир сильно недооценен — а ведь он помогает лидерам выявлять и предотвращать потенциальные угрозы, минимизировать риски и избегать самонадеянных решений. При всем этом в беспокойные времена пессимизм лидера превращается из актива в пассив, демотивируя сотрудников и повышая и без того высокий уровень тревожности в коллективе.

Поэтому, даже если для оптимизма нет поводов, старайтесь воздержаться от откровенно пессимистических суждений. Даже если вы вообще не ждете от жизни подарков, не заражайте своим настроением окружающих. Контролируйте себя, излучайте спокойствие и собранность: это придаст сил вашим подчиненным. Помните, что лидерские навыки не принадлежат вам лично — это ресурс, с помощью которого вы помогаете людям.

Кроме того, ожидая от вас оптимизма в неспокойные времена, подчиненные изначально настроены пессимистично. Если вы скажете им, что все будет хорошо, они поверят; но если вы скажете, что все плохо, они не только поверят, но и начнут паниковать.

5) Игнорирование чужих эмоций. Не придавать значения чувствам подчиненных — едва ли не самая серьезная ошибка в трудные времена. Это часто случается, когда лидер слишком погружен в собственные переживания. Конечно, разобраться в своих страхах и взять их под контроль очень важно — но не менее важно не разочаровывать людей; а если они увидят, что вы не контролируете себя, то будут ли доверять вам как лидеру? Главное здесь — эмпатия: чтобы преуспеть, необходимо сосредоточиться не на себе, а на окружающих.

За последние два десятилетия было проведено множество исследований, которые подтвердили важную роль эмоционального интеллекта в развитии эмпатии. В частности, удалось выяснить, что лидеры с высоким эмоциональным интеллектом лучше понимают чувства других людей и эффективнее влияют на них, вместе с тем контролируя собственные эмоции. Конечно, не все способны к этому от природы, а научиться эмпатии непросто. И все же можно и нужно стараться выслушивать и понимать других людей.

Помните: в трудные периоды следить за настроением и уровнем стресса в коллективе важнее, чем за рабочими результатами, производительностью или распределением задач. Используйте простые приемы: проводите встречи с глазу на глаз, чаще общайтесь с сотрудниками, задавайте открытые вопросы, чтобы получать развернутые ответы, и всегда старайтесь проявлять эмпатию. Как завещал Дейл Карнеги, «имея дело с людьми, помните, что ими движет не логика, а эмоции».

Итак, чтобы не повышать тревожность окружающих, постарайтесь учитывать, что ваши поступки влияют на них. Лидер всегда усиливает эмоции коллектива. Действуя разумно, вы поможете коллегам раскрыть потенциал даже в самые скверные времена, а предпринимая неверные шаги, подорвете дух коллектива и помешаете его работе даже в благоприятных условиях.

Об авторе

Томас Чаморро-Премузик (Tomas Chamorro-Premuzic) — главный специалист по кадрам ManpowerGroup, профессор бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и Колумбийском университете, сотрудник Гарвардской лаборатории по предпринимательству и финансам. Автор книги «Why Do So Many Incompetent Men Become Leaders? (And How to Fix It)».