Шесть искусств для бизнеса | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Шесть искусств
для бизнеса

Неважно, как вы учились в школе. В экономике будущего умение понимать людей и видеть далекую цель будут цениться выше, чем любые знания.

Автор: Евгения Чернозатонская

Шесть искусств для бизнеса

читайте также

Опыт предпринимательства приносит проблемы с соблюдением сроков

Эми Микер

Любопытный значит умный. Или нет?

Ирина Пешкова

Планируем свою работу на пенсии

Дори Кларк

5 способов управлять конфликтом с советом директоров

Сабина Наваз

На нашей памяти экономика производства уступила место экономике информации и знаний. Сейчас в развитых странах позади и этот этап. Традиционные знания, да и интеллект в целом девальвируются, утверждает Дональд Пинк в своей книге «A Whole New Mind. Why Right-Brainers will Rule the Future». По статистике карьерный успех лишь на 3—5% определяется уровнем IQ. Аналитические навыки — способность быстро перерабатывать большие объемы информации, сопоставлять данные с цифрами и диаграммами, делать логические выводы и даже строить теории и обобщать — все менее востребованы. Представители азиатских стран умеют делать все это лучше, точнее и, главное, дешевле. И зачем забивать голову школьными знаниями, если исторические факты, химические формулы, даты сражений, правила грамматики и законы физики можно найти в интернете за полсекунды? Будущее принадлежит людям, способным создавать красоту и смысл, а не компьютерные программы или крючкотворные контракты.

Впрочем, книга, название которой можно перевести как «Новое сознание: Почему будущее принадлежит правополушарным людям», адресована не воспитателям юношества, а предпринимателям. Каким бизнесом стоит заниматься, когда товарное изобилие с избытком покрывает любой спрос? Когда китайцы, индийцы, вьетнамцы и филиппинцы готовы производить все что угодно, включая интеллектуально емкие продукты за такие деньги, которыми американца не соблазнишь даже включить свой компьютер? Когда в сфере обслуживания функции человека берет на себя автомат с приятным голосом?

Найти свое место в экономической системе все труднее. Три напасти нашего времени: перепроизводство, дешевый азиатский труд, автоматизация интеллектуальных функций — лишают надежд миллионы специалистов и предпринимателей в развитых странах.

Наше спасение, утверждает Пинк, в нас самих. Точнее, в структуре нашего мозга, определяющей особенности сознания и восприятия. В этом устройстве невероятной сложности миллиарды нейронов, которые образуют квадрильоны связей. Из двух полушарий мозга одно — левое — долгое время считалось более важным. Оно отвечает за язык и речь, за способность к последовательной обработке сигналов, к логическому выводу и к усвоению правил. Казалось бы, это основные функции разума. Но в 1950-х годах эксперименты будущего нобелевского лауреата Роджера Сперри показали, что и правое полушарие — важная часть нашего «органа мысли». Она отвечает за целостное восприятие, невербальные сигналы, распознавание образов.

Открытие Сперри из научных журналов вскоре перекочевало в популярные, стало темой умных разговоров в гостиных, породило уйму псевдонаучных книг о правополушарной кулинарии, бухгалтерии, астрологии и прочих невообразимых вещах. Стало модно быть «правополушарным», и бизнес отреагировал на это выпуском «правополушарных детских кубиков» и «сухих завтраков для развития правого полушария». Может, и книга Пинка относится к той же категории?

Нет, потому что ее автор проделал немалую работу, изучил труды нейропсихологов, педагогов, социологов и даже подверг свой мозг функциональной магнитно-резонансной томографии, чтобы воочию увидеть, как работают его полушария.

Его вывод таков. В будущем спросом будет пользоваться то, что обращено к человеку. Преуспеют только те, кто будет заботиться о людях, услаждать их слух приятной беседой, делать для них красивые вещи, открывать им новые смыслы. Это профессии, традиционно называемые творческими, а также медицинские и педагогические — в широком смысле слова. Пинк

изучил данные о рынке образования и труда, и пришел к выводу, что MBA сдает позиции, уступая MFA (Master of Fine Arts — магистр искусств).

Какие же способности будут востребованы? Пинк назвал их шестью чувствами. Это умение делать привлекательные вещи (дизайн), искусство убеждения (рассказ), эмпатия (сопереживание), юмор и игра, симфонизм (умение видеть взаимосвязь разрозненных явлений) и, наконец, способность видеть цель. Казалось бы, речь идет о природных талантах, а не навыках, которыми овладевают в ходе обучения. Но нет, полкниги посвящено рецептам и конкретным практикам по «воспитанию чувств». Надо, чтобы вашему вкусу доверяли? Вот список упражнений, которые помогут смотреть на вещи глазами художника, перечень лучших музеев и журналов по дизайну. Хочется развить свое чувство юмора и внести в общение с людьми игровое начало? Вступите в клуб смеха и начинайте придумывать подписи к карикатурам. С глубоким оптимизмом и уверенностью, что каждый из нас способен преобразовать себя, Пинк объясняет, что и как надо делать. Более того, в книге уйма ссылок на интернет-тесты — можно проверить, чего мы достигли.

Например, способность сопереживать — эмпатия. Люди редко прямо говорят о своих чувствах, особенно с посторонними, и потому чужие эмоции мы улавливаем по тону голоса, по глазам, мимике и другим невербальным сигналам. Оказывается, эту способность тоже можно развить. Психолог Пол Экман учил офицеров ФБР и ЦРУ определять состояние человека по выражению лица. Теперь

в Америке эту науку преподают будущим докторам. Профессионально полезным для них оказалось и участие в театральных спектаклях. Входя в образ, медики учатся проникать в мир другого человека, «влезать в чужую шкуру», а значит, лучше понимать пациента. Не овладев этим, врач всегда будет слышать только самого себя. И еще одно умение, в высшей степени востребованное в «эпоху смыслов», — мастерство рассказа, в котором действуют живые люди. Психологи утверждают, что именно такое повествование — самое понятное и интересное для человека. Хорошие рассказчики в особой цене — и не только в бизнесе. На медицинских факультетах ведущих американских университетов появился новый предмет — «медицина рассказа».

Все это вполне убедительно, и, прочитав книгу, мы верим, что человека действительно можно и нужно обучать столь тонким вещам. Но надо понимать, что это сработает лишь «при прочих равных» — оттачивать свои «шесть чувств» надо не вместо, а вместе с аналитическими навыками. И наивно думать, что упор на креативные функции поможет снизить «азиатскую угрозу». Факты говорят иное. В Корее каждый родитель мечтает видеть своего ребенка за роялем — и среди пианистов этой страны уже появились не только виртуозы, но и поразительные интерпретаторы. Кураторы больших арт-проектов давно заказывают живопись в Поднебесной, где огромные школы-мастерские воплощают любые замыслы заказчика. В Нью-Йорке людей лечат и ухаживают за ними выходцы из всех частей света — но главным образом тоже с Востока. Переход от прежней системы развития, в основе которой — специальные знания, к той, что требует лучшего понимания людей, красоты и смысла, действительно обещает лучшее будущее тем странам, где эти ценности быстрее привьются.

Daniel Pink

«A Whole New Mind. Why Right-Brainers Will Rule the Future»,

Riverhead books, 2005