Скорая помощь в трудных ситуациях | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Скорая помощь в
трудных ситуациях

В условиях цейтнота спасают методы подготовки спортсменов.

Автор: Мелия Марина

Скорая помощь в трудных ситуациях

читайте также

История одного IPO: как компания Google стала публичной

Эрик Шмидт

Три стратегии для работы с убыточными клиентами

Джон Уосс,  Джонатан Бернс

Игра на чужом поле

Мира Бергельсон

Все ли в порядке с вашей бизнес-моделью?

Макграф Рита

В начале 1990-х, когда по всей стране шла приватизация, знакомый бизнесмен по­просил помочь ему подготовиться к речи на общем собрании крупного сибирского завода. Мы договорились встретиться, все как следует обсудить и провести серию видеотренингов — тогда он еще был несилен в публичных выступлениях. Но дату собрания перенесли, и вылетать надо было срочно. Он пред­ложил мне полететь с ним. Весь путь до аэропорта я думала, как максимально эффективно использовать несколько часов полета, и вспомнила о своем опыте работы спортивным психологом в сборных СССР. В 1980-е годы мы активно внедряли (тогда же мы его и разрабатывали) метод идеомоторной тренировки: спортсмен должен был представить себе и мысленно совершить будущие действия.

И я подумала: почему бы и сейчас не применить тот же метод. Ведь так можно подготовиться к важному событию, когда нет ни времени, ни специальных технических средств. Мы наметили план действий и разбили всю нашу работу на семь этапов.

Продумать концепцию

Первое, что нужно сделать, — это понять, чего мы хотим добиться. Только когда перед нами есть более или менее ясная цель, можно приступать к работе. В нашем случае целью было завоевать доверие аудитории и убедить людей в том, что именно он, мой знакомый, а не его конкуренты, возглавив предприятие, спасет его от финансового краха.

Во-первых, решили мы, необходимо продемонстрировать слушателям, что бизнесмен понимает всю сложность положения, в котором оказалось предприятие, и знает, что именно нужно делать. Во-вторых, важно четко определить и развести в разные стороны производственные проблемы и трудности, с которыми столкну­лись люди. И в-третьих, нужно показать, что он отдает себе отчет, какой непростой выбор предстоит сделать собравшимся.

По сути, в своем выступлении бизнесмен должен был ответить на вопросы, на которые в ходе ­подготовки полезно ответить каждому, причем письменно и кратко.

Что меня объединяет с этими людьми?

Какова их главная проблема?

В чем ее причины? Почему ­ситуация сложилась именно так, а не иначе? Почему проблему надо решить именно сейчас? И что будет, если ее не решить?

Какие я вижу пути решения? Почему я считаю их лучшими?

Какова моя роль? Почему именно я могу решить эти проблемы? Какими ресурсами я располагаю? Так мы наметили главные мысли, которые надо было донести до конкретной аудитории. И заодно поняли, какой должна быть речь по содержанию и структуре, и нашли в ней «опорные точки», в которые, словно гвозди, мы ­вбили особо значимые слова.

Найти оптимальное эмоциональное состояние

Что может испытывать человек, который впервые выступает перед коллективом огромного завода и знает, что от этого выступления зависит, выберут люди его своим лидером или нет? Какие ­эмоции ему нужно проявлять, чтобы ­выглядеть убедительно и чтобы люди поверили ему? Найти свое самое подходящее для тех или иных обстоятельств эмоциональное состояние — это как подобрать мелодию к определенному эпизоду фильма. ­Разные эпизоды — разные мелодии. Понятно, что тяжелоатлет перед штангой чувствует себя иначе, чем стрелок перед мишенью. И чтобы заснуть вечером, нужно совсем другое состояние, чем когда нам предстоит трудный разговор. Значит, ключ к успеху в том, чтобы согласовать желаемое состояние со стоящей перед нами задачей.

Вместе с бизнесменом мы попытались смоделировать ситуацию. И пришли к выводу, что понима­ние ответственности момента должно стать лейтмотивом его выступления. «А что еще ты будешь чувствовать, выступая перед акци­онерами?» — «Конечно, я буду волноваться. Боюсь, это будет заметно…» — «Волнение неизбежно, и подавлять его не надо, — заметила я. — Представь себе, что перед тобой огромный коллектив, люди еще не знают твоих возможностей, и всех их нужно убедить, что именно тебе по силам возглавить предприятие. Нужно доказать, что ты лучший. Люди должны видеть, что все происходящее очень важно для тебя. И ты, конечно, волнуешься. Но ведь ты уверен в себе?» — «Да, иначе бы я за это не брался». — «Значит, в тебе есть взволнованность, серьезность, ответственность и уверенность — вот наша эмоциональная “цель”». Сыграть это состояние нельзя — людей не обманешь. Нужно актуализировать и донести до слушателей то, что ты действительно испытываешь. Поэтому важно найти и прочувствовать то эмоциональное состояние, которое хочешь транслировать людям.

Составить «карту действий»

Всем: пилотам, хирургам, гольфистам, участникам деловых переговоров — надо составлять «карту дейст­вий» — подробный план, в котором последовательно обозначены все необходимые шаги. Такую «карту» мы разработали с моим знакомым.

По аналогии с кинематографом этот этап подготовки можно сравнить с раскадровкой. Мы представили себе место выступления и составили подробный, пошаговый, «покадровый» план, который помогает ответить на вопрос: что я должен делать и в какой последовательности? План действий всегда выстраивается «под пользователя», с учетом ситуации и его индивидуальных особенностей.

Как и в спорте, в любой работе лучший алгоритм действий тот, который годится для решения кон­кретной проблемы и отвечает требованиям момента. Речь идет и о приемах, позволяющих достичь цели, например, попасть по мячу и забить гол. В спорте легче говорить об удачных или неудачных техниках — здесь результат виден сразу; в деловой жизни все не так однозначно. И тем не менее свои ­обкатанные приемы есть и у пилотов, и у хирургов, и у архитекторов, и у плотников, и у менеджеров… Есть свои приемы и в публичном выступлении. Чтобы к нему подготовиться, нужно не только составить подробный план выступления, представив себе, как именно и о чем конкретно будешь говорить, но и продумать все необходимые шаги — определить свои ключевые действия.

Чтобы идеально выполнить то или иное действие, очень важно точно выявить и описать его «узловые точки» — те, на которых делается ­акцент, и как бы их маркировать. И тогда вспомогательные «маркеры», или символические обозначения, будут подчеркивать ритм движения, помогая человеку не сбиться. Например, у игроков в гольф есть четыре «маркера» базового удара: взгляд — поза — взмах — удар.

Вместе с моим знакомым мы продумали, как он будет проходить по залу, в какой позе будет стоять на сцене, как обведет взглядом ­слушателей, как образует с ними эмоциональную и визуальную «дугу», соответствующую величине аудитории. Обсудили жесты, которыми он будет сопровождать свою речь, основные мысли и слова, вводную паузу и заключительную, которой он завершит выступление. И зафиксировали: «Пауза — дуга — обращение — выступление — пауза».

Определив цель выступления, необходимое эмоциональное состояние и ключевые действия, которые предстоит выполнить, мы перешли к следующей стадии — к «проигрыванию» ситуации. Без такой виртуальной тренировки трудно усвоить весь набор действий и их последовательность, поэтому важно мысленно увидеть их все вместе и несколько раз их «совершить».

Проговорить последовательность действий

Когда нам предстоят ­испытания — публичное выступление или трудный разговор (с начальником, подчиненным, близким человеком), мы начинаем рисовать в своем воображении возможные ошибки и осечки. Мы прокручиваем в голове негативный вариант развития событий и гадаем, чем все это может для нас обернуться. А нам нужно совершенно другое: мы должны представить себе, как будем действовать, чтобы добиться успеха, и последовательно, шаг за шагом проигрывать в уме именно этот победный сценарий, стараясь ничего не упустить. Только в таком случае мы добьемся нужного результата.

Воображая любую ситуацию, мы внутренне проговариваем ее, разбивая на череду последовательных действий: вот я вхожу в зал, иду по проходу, поднимаюсь на сцену, встаю, занимаю свое место, поворачиваюсь лицом к собравшимся, делаю паузу, обвожу глазами зал, ­образуя визуальную дугу, обращаюсь к присутствующим, проговариваю основные «блоки» выступления, не теряя ритма и не растекаясь мыслью по древу, делаю паузу, смотрю в зал, образуя дугу. И выхожу из контакта с достоинством и уверенностью, что сказал важное именно для этой аудитории.

Новичкам с небольшим опытом ментальной тренировки нужно обязательно проговаривать вслух весь сценарий от начала до конца — каждый свой шаг, один за другим, согласно составленной «карте дейст­вий». И конечно, не забывать вслух описывать необходимое в каждый момент эмоциональное состояние.

Расслабиться

Проговорив последовательность действий, нужно расслабиться, освободиться от всех посторонних мыслей. Это легче сделать, если сконцентрироваться на своем дыхании: вдох — выдох, вдох — выдох… Идеомоторная тренировка — дело серьезное, оно требует внимания, умения сосредоточиться, включить воображение и полностью погрузиться в работу. Научно доказано, что расслабление тормозит процессы в коре головного мозга и прежде всего в тех его зонах, которые не участвуют в мысленной тренировке. При этом активизируются «нужные» центры — те, что отвечают за действия, которые нам необходимо осуществить, — и мобилизуются наши внутренние ресурсы. И только после того как мы расслабились, можно ­переходить к следующему этапу.

Посмотреть на себя со стороны

Теперь мы занимаем позицию ­зрителя, который смотрит на происходящее и на самого себя со стороны. Создавая визуальные образы, мы прокручиваем в голове не просто сценарий, а уже готовый «фильм». «Киногерой» совершает все то, что мы с ним запланировали. Он хорошо понимает проблемы акционеров, знает, как их решить, и, главное, убедительно говорит об этом. Ему удается вызвать у слушателей доверие и желание из всех кандидатов выбрать именно его. Мы высоко оцениваем его действия, даже любуемся и восхищаемся им.

Представить себя в действии

Самое трудное в нашей виртуальной репетиции — максимально полно и подробно представить себе свои действия. На этом этапе по сравнению с «просмотром фильма» изменяется внутренняя пер­спектива: мы уже не смотрим на себя со стороны, а погружаемся в свои действия, стараясь ­отчетливо представить себе, как и что мы делаем, примерить на себя весь комплекс ощущений: как я стою, как жестикулирую, как у меня напрягаются голосовые связки, мышцы рук, ног, спины.

Чем ярче и полнее мысленным взором мы видим движение, которое нужно совершить, тем легче и точнее мы воспроизведем его в реальной жизни. Например, толкатель ядра может почувствовать в руке снаряд, прыгун в высоту — силу притяжения, которую он преодолевает, отрываясь от земли, оратор — позу, в которой он выступает. Сложные действия надо отрабатывать поочередно и с перерывом.

Если удается полностью включиться в такое виртуальное дейст­вие, то возникают интенсивные психофизиологические реакции: учащается пульс, изменяется ритм дыхания, возрастает внутреннее напряжение и даже появляется ярко выраженное предстартовое волнение. Важно чувствовать, осознавать и регулировать эти состояния. И тогда в реальности управлять ими будет значительно легче.

Когда нужна идеомоторная тренировка

Повседневные действия мы совершаем как бы само собой, автоматически. Классическая сфера применения идеомоторной тренировки — ситуации непривычные, неожиданные, сложные, например экзамен, допрос у следователя, собеседование при приеме на работу, «знакомство с родителями» и т.д. В футболе это может быть 11-метровый удар, в баскетболе — штрафной бросок, от которых зачастую зависит исход игры.

Идеомоторная тренировка — эффективный, не требующий никаких особых условий метод. После одного-двух занятий с консультантом его можно применять самостоятельно. Когда проходишь все семь ступеней, то понимаешь, что готов — и к важному совещанию, и к ответственным переговорам, и к публичному выступлению — к любым сложным коммуникативным ситуациям.

Когда мы прилетели, мой знакомый сказал: «Послушай, а я ведь в общем уже готов и хочу выступать». Он действительно хорошо выступил и добился своей цели.