Спрашивайте! | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»


Спрашивайте!

Умеете ли вы задавать вопросы?

Автор: Рон Ашкеназ

читайте также

Уроки карантина: ищите новых поставщиков

Вилли Ших

Что делает футбольный клуб «Барселона» столь успешным

Андрес Атум,  Люциана Сильвестре

Круглый стол «Интеллектуальное общество, ориентированное на человека»

Почему вы закрываете сложнейшие сделки, но не можете договориться с детьми

Мэри (Молли) Керн,  Терри Курцберг

Умеете ли вы задавать вопросы? Опыт показывает, что большинство менеджеров не думают об этом. Вы не найдете пункта «умение задавать вопросы» в списке управленческих навыков, этому не учат в бизнес-школах и такого предмета там нет. Однако необходимость правильно формулировать вопросы — это важная часть работы менеджера и, возможно, стоит уделить этому навыку больше внимания.

Неудачи в деле правильного формулирования вопросов случаются у всех. К примеру, недавно я был свидетелем встречи команды проекта с высшим руководством и спонсором. Спонсор проекта явно нервничал, однако не задав необходимых вопросов, он просто отложил принятие решений до личного разговора с руководителем проекта. Конечно, руководителю в итоге удалось объяснить задумку и получить добро на ее реализацию, но целая неделя была потеряна.

И это не единичный случай. Многие руководители не знают, как проследить ход мыслительного процесса своих подчиненных, коллег или начальства и вместо этого делают предположения об их предпосылках. И если эти предположения оказываются неверны, то случаются различные казусы. В одной компании, предоставляющей финансовые услуги, например, обновление продукта было отложено на несколько месяцев из-за того, что менеджер по продукту и ИТ-менеджер имели разные представления о сроках и необходимых результатах работы. Когда наконец им помогли задать правильные вопросы, они придумали план, удовлетворяющий обоих, и быстро довели дело до конца.

Есть три области, в которых правильные вопросы могут усилить эффективность управления.

Во-первых, это умение задавать вопросы о себе. Хорошие менеджеры всегда спрашивают себя и других, что они могли бы сделать лучше или по-другому, — причем стимулируя конструктивные и откровенные ответы.

Во-вторых, умение задавать вопросы о планах и проектах. Примеры, приведенные выше, попадают в эту категорию. Необходимо сделать это таким образом, чтобы не только продвинуться в работе, но и способствовать построению отношений, помочь вовлеченным людям учиться и развиваться. Вопросы должны способствовать ускорению работы, выделению необоснованных предположений и решению проблем. Это помогает людям самим прийти к выводу, что можно сделать, чтобы улучшить планирование или проект, что приводит к ощущению причастности и способствует обучению.

И, в-третьих, умение задавать вопросы об организации. Хотя обычно это не озвучивается, но подразумевается, что руководители обязаны искать способы сделать функционирование организации более эффективным. Для этого необходимо постоянно задавать вопросы, касающиеся бизнес-процессов и структур организации: почему мы делаем это таким образом? Есть ли лучший способ? Подобные вопросы не должны провоцировать оборонительное поведение, но вести к конструктивным предложениям, и это является важным навыком для менеджеров.

Большинство из нас никогда не задумывается о том, как лучше сформулировать свои вопросы. Возможно, если уделить этому больше внимание, вы не только станете лучшим руководителем, но и поможете другим улучшить свои навыки.

Какие хорошие и плохие примеры формулирования вопросов вам встречались? Как вы оцениваете собственные успехи в этой области? Задаете ли вы сами себе правильные вопросы?