А не написать ли вам книгу? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

А не написать ли
вам книгу?

Быть может, в каждом человеке таится книга, но не всякий уверен, что имеет смысл извлекать ее наружу.

Автор: Джон Бутман

А не написать ли вам книгу?

читайте также

Без рук: как отказаться от рукопожатий во время эпидемии

Эми Галло

Почему главных маркетологов постоянно увольняют и что с этим делать

Кимберли Уитлер,  Морган Нил

Как оставаться честным по отношению к работодателю в трудных обстоятельствах

Уитни Джонсон

Новое лицо китайского руководителя

Джавидан Мансур,  Линтон Нандани

Быть может, в каждом человеке таится книга, но не всякий уверен, что имеет смысл извлекать ее наружу. Для чего мне писать книгу? Сколько времени это займет? Что может дать книга, чего не мог бы сделать блог или запись в Твиттере? Неужели кто-то на самом деле до сих пор читает книги? Должен ли я написать книгу?

Эти и подобные вопросы я слышу от людей, стремящихся стать предпринимателями в сфере идей: речь идет о тех, кто считает для себя необходимым распространять в обществе идеи, которые могут радикально изменить наш образ мыслей и поведение и — как результат — привести к определенным изменениям в конкретной компании, отрасли знаний или сообществе. Книга в наши дни имеет весьма неопределенный статус в том, что я называю термином «идееплекс»: под этим термином я понимаю комплекс видов деятельности, которые мы используем для того, чтобы создавать, передавать и потреблять идеи (от конференций по инновациям и обмену опытом «Technology, Entertainment, Design» (TED) до Твиттера). Учитывая такую неопределенность, все эти вопросы действительно заслуживают внимания.

Ответы на эти вопросы будут для каждого свои, но есть множество ценных функций, которые книга — и только книга — может выполнять в деле распространения идей в обществе и обеспечения их дальнейшей судьбы. Иначе говоря, книга способна помочь идее расцвести и начать жить своей жизнью. (Все это, разумеется, при условии, что книга не будет совсем уж нечитабельна.) Ключ от ворот в «идееплекс». Нет ничего невозможного в том, чтобы войти в пространство распространения идей с помощью блога, снятого видеоматериала или выступления на конференции. Тем не менее большинство каналов распространения контента по-прежнему принимают авторство книги как наиболее авторитетный «входной билет». «Опубликовал(-а) новую книгу» — это стандартный, а зачастую и обязательный пункт для людей, охраняющих врата в те области «идееплекса», куда вы сильнее всего стремитесь попасть: лекционные залы, телевизионные студии, советы директоров, медиаплощадки, многолюдные мероприятия и, наконец, сознание людей. Согласитесь, что мы нечасто слышим, как ведущий популярного ток-шоу, например Чарли Роуз, представляет своего собеседника словами: «Мой следующий гость только что опубликовал видео котика».

Свидетельство затраченных усилий. Написать книгу — дело нелегкое, и это все понимают. Для написания книги требуется более скрупулезное мышление и более глубокое владение материалом, чем для любой другой формы выражения. Если вы проделали большую работу, много размышляли и в итоге написали книгу, люди, как правило, видят в этом более серьезное достижение, чем если вы проделали большую работу и усердно размышляли, но книги так и не написали.

Защищает от преступлений. Взгляните на обратную сторону титульного листа вашей книги. Там написано: «Вы. © Все права защищены». Это означает, что за вами стоит закон. Конечно, нельзя утверждать, что он абсолютно непогрешим, но, если вы спросите любого популярного автора, которому случилось каким-то образом нарушить авторское право, они, уверяю вас, расскажут, что у закона могут быть довольно острые зубы.

Универсальный инструмент. Книга может быть вашей визитной карточкой, способом растопить лед в отношениях или, наоборот, остановить нежелательное общение; она может стать вашим представителем, прощальным даром, рекламной брошюрой, любовным письмом, несмертельным оружием, началом дискуссии, манифестом или поводом для собрания группы, чья настоящая цель — посплетничать или выпить вина.

Трамплин. Книга не может (и не должна) содержать в себе все, что вы знаете. Ей следует быть трамплином или манящим входом в мир вашего контента — других публикаций, выступлений, видеоматериалов, семинаров, торжественных событий, символики, товаров, учебных курсов и так далее: этот мир вы можете продолжать расширять и улучшать, и, таким образом, книга, хотя сама она уже не изменится, будет с течением времени приобретать новые смыслы.

Самый красивый в мире (утилитарный) предмет. Книга является произведением искусства и служит образцом элегантных технологий. Это материальная, доступная тактильным ощущениям форма, которая позволяет вам держать в руках абстракцию. Помимо всего прочего, нет сомнений, что книга может быть прекрасным подарком.

Исток будущих свершений. Написанная книга означает окончание определенного периода работы и начало нового, зачастую еще более важного. Это не последнее слово в вашей теме, а, скорее, начало разговора о ней. Написав книгу, вы можете заложить крепкий фундамент для дела всей вашей жизни.

Есть в написании книги и аспекты, которые не так приятны, и вам необходимо хорошо подумать о них, прежде чем приступать к работе над книгой. Вот некоторые из них:

Своеобразный (и достаточно странный) процесс. Работа над книгой отличается от любого другого процесса, с которым вы знакомы или в котором вы достигли мастерства. Это творческое мероприятие больше похоже на индивидуальное искусство, чем на коммерческую инновацию. Этот процесс в значительной степени управляется таинственными силами подсознания, которые, к сожалению, просто невозможно включить в график, диаграмму или электронную таблицу. В результате этот процесс может быть мучительным, полным сомнений и разочарований и отнимать у вас так много времени, что вы захотите все бросить, так и не окончив. Личное испытание. Написание книги требует интеллектуального, эмоционального и физического напряжения. А еще книга в большой мере обнажает и выставляет вас напоказ: ваши знания, качество ваших идей, ваши навыки письменной речи и личностные характеристики. Вы «раскрываетесь» перед миром по-крупному, а совсем не каждый к этому готов. Бесповоротность и окончательность. Когда книга опубликована, вы не сможете отменить написанное. Она не будет просто медленно стираться из памяти людей, как устная презентация, и не затеряется в бурных информационных потоках блогосферы. Она существует и всегда будет существовать, и даже если она перестанет вам нравиться, или вы измените свое мнение по поводу какого-то ее фрагмента, — вы ничего не сможете исправить.

Негативная реакция. Вы уверены, что ваша книга великолепна и, написав ее, вы руководствовались исключительно благородными соображениями. И да, вы хотите, чтобы вашу книгу оживленно обсуждали — иначе ради чего были все ваши страдания? — но когда появится первый негативный отзыв, саркастический твит или даже громкое опровержение, возможно, вы испытаете недоумение и почувствуете, что на вас несправедливо нападают.

Работа над книгой не заканчивается, когда она заканчивается. Книги не умеют сами себя продавать. После непосредственно написания книги необходимо ее опубликовать, раскручивать и пропагандировать. Этот процесс, в свою очередь, также включает в себя факторы, находящиеся вне вашего контроля. (Получит ли книга хорошие рецензии? Будут ли люди покупать ее?), но если вы не будете работать над тем, чтобы книга продавалась, она, возможно, не обретет той жизни, которую вы ей прочили, или даже останется совершенно незамеченной, а это во сто крат хуже, чем негативная реакция.

Таким образом, на вынесенный в заголовок вопрос не существует универсального ответа на все случаи жизни. Следует ли вам написать книгу? Обычно я отвечаю на этот вопрос другим вопросом: Чувствуете ли вы, что не можете ее не написать? Если ваш ответ — да, Бог в помощь!