читайте также
По окончании лекции в известной технологической компании ко мне подошел один из ее сотрудников. «Мне понравилась концепция личного брендинга, и я понимаю, что это должно работать, — сказал он. — Однако почти все ваши советы для меня не годятся: я — интроверт. Найдется ли что-то полезное и для меня?» Этот человек и не догадывался, что я тоже интроверт. Как и каждый третий из нас, а по некоторым подсчетам — каждый второй.
Интровертов часто путают с застенчивыми людьми, застенчивых — с интровертами, но эти два феномена принципиально различны. (Автор книг и специалист по интроверсии Сьюзен Кейн определяет застенчивость как «страх негативной оценки», а интроверсию как «любовь к тихому, минимально стимулирующему окружению»). Лично я свободно выступаю перед большой аудиторией (на той лекции присутствовало 180 человек и 325 смотрели ее онлайн). Я охотно общаюсь после выступлений с людьми, отвечаю на вопросы. Однако наступает момент — знаю по опыту! — когда мне пора удалиться и побыть наедине с собой.
Зачастую организаторы приглашают лектора поужинать с ними накануне основного мероприятия или выпить по коктейлю после него. Это ведь выгодно обеим сторонам: организаторы хотят еще пообщаться, уже лицом к лицу, а лектор получает возможность завязать деловые связи, больше узнать о своих слушателях (информация, которая может пригодиться во время выступления). Эти разумные причины побуждают меня ответить на приглашения согласием, однако я научилась не превышать свою меру: после долгой дороги, большого количества встреч или недосыпа лучше отказаться. Автомобилю время от времени требуется сменить масло, мне — побыть в одиночестве.
Конечно, многие способы утвердить свой личный бренд в профессиональном мире до сих пор заточены под экстраверта: станьте лидером в профессиональной организации, организуйте собственную конференцию или группу, выступайте публично… и для всего этого обычно требуется много, очень много общения.
Со временем я научилась: «пора говорить “пора”» — для меня вечер закончен, всем всего доброго. Многим интровертам бывает трудно найти золотую середину. Сотрудница крупной консалтинговой фирмы спрашивала меня, не сводятся ли все ее отношения с людьми к притворству: ей с таким трудом дается налаживание контактов, ей приходится надевать улыбчивую маску — не лицемерие ли это? Но я ответила: вполне возможно честно строить отношения и укреплять персональный бренд, не насилуя при этом свои естественные склонности.
Во-первых, социальные сети могут стать идеальной средой для интроверта, которому так нравится тихонько подумать. Например, блог — прекрасная возможность изложить свои мысли и даже возглавить тренд — и тут вы сможете подумать не спеша, точно сформулировать мысли и вместе с тем вести оживленный диалог. Экстравертам лишь бы побыстрее обменяться визитками за коктейлем, а мы, интроверты, построим международный бренд на собственных мощных идеях.
Немного стратегии, небольшое усилие — и вы научитесь привлекать по одному человеку за раз. Моя подруга устроилась на работу в больницу при медицинском институте — огромное такое заведение, в котором множество отделов и департаментов. И она решила: раз в неделю будет приглашать на ланч одного человека, всякий раз из другого отдела или департамента. Обычно она знакомилась с этими людьми на общем собрании или в процессе работы над проектом, а если предлога для совместного ланча не представлялось, она честно излагала свой принцип, и обычно от такого приглашения не отказывались.
За несколько месяцев эта женщина построила внутри организации собственную прочную сеть контактов, действуя по-своему, без шума (Сьюзен Кейн в интервью HBR советовала «выбирать подходы к людям, среду, где они почувствуют себя лучше всего»). Эта затея с ланчами вполне соответствует теории Рональда Берта из Чикагского университета: он рекомендует сотрудникам самим «заполнять лакуны» в структуре своей организации. Иными словами, каждый может стать незаменимым, если наладит связи, которые помогут ему обходить иерархическую пирамиду и способствовать обмену знаниями между специалистами разных отделов.
Интроверты могут также прибегнуть к тонким намекам, чтобы закрепить свой личный бренд. Известный психолог Роберт Чалдини в интервью для моей книги «Reinventing You» посоветовал: вешайте на стены своего кабинета дипломы и грамоты, пусть все видят, насколько у вас высокая квалификация. Чалдини своими глазами видел, как это работает: стоило врачам лечебной физкультуры в аризонской больнице, которую Чалдини консультировал, повесить на стену свои дипломы, и пациенты стали более четко выполнять медицинские предписания, а их уровень удовлетворенности от процесса лечения вырос на 32%.
Наконец, стратегически используйте досуг. Прислушайтесь к совету интроверта, бывшего гендиректора Campbell Soup Дуга Конанта в HBR: вам нужно больше «времени уединенного размышления». Пусть экстраверты братаются после работы с коллегами, а вы пока повышайте свою продуктивность, читая на досуге отраслевые журналы или ища творческий подход к задачам своей компании и собственной карьеры. (Интроверты лучше всего думают сами по себе, говорит профессор Гарвадской школы бизнеса Франческа Джино, а не в гуле офисного «мозгового штурма».)
Расхожее мнение зачастую отождествляет личный брендинг с напористой, лезущей в глаза показухой. Но есть и другие, лучшие способы отличиться и укрепить свою репутацию. Выделите себе время для размышления, подумайте, как вы хотите выглядеть со стороны, и создайте себе этот образ на письме, в личных отношениях, придайте себе соответствующий внешний облик. Прекрасный способ утвердить себя в качестве лидера, оставаясь сами собой.
Читайте по теме: