Как читать не читая | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Как читать
не читая

Важно уметь «охватывать взглядом» большой массив книг, чтобы понимать, какое приблизительно место каждая занимает в общей системе и как устроена эта система.

Автор: Ирина Гусинская

Как читать не читая

читайте также

Новые товарные категории — это выгодно

Линда Дикен,  Эдди Юн

Неуловимый «зеленый» потребитель

Kэтрин Уайт,  Дэвид Дж. Хардисти,  Ришад Хабиб

Поиск сокровищ на рынках эпохи пандемии

Майкл Якобидес,  Мартин Ривз

Успех зависит не от личностей

Мартин Хаас,  Мортенсен Марк

«Кроме денег и секса, есть мало областей жизни, о которых было бы так же трудно услышать от людей правду, как о прочитанных книгах», — пишет французский филолог Пьер Байяр в «Искусстве рассуждать о книгах, которых вы не читали». «Как, неужели вы не читали…?!» — и редко кто признается, что да, мол, не читал — не юля, не пряча глаз и не чувствуя себя последним невеждой. Абсолютное же большинство будут лихорадочно вспоминать, что они слышали об этом и притворяться, что тоже «в теме». В качестве иллюстрации вспоминается отрывок из рассказа «Чтение» Чехова:

«— Ну что? Читали книгу?

— Читал, ваше превосходительство.

— О чем же вы читали, любезнейший? А ну-ка, расскажите! <…>

— Забыл, ваше превосходительство <…>

— Значит, вы не читали или э-э-э… невнимательно читали! Авто-мма-тически! Так нельзя!»

Вот и получается, что мы часто лжем о прочитанных книгах, причем не только другим, но и самим себе. Количество книг, которые нужно прочесть (для удовольствия, по работе, для саморазвития, для расширения кругозора, «потому что все обсуждают» и т. п.), превосходит все мыслимые возможности, но надо же как-то поддерживать имидж образованного и одновременно сведущего в модных веяниях человека. Что же делать?

Во-первых, если речь заходит о книге, которую вы не читали, никогда о ней не слышали или напрочь забыли, не стоит посыпать голову пеплом. Первое и главное право каждого читателя согласно Даниелю Пеннаку («Как роман») — право не читать. Подавив стыд, вы сможете и дальше вести осмысленную беседу. Велика вероятность, что ваш собеседник книгу даже не открывал и ввернул название, начитавшись рецензий, чтобы блеснуть эрудицией. И вообще: важна не сама книга, а речевая ситуация, в которой эта книга всплыла, и тут уж доскональное знание сюжета не только не поможет понять мысль собеседника, но и рискует навредить.

Во-вторых, стоит воспользоваться мудростью библиотекаря из романа Роберта Музиля «Человек без свойств»: важно уметь «охватывать взглядом» большой массив книг, чтобы понимать, какое приблизительно место каждая занимает в общей системе и как устроена эта система. Мы привыкли воспринимать культуру как сумму накопленных человечеством знаний, но в первую очередь культура — это результат отбраковывания множества знаний и выстраивания иерархии сохраненных (так утверждают Умберто Эко и Жан-Клод Карьер в «Не надейтесь избавиться от книг!»). Поэтому умение ориентироваться в контексте для культурного человека важнее, чем сотни заученных отрывков, дат и подробностей биографии автора.

В-третьих, развив умение «охватывать взглядом» корпус книг, научитесь применять его и к конкретным книгам: то есть ориентироваться в структуре и логике книги, не читая ее от корки до корки, а лишь пролистывая. Большое видится на расстоянии, а значит, чересчур углубляясь в книгу, мы рискуем упустить саму ее идею. Кроме того, именно «полет над книгой» по Байяру — метод хорошего читателя: не вчитываясь, выхватывая лишь отдельные, важные для себя элементы книги, мы запускаем механизм собственного воображения, подключаем личный опыт и получаем прекрасную возможность лучше понять себя.

Читайте по теме: