Как руководителю сохранить друзей на работе | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководителю сохранить друзей
на работе

Для полноты счастья и большей вовлеченности в работу желательно иметь друзей среди коллег.

Автор: Питер Брегман

Как руководителю сохранить друзей на работе

читайте также

Скрытые угрозы потребительских ИИ-решений

Маркус Гислер ,  Ребекка Уокер Речек ,  Симона Ботти ,  Стефано Пунтони

Что делать, если ваша отрасль на грани банкротства

Андрей Безлепкин

Путь к успеху в новой экономике

Джанпьеро Петрильери,  Сьюзен Эшфорд,  Эми Вржесневски

Притча о чаевых

Зиминым Дмитрием «ВымпелКом» ОАО президентом почетным,  основателем рассказанная

Мой клиент Гириш* руководит филиалом компании, которая оценивается в 500 миллионов долларов. Отзывы у него — самые блестящие. В нем видят наиболее вероятного преемника гендиректора.

Но у него есть проблема: друзья.

Среди подчиненных Гириша оказалось несколько его близких друзей, и он не решается спрашивать с них так же строго, как с прочих подчиненных. Порой они попросту не выполняют его распоряжения. Не дают желаемого результата. Это вредит и компании, и репутации босса.

Я обсудил эту ситуацию с другими членами команды и убедился, что все это видят и все возмущаются. Люди не понимают, с какой стати Гириш идет на поводу у друзей. Им это кажется несправедливым — и у них руки опускаются.

Но сам Гириш воспринимает ситуацию иначе. Он сочувствует проблемам своих друзей, и это понятно, ведь он их любит. Но ущерба, который они наносят ему и компании, в упор не замечает.

Существует немало исследований, подтверждающих, что для полноты счастья и большей вовлеченности в работу желательно иметь друзей среди коллег. Но в этих исследованиях не учитываются трудности, которые возникают из-за таких друзей, особенно у начальника.

А трудности столь велики, что многие руководители предпочитают обходиться вовсе без друзей.

Например, Билл, другой мой клиент, гендиректор весьма успешной и быстро расширяющейся компании, которая оценивается в миллиард долларов. Как и Гириш, он получает прекрасные отзывы и от совета директоров, и от подчиненных. А критическое замечание повторяется лишь одно: «Хотелось бы более близких отношений». И что на это отвечает Билл: «Я не стану обзаводиться друзьями на работе».

Нет, Билл отнюдь не замкнутый человек. Он общителен и искренен, от него исходит тепло. Но на собственном нелегком опыте Билл убедился, что боссу лучше не иметь друзей.

«У меня были раньше близкие друзья среди коллег, — сказал он мне. — Мы бывали друг у друга в гостях. Но потом пришлось ради блага компании принимать суровые решения, одного из них даже уволить, и это было очень тяжело и для меня, и для моей семьи. Я долго колебался, прежде чем сделать это. И с тех пор предпочитаю обходиться без друзей на службе».

Иными словами, Билл уклоняется от близких отношений на работе не потому, что он плохой человек, а именно потому, что он — хороший. И тем труднее ему держать коллег на расстоянии.

Друзья Гириша подрывают его авторитет, Билл ради сохранения авторитета отказывается от приятельских отношений на работе. Но нет ли для руководителя возможности сохранить друзей и найти золотую середину?

Мы выработали четыре правила, которые помогут топ-менеджерам сохранить и друзей, и авторитет.

  1. Прежде всего, четко определите свои цели и не отклоняйтесь от них. Нужно очень серьезно относиться к своим планам, иначе вы не сможете принимать жесткие решения. При этом оставайтесь открытым, прозрачным, требовательным, сохраняя при этом положительный настрой, и упорно следуйте к своей цели, даже если кто-то из коллег, в том числе и друзья, не будут с вами согласны.
  2. Не пугайтесь сильных эмоций. Ни своих, ни чужих. Если вы реализовываете поставленные цели своей компании в соответствии с ее внутренними установками, порой ваши поступки будут вызывать недовольство окружающих. Они могут обидеться, уйти в себя, проявить пассивно-агрессивные тенденции. Но, простите за цинизм, это не ваши проблемы. Будьте сострадательны — слушайте, сочувствуйте, поддерживайте, но не впадайте в зависимость, иначе всем будет казаться, будто вы вовсе не руководите своей командой.
  3. Учитесь дружить по-настоящему и развивайте свой эмоциональный интеллект. Если вы вложили в работу подлинную страсть и при этом подвергаетесь эмоциональной атаке, то вам понадобятся особые навыки, которые помогают поддерживать дружеские отношения даже в пору разногласий и совмещать роль друга с ролью лидера в бизнесе. К числу этих навыков относятся непоколебимая честность, эмпатия, ясность высказываний и строгие границы.
  4. Будьте готовы к потерям. Нужно понять, что контролировать друзей и усилием воли законсервировать отношения невозможно — и это осознание поможет вам сохранить дружбу. Пусть даже вы ясно сознаете свою лидерскую роль, владеете эмоциями и навыками дружбы, все-таки другому человеку могут не понравиться ваши решения. В таком случае переживите эту боль — и двигайтесь дальше. Вот что еще может помочь: обзаводитесь большим количеством друзей. Нет, я не хочу сказать, будто одни люди вам заменят других, но по крайней мере оставшиеся у вас друзья смягчат удар от потери тех, кто не смирился с вашим решением.

Следовать этим правилам нелегко. Для этого более всего требуется эмоциональная отвага, то есть готовность к решительным действиям, даже когда захлестывают эмоции. И как раз это я бы назвал «тайным ингредиентом» в секрете великого лидерства. А для этого нужна серьезная практика.

Но дело того стоит.

Следуя этим правилам, вы не только обойдете подводные камни «служебных дружб», но и в целом будете лучше руководить.

«Момент озарения» для Гириша начался с правила №1, когда он полностью сосредоточился на своей цели. Мы разобрали ситуацию, и он понял, что друзья думали только о себе и не выполняли полученные задания. Он знал, что способности у них есть, но теперь увидел, что они противились его руководству.

Правило №2 вызвало сильные эмоции, когда Гириш пошел на откровенный разговор с друзьями. Он сказал им, что они злоупотребили его доверием, и точно определил, чего от них хочет. Одновременно мы уделили внимание и правилу №3, развивали навыки дружбы, и Гирищ отлично справился с задачей: во всех взаимоотношениях сочетал эмпатию с твердостью.

Главным же испытанием стало правило №4. Гиришу все же пришлось уволить одного сотрудника, но отношения при этом вроде бы не пострадали, и остальные друзья сплотились вокруг Гириша. В целом в команде — и в отделе — моральный дух окреп.

А что же Билл? Биллу пришлось решать иные проблемы. С правилом №1 у него никаких затруднений не было, камнем преткновения стало правило №2: он избегал сильных эмоций, попросту отказываясь обзаводиться друзьями. Теперь же он научился рисковать, строить личные отношения, видеть в коллегах людей. Навыками дружбы (по правилу №3) он и ранее обладал, но теперь начал применять их всерьез и тем самым укрепил их.

Правило №4 оказалось для него самым пугающим. Его страшила перспектива рассориться с друзьями и вместе с тем он не хотел жертвовать авторитетом, чтобы сохранить друзей. Но недавно, после дружеского ужина с подчиненным, Билл сделал открытие:«Ради счастья иметь друзей следует пойти даже на риск утраты».

* Имена и персональные данные людей изменены

Читайте по теме: