Выясните свою карьерную мотивацию | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Выясните свою
карьерную мотивацию

Стремление к равновесию — самая распространенная из карьерных ориентаций, однако далеко не все приходят к этой мотивации по внутренней склонности.

Автор: Борис Гройсберг

Выясните свою карьерную мотивацию

читайте также

«Бренд — узнаваемый “зонтик”, но он находит отражение в конкретных людях»

Мария Подцероб

Ушел и увел

Почему продажники не ладят с маркетологами

Андрис А.Золтнерс,  ПК Синха,  Салли Лоример

«Наш мозг очень упрямый»

Гардинер Морс

Руководители, которые сочетают в своей жизни семью и работу, вынуждены определиться, как именно лично они понимают успех. Недавно мы сопоставляли объективное и субъективное определение успеха, то есть разницу между списком общепризнаваемых (хоть в Википедии) достижений с количественными параметрами и собственными эмоциональными и интеллектуальными потребностями. У вас, как и у любого обитателя нашей планеты, имеется всего лишь 168 часов в неделю, и очень важно распределить время так, чтобы его хватило на те дела, от которых вы получаете наибольшее удовлетворение.

Но от чего вы получаете удовлетворение? Ведь все люди разные, даже те, кто работает вместе, или те, кто занимают одинаковые должности. В поисках ответа на этот вопрос для себя или для своих подчиненных вам поможет книга «Managing the New Careerists» Бруклина Дерра, бывшего профессора менеджмента в Университете Бригама Янга. Хотя «новые карьеристы» перестали быть новыми — книге уже более 25 лет — исторический обзор быстро меняющих условий, проведенный в этой работе, до сих пор представляет интерес, как и глубокие мысли о человеческой природе, которая развивается намного медленнее. Дерр выделил пять видов «карьерной ориентации», которые со временем в зависимости от обстоятельств жизни меняются и смещаются.

Продвижение. Если основная мотивация — достижение высоких должностей, то человек сосредотачивается на поощрениях, повышении, на том, чтобы стать партнером в компании, чтобы укрепить свой авторитет. Эти люди склонны к жесткой конкуренции, они готовы работать допоздна, не чуждаются и внутриофисной политики, лишь бы завоевать желанную награду. Такова наиболее стандартная модель для США, где человека, стремящегося «наверх», без труда понимают и начальники, и коллеги, и родные. Для тех, кто только приступил к работе, продвижение, как правило, становится первоочередной задачей. И лишь ближе к тридцати годам люди задумываются о других приоритетах.

Безопасность. Те люди, кому в рабочей обстановке важнее всего постоянство и предсказуемость, руководствуются желанием прижиться в коллективе и соблюдать общие нормы своей группы. Они избегают риска, стремятся не столько к продвижению, сколько к сохранению достигнутого. Вы пожимаете плечами? Да, так реагируют на подобное описание многие. Людям трудно признать, что они хотят такого рода гарантий, ведь это похоже на жизнь офисного муравья, а кто ж хочет превращаться в насекомое, тем более нынче, когда в большинстве отраслей появилась возможность фриланса. Однако работники, для которых главное — безопасность, преданы компании и готовы трудиться сверхурочно, если этого требует дело, а не в надежде на славу.

Свобода. О людях с такой мотивацией Дерр отзывается сурово: «С ними работать трудно, на них — невозможно, скользкие, словно угри, не удержишь, чрезвычайно ловко настаивают на своем». Для таких людей всего дороже независимость, они сами выбирают свой путь, не терпят внутреннего распорядка, отчетов, всех форм бюрократии, вполне устраивающих любителей безопасности. Страсть к свободе так же хорошо понимается и приветствуется — по крайней мере, в США, — как и стремление продвинуться. Но и свободолюбцам приходится потрудиться прежде, чем они завоюют автономию. И кстати, многие советуют в начале карьеры, пока репутация еще только складывается, вести себя так, словно главное для вас — продвижение, даже если это не так. А вот когда укрепите свое положение, можно будет переключить скорости и устремиться к более ценным, «внутренним» наградам.

Высокий смысл. Некоторые люди более всего гордятся своими знаниями, умением решать проблемы, создавать новое, участвовать в общем деле. Это честолюбивые люди, зачастую фанатики одной идеи. В отличие от специалистов, думающих о продвижении (те выполняют и скучные поручения, лишь бы угодить клиентам или начальству), «смыслозависимые» берутся за работу, которая отвечает их интеллектуальным или эмоциональным потребностям, даже если она сопряжена с риском и не сулит наград. Они пожертвуют независимостью (по крайней мере, частично) ради увлекательной или существенной работы — например, пойдут в армию, на что свободолюбцы едва ли способны.

Равновесие. Вы киваете при прочтении каждого абзаца этого текста, потому что все варианты кажутся вам достаточно разумными и желанными? Значит, ваш стимул — баланс. Люди с такой карьерной установкой хотят сочетать успех, личное развитие, близкие отношения и не готовы жертвовать одной из этих целей ради осуществления других. Им не хочется отказываться от личной жизни и целиком уходить в карьеру, но они не станут засиживаться на должности, которую переросли, только чтобы оставить досуг для домашних. Этим людям требуется новизна, вызов, удовлетворенность — и на работе, и вне нее.

По мнению Дерра, стремление к равновесию — самая распространенная из карьерных ориентаций, однако далеко не все приходят к этой мотивации по внутренней склонности. Чаще равновесие навязывается самой жизнью: человек видит, что придется либо поступиться карьерой ради семьи, либо отложить серьезные отношения и другие личные цели до тех пор, пока не будут осуществлены карьерные планы.

Карьерная ориентация отчасти влияет на выбор профессии, но не безусловно, то есть мы не можем сказать, что у программистов одна мотивация, а у продажников — другая. Люди приходят в одну и ту же отрасль или профессию по разным побуждениям, причем и эти побуждения со временем меняются. Даже самый честолюбивый карьерист в разгар семейного кризиса или из-за проблем со здоровьем может понять, что равновесие и безопасность ему сейчас дороже повышения или интеллектуальных стимулов.

Классификация Дерра пригодится как при планировании карьеры, так и для управления персоналом: зная карьерные установки своих сотрудников, вы сможете наилучшим образом распределить между ними задания, помочь их развитию и удержать нужных людей в команде.

Материал подготовлен при участии Робина Абрахама. Он ведет исследования в Гарвардской школе бизнеса.

Читайте по теме: