читайте также
Веб-дизайнер Бен Блуменфельд работал на крупную телекомпанию, создавал сайты для рекламы популярных шоу. Он совершил прорыв, количество зрителей выросло в разы, но Бен не обрадовался успеху: ведь это означало, что люди станут еще больше времени проводить перед телевизором, а он отнюдь не считал, что это хорошо.
Этот момент оказался поворотным для Бена. Он перестал воспринимать свою карьеру как нечто отдельное от своей личности, дорогих ему ценностей, идеалов и принципов. Он хотел быть полезным людям, однако его работа, как выяснилось, приносила больше вреда, чем пользы. И тогда Бен стал искать такой путь, который позволил бы ему объединить миссию и карьеру.
Он все еще был в поиске, когда ему позвонил Джефф Хаммербахер, менеджер стартапа в Силиконовой долине (на тот момент у проекта было 8 миллионов пользователей) и уговорил Бена прилететь в Калифорнию и познакомиться с работающими там людьми. Бен поделился с Джеффом своим желанием внести позитивный вклад в жизнь общества, и тот его заверил, что новая компания сумеет повлиять на самое важное — человеческое общение поверх культурных барьеров, политических разногласий и государственных границ. Она буквально объединит весь мир. Из разговора Бен сделал вывод: хозяин новой компании — Марк Цукерберг — то ли безумец, то ли и впрямь человек будущего. Мне Бен рассказывал: «Я понимал, что Марк свой план осуществит, со мной или без меня, а стоило мне познакомиться с его дизайнерами, у меня просто крышу снесло. Каждый в этой команде был безумно талантлив, и как художник, и как спец». И Бен решил присоединиться к коллективу стартапа.
Со временем Бен возглавит отдел коммуникационного дизайна в Facebook, с восьми миллионов число пользователей возрастет до миллиарда. Масштабы работы его изумляли и радовали: «Мы затевали эксперименты с участием миллионов человек», — вспоминал он. Вместе с тем, возможность общаться с таким количеством людей как раз и давала Бену шанс сочетать карьеру и некую миссию по усовершенствованию мира. Бен предложил начать сотрудничать с Stanford’s Peace Innovation и с Stanford’s Persuasive Technology Lab. В фейсбуке проявилась страница peace.facebook.com, и началась глобальная дискуссия о том, сумеет ли человечество прийти к всеобщему миру в ближайшие 50 лет. (Американцы в этом вопросе оказались скептиками, а среди оптимистов — Египет). И это был лишь один из многих способов, которыми Бен ухитрялся сочетать свою миссию с карьерой.
Недавно он ушел из Facebook и вместе с Энрике Алленом основал The Designer Fund. Энрике также принадлежит к отцам-основателям команды 500 Startups, фирмы, которая спонсировала различные предприятия Силиконовой долины на самом раннем этапе их формирования. The Designer Fund инвестирует деньги в дизайнерские стартапы, которые, как и сам Бен, ставят перед собой определенную социальную миссию. Эта «миссия» не должна быть побочным продуктом или проектом, придуманным задним числом для самооправдания (вот названия некоторых удачных проектов: Neighborland, Angaza Design, Solar Mosaic и Launchpad Toys).
Я привожу Бена в качестве примера того, как человек может строить карьеру обдуманно и неслучайно. И такой путь открыт для каждого. На развилке, где вы усомнитесь, тем ли вы занимаетесь в жизни, стоит ли вкладывать столько часов в это, вам понадобится упорядоченная процедура, чтобы разобраться в ценностях и приоритетах. Вот что я советую.
Шаг 1: Нарисуйте свой карьерный график. Нас поглощают всевозможные дела. Мы живем, не успевая толком задуматься, для чего и как. Сплошные реакции и ни капли стратегии. Когда я замечаю такое за собой, я прибегаю к простому способу расширить перспективу. Рисуем свою карьеру: слева (от начала) направо (до сегодняшнего дня). Линия идет вверх, когда вы довольны своей работой, и вниз, если она вам не нравится. Укажите, где вы в тот момент работали и какие факторы повлияли на ваше состояние.
В результате получится что-то в этом роде:
Шаг 2: Соедините точки. Превратитесь в антрополога, в исследователя собственной жизни. Найдите тихое место. Стратегический пункт, откуда вы сможете осмотреть свою жизнь и карьеру.
Спросите себя: когда я был по-настоящему счастлив и почему? К каким видам деятельности, к каким темам я часто возвращаюсь? Где мой центр тяжести? В какие моменты работа казалась легка? А что мне не нравилось? Когда я совпадаю с самим собой? Когда работа утрачивает смысл и почему? Не торопитесь. После каждого вопроса делайте паузу, чтобы услышать ответ. Записывайте ответы по мере их появления, потом поразмыслите.
Шаг 3: Задайте вопрос: «Что я могу сделать, чтобы мир преобразился?» Звучит самонадеянно, однако это ведь основная задача стратегического мышления: проанализировать, что мы хотим сделать в будущем.
Спросите себя: «Что бы я стал делать, если бы мог выбрать все, что угодно? Что бы я делал, если бы за любую работу платили одинаково? Если бы за всю карьеру я мог бы добиться только одной цели, то какую я бы предпочел? Чего я действительно хочу?» Серьезные, сложные вопросы. Но мой опыт подсказывает мне, что люди больше времени тратят на переживания по поводу работы, чем на то, чтобы продумать перспективу — чем бы они хотели заниматься и что сделать для человечества. (Если вам требуется вдохновение, посмотрите трехминутный ролик от «Kid President» — помогает придумать, как мы, лично вы и я, можем преобразить мир.)
Много лет тому назад я прошел через аналогичный процесс и, скажу без преувеличения, это изменило мою жизнь. Я ушел из юридической школы, уехал из Англии, перебрался в Америку и начал свою жизнь заново: преподавал и писал. Именно поэтому вы сейчас читаете этот текст. То было самое важное карьерное — стратегическое — решение в моей жизни.
Процесс не так уж сложен. Но будет проще разбить его на элементарные вопросы. Помните прекрасные слова поэтессы Мэри Оливер: «Скажи, что ты сделаешь со своей единственной жизнью – свободной и драгоценной?»
Читайте по теме:
- Истории, которые побуждают действовать. Беседа со сценаристом Робертом Макки
- Великие психотерапевты — коучингу
- Почему мы не здороваемся
* деятельность на территории РФ запрещена