читайте также
За исключением жестких, не прощающих типов (которые развлекаются тем, что портят праздничные семейные обеды), все мы беззащитны перед искренней, честной и бескорыстной просьбой простить человека за те или иные проступки. Но большинство людей все же полагает, что им не в чем извиняться.
Если вы не уверены в ценности искреннего извинения, вам стоит разобраться в работе зеркальных нейронов. Зеркальные нейроны помогают нам при обучении и эмпатии. Однако бывает, что они же нам вредят, например, когда критика запускает защитный механизм (то есть обратную критику критикующего). В случае искреннего и бескорыстного извинения беззащитность подвигает на бОльшую открытость. Все еще неубедительно? Тогда вспомните домашние ссоры с супругом (супругой), детьми или родителями, которые вы успешно разрешили… конечно, если вы не придерживаетесь стратегии «будь по-моему или скатертью дорога».
Читайте материал по теме: Лидеры «высокого давления»
Итак, я не обещаю, что это сработает, но если кто-то из ваших коллег не сотрудничает, как хотелось бы, вам стоит попробовать. Искреннее, честное и бескорыстное извинение состоит из 5 шагов.
- Выберите коллегу или знакомого, с которым вам хотелось бы укрепить сотрудничество, и сообщите ему (пожалуй, лучше это сделать лично, а не по почте, ради большей эффективности): «Найдется ли у тебя время, когда бы мы смогли поговорить несколько минут лично или по телефону? Я понял, что должен перед тобой извиниться». Есть шанс, что из любопытства человек согласится.
- При встрече скажите ему: «Ты ведь согласен, что порой мы расходимся во мнениях?» Будем надеяться, что он согласится и с этим, а если засомневается, то переходите к следующему пункту.
- «А раз так, я должен извиниться перед тобой за то, что никогда не находил времени или не делал попыток понять твою точку зрения». Помолчите, дайте ему возможность высказаться. Он, скорее всего, ничего не скажет, потому что почувствует себя обезоруженным, да и вообще растеряется.
- Выждите еще немного и продолжайте: «И к тому же я должен извиниться за поведение. Мне стыдно за то, как я себя вел. Я никогда не старался понять твою точку зрения, потому что был слишком занят проталкиванием своих идей. Это неправильно, и мне очень жаль, что я так делал». Признание своих ошибок и принятие ответственности за неблаговидные мысли и чувства собеседника еще больше обезоруживает.
- И скажите: «Если ты готов дать мне еще один шанс, я бы хотел все это исправить и начать прямо сейчас».
Это не всегда срабатывает, но помогает создать «атмосферу принятия». Если она возникла, но вы видите, что человек ошеломлен и смотрит на вас с непониманием, спросите его: «Скажи, как ты пришел к выводам насчет x, y и z?».
Когда он начнет объяснять вам свою точку зрения, вставляйте в разговор фразы, которые углубят ваше общение: они помогут человеку раскрыться полнее. Примеры таких фраз: «Расскажи побольше об этом и том» (уточняйте те моменты, о которых человек говорит особенно эмоционально или с использованием гипербол), или «Неужели?» (тоном, который передает интерес или понимание с вашей стороны, но не скептицизм), или даже: «Хм-м».
Читайте материал по теме: Будущее бизнес-лидеров
Продолжайте слушать до тех пор, пока действительно не поймете, как и почему человек так думает. Вы можете сообщить ему о своем просветлении, сказав: «Ух ты, это и впрямь многое объясняет» или: «Теперь я понял, почему ты так думаешь и так уверен в том, что делаешь».
После того как вы достигнете этой точки, у вас всегда будет возможность сказать: «Ты не обязан, но не хочешь ли выслушать мою точку зрения по этому вопросу и как я к ней пришел?» Есть надежда, что оппонент «отзеркалит» вашу готовность слушать, которую вы только что проявили. А если откажется, ответьте: «Я уважаю твою позицию, однако от нас ожидают (отдел / группа / начальник), что мы будем работать вместе и достигать результатов, которые удовлетворят их и помогут продвинуться и нам, и нашей команде. Предложи свой вариант диалога, если мы видим, что оба не хотим делать то, что не соответствует нашим взглядам и политике компании?» Так вы подводите собеседника и себя к рабочей формулировке задачи, которую вы оба пытаетесь решить на своих должностях в фирме.
И это не просто акт вежливости. Это большой шаг вперед к сотрудничеству, при котором вы оба начинаете работать эффективно.
Читайте по теме: