Осознавая различия | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки


Осознавая различия

Единая и неделимая американская корпоративная культура, признавая идеологию «разнообразия и инклюзивности», самым парадоксальным образом ее же и отрицает.

Автор: Борис Щербаков

Осознавая различия

читайте также

Как действовать в условиях неопределенности

Джонатан Берман

Cотрудник считает работу делом жизни? Это еще не значит, что он хорошо работает

Винни Цзян

Как поймать сотрудников в корпоративные сети

Хью Кью,  Шипилов Андрей

Режиссер собственной жизни: как стратегия лидерства и личный бренд Павла Дурова влияет на Telegram

Анастасия Ляликова,  Никита Щуренков

Современная корпоративная американская культура интенсивно пропагандирует внедрение идеологии разнообразия и инклюзивности, смыслом которой является признание того факта, что люди все разные, отличаются друг от друга по гендерным признакам, сексуальной ориентации, этническому происхождению, возрасту и т. д. И у каждой группы — свои интересы, свои характеристики, свои особенности, которые, тем не менее, не должны мешать интегрироваться в коллектив, приводить к дискриминации, а, напротив, создавать радужную палитру, способствуя наиболее полному использованию ресурса всех групп и потенциала каждого сотрудника.

Но легче сказать, чем сделать, и нет универсального подхода к достижению подобной гармонии и идиллии в разных культурах мира. Вот здесь и возникает основная точка кипения: многих наших соотечественников справедливо возмущают те тезисы идеологии всеобщего равенства, которые к нашей культуре, к нашему историческому опыту никакого отношения не имеют, а иногда ему попросту противоречат.

Например, мы вряд ли можем каким-то способом дискриминировать чернокожих сотрудников. В США их называют «афроамериканцами», и история их борьбы за свои права действительно изобилует многими тяжелыми и страшными страницами, так что посыл в Америке абсолютно оправдан, если не считать издержки, связанные с естественными перегибами уже в другую сторону. Есть ли хотя бы намеки на дискриминацию чернокожего населения в России, спросите вы, и ответ будет: «Нет, потому что в России их диаспора по своим масштабам не идет ни в какое сравнение с американской». По поводу сексуальной ориентации кто только не шутил в представительствах американских компаний в России, предлагая, в конце концов, просто назначить отдельных сотрудников на роль представителей ЛГБТ-меньшинств, чтобы только отчитаться перед штаб-квартирой в исполнении плана действий по D&I — «разнообразию и инклюзивности».

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

В западной теории менеджмента давно и прочно существует понятие «кросс-культуры», и основополагающие труды Герта Хофстеде и Фонса Тромпенаарса и многих других в деталях расписывают все присущие разным культурам отличия: отношение к неопределенности, ко времени, дистанции власти, гендерные особенности и т. д . По идее, с признания того факта, что «все культуры разные», и должно начинаться постижение основ кросс-культурного менеджмента. В теории, но на деле единая и неделимая американская корпоративная культура, признавая идеологию «разнообразия и инклюзивности», самым парадоксальным образом ее же и отрицает, плавно перенося значимые для американской и многих западных культур принципы на все остальные народы и племена, населяющие Землю. Налет такого лицемерия огорчает думающего российского менеджера, зарождает скепсис в его душе, либо заставляет, сообразно уже нашей культурной традиции, молчать в тряпочку и отчитываться о несуществующих явлениях вроде поощрения ЛГБТ-сообществ внутри коллектива...

Мы разные, это исторический факт, но так же различны и наши культуры, наша историческая память, уровень нашей чувствительности к различным внешним раздражителям. Для меня, например, колоссальным раздражителем все время является нежелание некоторых моих начальников признать эту разницу. Не один раз мой предыдущий руководитель, назову его Альфонсо, с трудно скрываемой миной презрения и самодовольного превосходства говорил мне на скверном английском: «Борис, Борис... Не надо мне только говорить, что Россия чем-то отличается от других…» Безусловно, проще на эту тему даже не думать, все едины, и точка — ущербная миссионерская позиция, которая приводила и приводит к потере рынков, доверия клиентов, снижению объемов продаж и т. д.

Читайте материал по теме: Почему не стоит бояться совершить ошибку

К несчастью, редко корпорации оценивают своих менеджеров среднего звена по параметрам элементарного знания не продуктов и процедур, а реалий конкретного рынка, особенностей культуры, в том числе имеющих иногда решающее влияние на принятие решений. Невежество отдельных из них иногда приводит к таким казусам, как подчинение армянского филиала турецкому (!) офису — тот же Альфонсо принял такое решение даже после того, как я попытался дать ему краткую историческую справку по геноциду армян в 1915—1916 гг. и отсутствию дипломатических отношений между странами. «Не надо только говорить мне, что Армения чем-то отличается от других, Борис», — продолжал он в привычном ему духе.

Ни Хофстеде, ни Тромпенаарс не ставили своей задачей определить, почему же представители разных культур так отличаются друг от друга. Не мучит этот вопрос и руководителей транснациональных корпораций, особенно тех, кто ставит во главу угла свое невежество, высокомерие и апломб при руководстве вверенных им подразделений. За 23 года работы в корпорациях мне приходилось сталкиваться с думающими, интеллектуально развитыми руководителями из разных стран, но чаще приходилось признавать, что от отсутствия элементарных знаний культуры России или стран Ближнего зарубежья они вовсе не страдали, как мой неунывающий Альфонсо. Я совершенно не призываю к изучению российской непростой истории тех, кому корпорация поручает развивать продажи на российском рынке, вовсе нет — я призываю к осознанию того факта, что мы — разные. Что отношение ко многим вещам в нашей жизни есть производная от многовековой традиции, хотим мы этого или нет. Дистанция власти и отношение к неопределенности было, есть и будет таким, каким оно сложилось, потому что Россия пропустила Ренессанс с его великим гуманистическим порывом. Вместо эпохи Возрождения у нас была эпоха укрепления царской власти, территориальных завоеваний, потом смуты, потом опять укрепления власти, войн и всяческих кошмаров, включая и совсем недавние.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Где здесь гимн человеку и песнь свободы духа? Реформация в Европе опять же — это во многом решение проблем человека нового общественного строя, в том числе поиск путей очеловечивания религии, а у нас реформация — это раскол (поясные поклоны бить или все же земные, двумя или тремя перстами креститься и на каком языке псалмы петь, да и петь ли вообще?). Это про что вообще, где здесь человек?

Мог ли русский человек превратиться в трудолюбивого и законопослушного протестанта или лютеранина за эти 5—6 веков? Так пошел исторический процесс, так формировались общественные и государственные институты, так формировалась культура нации, к которой мы имеем честь принадлежать. Именно поэтому мы не можем принять тезис о мифическом единстве всех народов, которые если и едины, то только перед Богом. Для того чтобы понять, почему все-таки Россия отличается от других стран, надо сначала захотеть это понять, иначе не получится.

Читайте по теме: