Как руководителю выйти за рамки традиционных методов управления | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как руководителю выйти за рамки традиционных
методов управления

Многие современные организации просто не могут себе позволить слишком долго оставаться неизменными.

Автор: Джон Коулмен

Как руководителю выйти за рамки традиционных методов управления

читайте также

Возвращать / не возвращать: что делать руководителям перед тем, как пандемия закончится

Дэн Чампа

Почему фраза «денег нет» укрепляет отношения

Грант Доннелли

«Мы все устали, но это марафон, который мы бежим вместе»

Ребекка Цукер

С поправкой на психологию. Интервью с Антоном Суворовым

Анна Натитник

Утверждение, что командный стиль управления в большинстве организаций изжил себя, уже стало общим местом. Но чем его заменить, особенно в крупных транснациональных корпорациях? Руководителям все более важно обладать такими чертами характера и навыками, которые отражали бы ценности и культуру организации, в которой они работают. Описать все эти качества почти невозможно — у каждой фирмы разный набор корпоративных норм и обычаев. Но есть несколько ключевых для руководителей аспектов, общих для большинства современных компаний.

Во-первых, лидеры должны воодушевлять команду и заражать ее общей целью. Когда в процессе сбора материала для книги мы брали интервью у молодых менеджеров, они называли «интеллектуальный вызов» и «возможность оказать влияние на мир» главными причинами, которые определяют для них привлекательность той или иной работы. Другие исследования также постоянно подчеркивают всевозрастающее значение, которое сотрудники, в особенности молодые, придают смыслу того, что они делают на рабочем месте. Интересно, что акцент на осмысленности — или, как сказал бы Саймон Синек, вопрос «Почему?» — заставляет пересмотреть способы привлечения и удержания талантов в инновационных компаниях, таких как TOMS, Zappos, Whole Foods и Google.

Во-вторых, по мере наращивания темпов изменений на рынке лидеры должны подстраиваться под конкретную ситуацию и включать людей в процесс выработки стратегии. Многие современные организации просто не могут себе позволить слишком долго оставаться неизменными. В некоторой степени так было всегда. Одна из наших любимых цитат — это слова немецкого фельдмаршала, одного из основателей Германской империи, Хельмута Мольтке-старшего: «Ни один план не переживает встречи с противником». Еще из любимого — боксер Майк Тайсон: «У всякого есть план, пока он не получит по зубам». Традиционный командный метод теряет актуальность не только по культурным причинам, но и из-за того, что современным организациям нужно молниеносно реагировать на быстро меняющиеся предпочтения клиентов и действия проворных конкурентов. Но реализовать это можно, только когда руководители добьются вовлеченности всех сотрудников в организации до такой степени, когда члены коллектива пойдут дальше простого выполнения заданий и указаний. Такая задача требует интенсивной работы. Например, в Red Hat с команды управленцев спрашивают за то, как компаньоны (так в Red Hat называют сотрудников) отвечают на вопрос: «Понимаю ли я стратегию Red Hat и что я делаю, чтобы она была успешной?» Эта задача также требует, чтобы руководители позволяли коллективу самому приспосабливаться и решать мелкие проблемы, а также прислушивались к коллегам, вместо того чтобы просто отдавать приказы и давить авторитетом.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

Наконец в среде, зависящей от вдохновения, смысла и вовлеченности, лидеры должны быть воплощением верности самим себе и своим принципам. Билл Джордж, среди прочих, красноречиво пишет о важности верности самому себе. Разъезжая по миру и разговаривая как с молодыми управленцами, так и с топ-менеджерами об изменениях, вызываемых технологиями в современном бизнесе, мы чаще всего слышим о все большем смешении работы и личной жизни. Оно объясняется сочетанием социальных сетей и мобильных технологий, когда человек «всегда на связи». Сотрудники знают, кто вы и что вы цените, и могут легче обнаружить, когда ваши личные ценности и дела расходятся с тем, что вы говорите на работе. Это явление кажется нам положительным, потому что оно позволяет лидерам быть самими собой на работе — со всеми уязвимыми местами, убеждениями и т. п. — и рассматривать эту самую уязвимость и эмоции как способ связать себя с коллегами более глубоким и эмоциональным способом. Эту мысль разделяет с нами и Брин Браун. Такая глубоко личная вещь, как верность самому себе, также помогает подчеркнуть мысль, что не может быть идеального руководителя. В разных обстоятельствах срабатывают разные качества лидеров, и их сочетание в контексте всей команды приводит к усилению всего коллектива через разнообразие.

Учитесь ли вы и ваша команда управленцев подстраиваться к новой модели руководства? Разумеется, есть множество черт, которые будут важны для вас в зависимости от контекста вашей работы. Но ключевыми для большинства руководителей в современной экономике, основанной на информации, будут вдохновение и смысл, гибкость и вовлечение, а также верность себе и своим принципам.

Материал подготовлен при участии Джима Уайтхерста, президента и гендиректора компании Red Hat.

Читайте по теме: