Убивает ли порядок творчество или же стимулирует его? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Убивает ли порядок творчество или же
стимулирует его?

Если строго придерживаться плана и двигаться только в заданных рамках, если для каждого чиха прописывать процедуры, мы превратимся в роботов.

Автор: Ирина Гусинская

Убивает ли порядок творчество или же стимулирует его?

читайте также

Как некоммерческим организациям привлечь больше пожертвований

Джона Бергер

Почему слияния и поглощения часто заканчиваются провалом

Грэм Кенни

Удаленка для руководителя: какие возможности открыла пандемия российским менеджерам

Роман Тышковский

Результаты конкурса «Лидерский минимум» (1. 09. 2010 – 31.10.2010)

Тим Харфорд, журналист и известный популяризатор науки, в своей новой книге «Messy» ( «Беспорядочный») утверждает, что чистота и аккуратность убивают в человеке всякий творческий порыв. Книга еще не вышла, но, судя по черновику, Тима в детстве явно заставляли раскладывать вещи в шкафу по цветам, а в офисе не продвигали по службе за бардак на рабочем месте (и такое бывает, да) — так отчаянно он ищет подтверждения пользы от «творческого» склада характера.

«Наш мир помешался на чистоте и систематизации: мы моем руки десятки раз на дню, изобретаем все новые способы борьбы с бактериями, а детей и вовсе мечтаем поместить в стерильную обстановку — как будто сможем держать их там вечно», — пишет Харфорд. Мы составляем списки покупок, раскладываем вещи по подписанным коробочкам и покупаем органайзеры для багажника и ящиков стола. Строгий учет и кластеризация постепенно охватывают общество — каждую вещь надо разложить на составляющие, навесить ярлык и поместить в подходящий ей угол сознания, а также распланировать завтрашний день, неделю, квартал — всю собственную жизнь. «Это путь в никуда!» — патетически восклицает Харфорд, призывая выбросить книги по тайм-менеджменту и карточку IKEA FAMILY. Если строго придерживаться плана и двигаться только в заданных рамках, если для каждого чиха прописывать процедуры, мы превратимся в роботов, неспособных к самостоятельному мышлению и уж тем более к творчеству. «Вспомните, — призывает он, — Сколько раз слепое следование приказу недальновидного начальника приводило к трагическому исходу. Сколько клиентов ушли к конкуренту, потому что тамошний сотрудник техподдержки отошел от предписанного скрипта. Сколько компаний обанкротились, боясь сойти с наезженных рельсов и попробовать что-то новое». Да, все так, но лишь потому, что любая идея, возведенная в превосходную степень, становится пародией на саму себя».

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Однако тот, кто списывает неспособность к самодисциплине и неаккуратность на особый тип личности, проявляет а) эгоизм, б) эскапизм и в) безответственность и неуважение к окружающим. «Это не бардак, а творческий беспорядок! Когда все по полочкам и каждая вещь на своем месте, я не могу работать», «Я не буду сидеть с 9:00 до 18:00, я же не бухгалтер какой-нибудь, мне нужно вдохновение, а оно чаще всего приходит под утро!» и т. п. Сколько раз вам доводилось слышать подобное от представителей креативных специальностей? Работодатели все чаще идут навстречу и устанавливают для своих креативщиков гибкий график, но это, к несчастью, никак не гарантирует соблюдение дедлайнов. Даже напротив, поощряющий собственную неорганизованность человек, видя понимание, прокрастинирует до последнего и занимается чем угодно, кроме того, что надо было сдать еще вчера.

Дэвид Буркус в книге «Муза не придет» взялся развенчать мифы о креативности и с не меньшим надрывом обвиняет «творцов» в набивании себе цены, а все общество — в потакании их капризам. Креативность по Буркусу (точнее по Терезе Амабиле, автору исследования) укладывается в четырехкомпонентную модель, где нет места допингу и божественному вмешательству. Кто угодно может выдавать (и реализовывать!) прекрасные идеи, для этого нужны навыки в конкретной области, навыки творческого мышления, мотивация для выполнения задачи и социальные условия. То есть уровень креативности зашкаливает, когда внутренне мотивированный человек с приобретенными навыками творческого мышления и определенной компетентностью действует в условиях, где его идеи получают всестороннюю поддержку. Переполненная ванна, удар яблоком по голове и вещий сон — красивая сказка, все мы знаем, какой титанический труд предшествовал этим «озарениям».

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Еще один журналист, Мейсон Карри, выяснил, из чего складывались будни великих, и в книге «Режим гения. Распорядок дня великих людей» резюмировал, что единой формулы нет и быть не может: у кого-то и на пюпитре могла завестись новая форма жизни, кто-то пил не просыхая и выдавал шедевры не приходя в сознание, а кто-то не мог и строчки написать, не выстроив предметы на столе в строго определенном порядке. (Обсессивно-компульсивный синдром, плюшкинианство и прочие патологии в расчет не берем.)

Выходит, подборки фото рабочих столов успешных людей (например, здесь) никак не подтверждают, к разочарованию их составителей, что беспорядок — залог успеха и лишь в хаосе возможно безграничное творчество. Некоторые борцы против процедур даже поминают, например, Жиля Делёза с его понятием «хаосмос» и других постструктуралистов, считающих хаос «необходимым этапом процедур смыслопорождения». Есть подозрение, что не все понимают, что «хаос» и «беспорядок» вовсе не равнозначные понятия.

Читайте материал по теме: Медитация по расписанию

Нет единства и среди ученых. Одни утверждают, что беспорядок снижает производительность, другие — что только в такой среде и можно решать нестандартные задачи. Так, исследователи из Принстонского университета пришли к выводу, что бардак на рабочем столе (как реальном, так и виртуальном) негативно сказывается на концентрации внимания и продуктивности, а это в свою очередь приводит к стрессу и снижению производительности. А их коллеги из Университета Миннесоты доказали, что хлам на столе способствует творческому мышлению, помогая находить неожиданные решения. В ходе эксперимента людей сажали за захламленные и идеально чистые рабочие столы и просили выполнить определенные задания, ответить на вопросы и т. д. Работавшие за чистым столом были более склонны к благотворительности, здоровому питанию и соблюдению норм и правил. А работавшие в беспорядке лучше справились с творческими заданиями (вот здесь инициаторы эксперимента популярно о нем рассказывают).

Выходит, что все люди разные и даже одни и те же личности в разных обстоятельствах ведут себя по-разному (о, как это свежо и ново!). А соответственно, нет такой уж пропасти между адептами чистых столов и списков и сторонниками спонтанности и беспорядка. Просто всегда надо помнить, что ближний имеет полное право нуждаться в совсем иных условиях для продуктивной работы, а значит, не надо навязывать ему те, которые удобны вам.

Читайте по теме: