Карьерная неудача как начало новой жизни | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Карьерная неудача как начало
новой жизни

Карьера редко идет исключительно вверх. Для ее успешного построения важно не только умение выиграть очередной раунд, но и оправиться от поражения.

Автор: Рон Ашкеназ

Карьерная неудача как начало новой жизни

читайте также

Круглый стол «Интеллектуальное общество, ориентированное на человека»

Естественный отбор на рабочем месте

Валерий Якубович,  Нетесин Сергей

Как перехитрить свой гнев, задав себе четыре вопроса

Питер Брегман

«Я пишу для самого вдумчивого и глубокого читателя. Таких немало»

Анна Натитник

Менеджеры обычно представляют себе карьеру как путь поражений или побед. Победители быстро карабкаются по корпоративной лестнице, получая похвалу, признание, бонусы и лучшие должности. А как же те, чья карьера пошла под откос: обошли очередным повышением, не подпустили к ключевому проекту? Или те, кто оказался лишним в результате внутренней перестройки или слияния? Эти «лузеры» могут уже и не мечтать об успешной карьере, или же им еще остается возможность встать на ноги, заново определить цель и продолжить восхождение по новому маршруту?

На самом деле карьера редко идет исключительно вверх. Для ее успешного построения важно не только умение выиграть очередной раунд, но и оправиться от поражения.

Вот пример. Стелла, имевшая опыт работы и в отделе корпоративной стратегии, и в финансовом, перешла на перспективную работу в известную компанию, производящую потребительские товары. Когда фирма решила инвестировать в стартапы, Стелла взялась возглавить команду. За год ей удалось сплотить вокруг себя небольшую группу специалистов, определить, в какие сектора экономики вкладывать средства, разработала процесс согласования миноритарных инвестиций и дальнейшего управления ими и заключила первые сделки.

В итоге команда предъявила целое портфолио перспективных инвестиций, которые были одобрены и главой финансового отдела, и гендиректором, поскольку одни стартапы сулили обновление технологий в цепочке поставок, а другие — новые бизнес-модели, которые должны были прийтись по вкусу клиентам компании. Вскоре Стелла уже на равных общалась с руководством, обсуждала сделки и стратегию в целом. К сожалению, этот успех вызвал ревность непосредственного начальника Стеллы и главы отдела корпоративной стратегии. Вместе они провели реорганизацию, в результате вся команда была переведена в отдел по стратегии, а Стелла осталась без подчиненных.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

Конечно же, она расстроилась. Стелле пришлось пережить сложные чувства: утрату, гнев, обиду. Она обратилась к гендиректору и к другим руководителям — оказалось, что ее работой все были довольны, но никто не собирался возвращать ей команду и менять сложившуюся ситуацию.

Стелла пришла к выводу, что ее начальник и другие руководители обошлись с ней скверно, однако она увидела и собственную ошибку: ей следовало более эффективно выстраивать отношения. Стелла обрадовалась вниманию высшего руководства и не сообразила, что славу нужно разделить с начальником и коллегами. Когда она это поняла, то сумела дистанцироваться от проблемы, перестала обвинять коллег и задумалась над дальнейшими своими действиями.

Пережив стресс (на это понадобилось несколько месяцев), Стелла перешла к плану «Б»: разобраться, на какой должности и в какой роли она хочет работать, а не бороться с «несправедливостью». Стелла обратилась к опытным консультантам и, посоветовавшись с ними, поняла: за последние несколько лет она накопила большое количество связей, опыта и кредита доверия в сфере инноваций. И теперь она задумалась: не создать ли ей собственный стартап, объединив парочку инициатив и вложив в них дополнительные средства.

Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете

В то же время выяснилось, что некая венчурная фирма была весьма заинтересована в новом бизнесе, и Стелла собрала несколько стартапов, ориентированных на потребительские товары в один пакет. А инновационная производственная компания предложила ей возглавить стратегическое партнерство. При этом за Стеллой оставалась ее прежняя должность, кроме того, она могла попробовать себя в другой роли в той же организации, если бы решила остаться.

Изучив ситуацию, Стелла пришла к выводу, что нельзя объять необъятное, и выбрала стратегическое партнерство, предложенное инновационной компанией, поскольку это была интересная работа и еще потому, что здесь ей предстояло научиться выстраивать отношения. Прежний опыт пригодился ей как трамплин, с этого момента начался новый этап ее развития.

Выправить карьеру Стелле помогла решимость использовать неудачу как шанс чему-то научиться, подумать и перестроиться. Благодаря такому подходу сложившаяся ситуация воспринималась уже не как провал, а как освобождение — Стелла вырвалась из наезженной колеи и смогла сделать сознательный выбор: оставаться в той же компании или предпочесть другую.

Читайте материал по теме: Как успешно сочетать карьеру и личную жизнь

Вывод: карьера — это не только победы, но в большинстве случаев умение обратить себе на пользу неизбежные потери и неудачи. И на это требуется время. Обратите внимание: Стелла не торопилась, не поддалась гневу, не поспешила перейти ради другой возможности на другую работу. Она использовала поражение как шанс пересмотреть карьерную перспективу, получить полезные советы и дождаться подходящего случая.

Насколько хорошо вы оправляетесь от неудач? Пройдите тест, чтобы оценить свои силы.

Материал подготовлен при участии Митчела Ли Маркса и Филиппа Мирвиса. Митчел Ли Маркс — профессор менеджмента Университета Сан-Франциско, президент консалтинговой фирмы JoiningForces.org. Филипп Мирвис — специалист по организационной психологии, его исследования и частная практика охватывают масштабные организационные реформы, способы организации работы и бизнес-лидерство в обществе. Он консультирует компании и НКО на пяти континентах и на основе своего опыта написал 12 книг, в том числе «Beyond Good Company: Next Generation Corporate Citizenship».