читайте также
Еще не успели забыться новогодние обещания самому себе. Но одно дело — поставить себе цели, например, приобрести больше полезных контактов, заняться медитацией или улучшить свои навыки делового письма, и совсем другое — добиться их выполнения. Какие новогодние решения стоит принять? Как не утратить свою мотивацию? Как сделать так, чтобы планы воплотились в жизнь?
Что говорят эксперты
Каждый год многие люди ставят перед собой личные и профессиональные цели, но лишь очень немногие на самом деле их добиваются. По мнению Томаса Чаморро-Премузика, профессора бизнес-психологии в Университетском колледже Лондона и автора книги «Уверенность в себе. Как повысить самооценку, преодолеть страхи и сомнения», это случается потому, что мы «ставим себе цели, идущие вразрез с нашей природой». «У каждого из нас есть наклонности, черты характера и привычки, которые сформировались на протяжении многих лет жизни, — говорит он. — Большинство из новогодних обещаний каким-то образом связаны с желанием сломать эти устоявшиеся модели поведения, что очень трудно и требует серьезной работы над собой». Поэтому, выбирая цели и стараясь не терять энтузиазма, нужно обладать продуманной стратегией. «Важно сосредоточиться на главном, — объясняет Джозеф Вайнтрауб, основатель и глава тренинговой программы лидерства и командной работы Колледжа Бэбсон. — Необходимо поставить себе правильные цели с разумными сроками». Вот несколько советов насчет того, как все-таки сдержать свои обещания.
Будьте реалистичны
В данном случае, как считает Вайнтрауб, уместно «мыслить о малом» — как по отношению количества целей, так и по поводу сроков их выполнения. Он рекомендует дать себе не более трех обещаний (все, что сверх, будет непомерной нагрузкой) со сроком исполнения в пределах года. «Для большинства компаний и людей планировать на пять лет вперед слишком сложно», — говорит он. «Будьте амбициозны, но не слишком», — добавляет Чаморро-Премузик. Выбирайте цели, для которых придется реально потрудиться, но не такие, которых невозможно добиться. Также очень важно, чтобы эти задачи были для вас значимы и актуальны. «Изменения требуют огромного труда, поэтому крайне важно, чтобы вы действительно их жаждали», — заявляет он.
Сосредоточьтесь на положительном
Несмотря на то что хотя бы одно из обещаний должно быть направлено на улучшения в сфере, в которой вы слабы, Вайнтрауб предостерегает от излишней фиксации на самосовершенствовании. «Слишком часто мы чрезмерно концентрируемся на том, в чем нам непременно важно стать лучше, — говорит он. — Вам стоит обратить внимание на свои сильные стороны и поставить себе цели использовать их по максимуму». Например, если вы мастер письменного слова или хороший оратор, пусть вашей целью станет помочь коллегам улучшить навыки презентации. Или постарайтесь получить повышение, используя свой писательский талант. «Ваша конечная цель — способствовать успеху своей организации и своей карьеры», — говорит он.
Возьмите на себя обязательства прилюдно
Когда вы приняли решение по поводу обещаний, запишите их и поделитесь ими с другими людьми, включая вашего руководителя, коллег, непосредственных подчиненных, друзей и членов семьи. «Когда ваши цели становятся достоянием общественности, вы торжественно обещаете их добиться», — говорит Чаморро-Премузик. Такая открытость также позволяет окружающим «призвать вас к ответу». Вайнтрауб объясняет, что откровенность особенно важна в тех случаях, когда ваше обязательство имеет прямое отношение к вашему коллективу. Например, если ваша цель — работать над своими микроменеджерскими тенденциями, донесите до своей команды, что теперь вы собираетесь чаще делегировать полномочия. «Скажите людям следующее: «Вот над этим я сейчас работаю, и вот как это будет выглядеть», — советует он. — Заявите о своих намерениях конкретно и открыто».
Выработайте четкий план действий
Чтобы добиться какой-либо цели, личной или профессиональной, необходима пошаговая стратегия. «В конце концов вы же не надеетесь сбросить вес без серьезного изменения в диете и двигательной активности», — утверждает Вайнтрауб. Поэтому нужно продумать тактику. Спросите себя: какие действия я могу предпринять, чтобы добиться своей цели? Если она туманна (например, установить более доверительные отношения с подчиненными), следует продумать конкретные шаги, которые помогут это сделать. Например, регулярно приглашать их по одному на обед и общаться с ними на более личные темы. «А если результаты не дадут о себе знать, — замечает Чаморро-Премузик, — у вас обязательно должен быть запасной план».
Заручитесь группой поддержки
По мнению Чаморро-Премузика, для достижения цели исключительно важно обзавестить целой сетью поддерживающих и вдохновляющих вас на подвиги людей. Группа поддержки может состоять из коллег, наставников, партнера, профессионального коуча и даже из друзей, не работающих в вашей организации. Они могут одновременно играть роль болельщиков и советчиков — своеобразной референтной группы. «Они будут мотивировать и подбадривать вас, а когда ваш моральный дух будет не на высоте, они помогут его поднять. А еще группа поддержки помогает укрепить вашу уверенность в том, что поставленные цели важны для вас и вашей карьеры, — добавляет Вайнтрауб. — Чем обширнее вовлеченность других людей в данный процесс, тем больше у вас шансов добиться желаемого».
Обозначьте важные вехи
Когда вы начинаете работать над новой задачей, вы полны воодушевления и энергии. Но с течением недель и месяцев вдохновение пропадает, и для работы над взятыми на себя обязательствами становится трудно найти время и желание. Чтобы избавиться от этой проблемы, разбейте цель на краткосрочные задачи, которые приблизят вас к конечной цели. «Когда вы будете видеть маленькие успехи, ваше отношение ко всему процессу обязательно улучшится», — говорит Чаморро-Премузик. «Важно, чтобы вы видели положительные тенденции и небольшие улучшения, — отмечает он. — Суть не в том, чтобы стать лучше других, а в том, чтобы “превзойти свою прежнюю версию”». «Чтобы оставаться в игре, вам нужны регулярные сигналы, подкрепляющие ваш успех», — утверждает Вайнтрауб. Эту роль могут играть напоминания в телефоне или регулярная «встреча с собой», записанная в ежедневник, когда вы посвящаете какое-то время размышлению о значении данных целей для себя и своей карьеры. «На практическом уровне, — добавляет Вайнтрауб, — нужны простые стимулы, помогающие вам продолжать путь».
Сохраняйте равновесие
Ничто так не поднимает уровень адреналина, как приближающийся срок окончания работы. По мнению Вайнтрауба, в каком-то смысле стресс может быть вам на руку. «Стресс помогает вам сосредоточиться на цели, — говорит он. — Это примерно так, как если вы знаете, что вас ждет взвешивание на следующем приеме у врача, или что на следующей встрече команды босс спросит вас о состоянии вашего проекта». Однако, хотя стресс и способен повысить эффективность, важно «не терять равновесия» при возникновении непредвиденных обстоятельств. «Не будьте слишком суровы к самому себе, — советует Чаморро-Премузик. — Чрезмерное помешательство на достижении своих рабочих целей только вредит жизни». Если коллега попросил вас об участии в важном проекте или ваша личная жизнь неожиданно усложнилась и выполнение обещания в назначенный срок становится невыносимо трудным, сделайте для себя послабление. И не забывайте «золотое правило Вайнтрауба» для постановки цели: «Стремитесь к совершенству, но иногда достаточно и результата на “четверку”».
Что делать:
- Ставить такие цели, которые помогут вам использовать свои сильные качества на благо вашей организации и карьеры.
- Делиться своими обещаниями с окружающими и по мере необходимости просить их о поддержке и вдохновении.
- Обозначить вехи на пути, которые помогут вам получать удовольствие от своего прогресса.
Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка
Чего не стоит делать:
- Не брать на себя слишком большой список обязательств — их должно быть не более трех.
- Не обрекать себя на провал — ставить перед собой выполнимые задачи.
- Не казнить себя, если каждый шаг не удается выполнить в срок — «зачтите» себе даже результат «на четверку».
Пример №1. Выработайте подробную стратегию и заручитесь поддержкой
Минди Холл, консультант по менеджменту из Филадельфии, знала, что может написать книгу. Более того, в 2007 году у нее уже был набросок рукописи, но он пропал из-за сбоя в работе компьютера. «Когда это случилось, я решила: раз так, значит, не судьба, — вспоминает она. — Но мысль о книге не покидала меня все эти годы».
В начале 2013 года она решила, что время пришло. «Я собралась с духом», — говорит она. Минди начала с ежедневника. Она создала расписание необходимых для книги исследований длиной в 18 месяцев, для каждой главы. Также она включила в этот план публикацию уже готовой работы.
Четкая структура помогла ей сосредоточиться. «Я все записала, чтобы задачи и цели были не просто у меня в голове», — объясняет она. Несмотря на уверенность, что она и сама способна контролировать выполнение всех заданий в срок, Минди также поделилась своим расписанием с близким коллегой и союзником, который не давал ей расслабиться. Он рецензировал и редактировал черновики и обеспечивал обратную связь. «Он был моей правой рукой», — вспоминает Минди.
Читайте материал по теме: Ведите себя как лидер до того, как вы им станете
Еще несколько коллег регулярно спрашивали Минди о том, как продвигается писательская работа: «Группа поддержки была для меня огромной помощью. Это те люди, которые не дают вам сойти с дистанции и говорят: “Ты сумеешь”».
Были дни, когда все было «на нервах». Иногда у Минди попросту не было времени работать над книгой. «Мое расписание было бы реалистичным, если бы мне не приходилось одновременно управлять компанией на полный рабочий день, но я приняла амбициозное решение не брать отпуск для написания книги, — рассказывает она. — Оглядываясь назад, я думаю, что было бы лучше заставлять себя писать каждый день, но жизнь внесла свои коррективы».
Несмотря на это, ее книга «Leading with Intention» в октябре прошлого года вышла в свет. В ноябре друзья и коллеги Минди устроили для нее праздник, чтобы отметить это событие. «Никто не может написать книгу в одиночку, — говорит она. — Если у вас есть страстное желание и воля к победе, просто беритесь за дело... или перестаньте болтать об этом».
Пример №2. Разбейте крупные цели на малые шаги
Когда в 2010 году Сьюзан Хертцберг пришла в Boston Heart Diagnosis в качестве президента и гендиректора, компания была убыточной и в ней работало меньше сорока сотрудников. У Сьюзан было несколько больших целей. Одна из них — сделать фирму, специализирующуюся на кардиодиагностике, прибыльной. Вторая — нанять высококвалифицированную команду управленцев. И третья — создать искреннюю и живую корпоративную культуру.
Читайте материал по теме: Как чересчур требовательным лидерам поладить с остальными
Она знала, что последняя цель — несколько «неуловимая». Но Сьюзан объясняет, что была полна решимости «построить компанию, где люди сосредоточены на по-настоящему важных вещах». Даже до официального вступления в должность она рассказала об этой задаче на совете директоров. «Это звучало так: вот что вы можете от меня ожидать», — вспоминает она.
Затем Сьюзан сформулировала подробный план. Некоторые пункты ее списка были небольшими: например, быть примером такого поведения, которого она ожидала от коллег. «Я относилась к своим коллегам на передовой точно так же, как к топ-менеджерам», — рассказывает она.
Другие пункты были масштабными. Чтобы улучшить коммуникацию и повысить прозрачность внутри организации, она ввела ежемесячные общие собрания коллектива, где рассказывала людям о положении дел в компании. Последние полчаса каждой встречи отводились на вопросы и ответы. «Я сказала, что буду говорить с ними столь же искренне и открыто, насколько искреннего общения я ожидаю от них», — говорит Сьюзан.
Также она создала список правил и установок для всех сотрудников. Это руководство, известное под называнием «Компас», содержало в себе миссию, ценности, цели и приоритеты Boston Heart. Каждый сотрудник раз в год подписывался под «Компасом»: «Это наше соглашение друг с другом, обеспечивающее слаженную работу».
Сегодня Boston Heart, приобретенная недавно Eurofins Scientific, приносит прибыль. С тех пор как Сюьзан пришла в компанию, она добилась совокупного среднегодового темпа роста более чем в 100%, в фирме теперь трудится почти четыреста сотрудников. Но, наверное, больше всего она гордится созданной ей сильной и позитивной корпоративной культурой. Газета The Boston Globe два раза включала Boston Heart в список лучших нанимателей штата Массачусетс: в 2014 году как крупную фирму, а до этого в 2012 году — как компанию среднего размера.
«На работе мы много обнимаемся и хлопаем друг друга по плечу, — говорит она. — И самый распространенный отзыв от людей, посещающих нашу фирму, касается ее корпоративной культуры. Ее нельзя не почувствовать».
Читайте по теме: