Три правила общения с прессой для руководителя | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Три правила общения с прессой
для руководителя

Во многом сложившиеся в крупных корпорациях рамки и система коммуникаций с внешним миром и разумна, и целесообразна.

Автор: Борис Щербаков

Три правила общения с прессой для руководителя

читайте также

Как стать стрессоустойчивым с помощью интернета

Акашия Паркс,  Эллисон Уильямс,  Эшли Уилланс

Почему опасно мыслить категориями

Барт де Ланге,  Филип Фернбах

Нужно ли делать ставку на наставника

Павел Безручко

Бог менеджмента: отрывок из книги Марка Хортсмана

Марк Хорстман

Начать следовало бы с традиционного для подобных случаев заявления о разграничении ответственности за сказанное. Того, что в корпоративном английском называется «disclaimer»: «Настоящим заявляю, что все нижесказанное является выражением исключительно моего собственного мнения, не является ни в коей мере представлением мнения нанимающей меня компании…». Ну, и так далее что-то в этом роде, на чистом юридическом языке. Хорошо составленный документ с инструкциями может быть достаточно объемным, не таким, конечно, как в профайле на IPO, но все же.

В любой крупной корпорации существует целостная и четко отстроенная система допуска к выражению своего мнения для внешнего мира в СМИ, и с течением времени и карьерным прогрессом вам все чаще придется сталкиваться с ситуацией, когда на оконечности этого провода вдруг оказываетесь вы. И говорить нужно сейчас, и вопрос застал вас врасплох, и не ответить нехорошо, в общем, катастрофа. Общее и, пожалуй, первое фундаментальное правило дисциплины комментариев прессе состоит в том, что давать таковые могут (!) лишь определенные сотрудники, и хорошо, если вы в этом списке.

И совсем плохо, если вас в списке нет, а вы сочли возможным какой-нибудь малозначащий, по вашим понятиям, вопрос прокомментировать. Это грубое нарушение правил, и настройтесь на внутреннее расследование и оргвыводы как результат. Со своей колокольни вам действительно может показаться, что вопрос выеденного яйца не стоит, тем более всем это и так известно, чего ж не прокомментировать...

В качестве анекдота. Однажды, в разгар бума доткомов на Западе, который нашу страну, к счастью практически не затронул, один малоответственный сотрудник организации, в которой я имел удовольствие работать, дал пространный, логичный, разумный (на его взгляд) комментарий одному ведущему ежедневному бизнес-изданию в России, славящемуся скандальными заголовками. Он честно оценил как невысокие для бизнеса перспективы мгновенного и повсеместного перевода всех операционных процессов в онлайн, а именно к этому дело на Западе и шло: эйфория захлестывала. На этой волне в индустрию мгновенно «вошли» тысячи частных инвесторов, которым как раз перспектива резкого роста капитализации различных интернет-стартапов очень даже нравилась. И надо сказать, многие сколотили на этом действительно миллионные состояния. С другой стороны, туда же ринулись флибустьеры рынка, готовые половить жиреющую на глазах рыбку в мутной технологической волне, поднявшейся с бумом юного интернета. Об этом, собственно, сотрудник и рассказал честно, когда до него дозвонился корреспондент этой уважаемой газеты.

Читайте материал по теме: Карьерный импрессионизм

На утро мой телефон уже разрывался от возмущенных звонков, позже пошли письма по интернету, через какое-то время и просто письма на традиционной бумаге, в которых читатели недоумевали, как представитель такой высокотехнологичной компании, находящейся вроде бы на самом острие прогресса, являющейся пионером, двигателем и пр... Итак, заголовок в газете был краток, но до неприличия циничен: «Интернет-бизнесом (!!) в России занимаются дураки и жулики». В самой-то статье все было корректно и расставлено по местам, но заголовок...

Расследование показало, что эти слова, действительно, были употреблены во время телефонного интервью, хотя и не являлись ключевыми. Пришлось долго и нудно объясняться с обиженными инвесторами и читателями, и слава богу, что в те далекие времена мониторинг прессы на корпоративном уровне был не на такой высоте, как сейчас, иначе бы последствия могли бы быть более серьезными, причем для всего офиса, не только для «честного» сотрудника.

На закономерный вопрос «Что же с ним было?» могу сказать, что нам пришлось расстаться по взаимному соглашению сторон, дабы его комментарии в дальнейшем не ставили под удар бизнес корпорации на развивающемся рынке в России.

Общее правило №2 : говорить только о том, в чем уверен и что хорошо знаешь. Интервьюеры не обязаны знать, какой вопрос для вас является комфортным, а какой нет, их дело вывести вас на чистую воду, спросить то, о чем хотят слышать читатели, что может заинтересовать аудиторию. Как сделать так, чтобы то, что готовы сказать вы, было этой аудитории интересно — это вопрос постоянного накапливания знаний, тренировки в подаче информации, разумного баланса между действительностью и перспективой. Правильным ответом всегда будет не тот, что отвечает именно и только на заданный вопрос, но тот, в котором вы сможете корректно выразить ту идею, то преимущество вашего продукта, компании, которую следует подчеркнуть. Немного цинично, но вопрос может быть любой: важно, чтобы ответ был такой, какой нужен вам.

Читайте материал по теме: Карьерный выбор

При достаточной тренировке вы можете даже не вызывать недоумения и протеста со стороны корреспондента — ценность информации и интересный формат ее подачи важнее — иногда! — точности ответа. При этом все стороны процесса понимают, что это своего рода игра, баланс возможного и целесообразного в ответе, правда все равно посередине. Можно ли было в описанном ниже случае вовсе избежать эмоциональных оценок участников рынка? На 100%. Заставлял ли кто-нибудь именно такими словами характеризовать их? Нет, конечно. При этом вполне можно было дать правдивое описание процессов, обозначив важную роль именно вашей компании в становлении цивилизованного рынка новых технологий. Яркая скандальность не самое нужное качество бизнес- интервью.

Правило №3: профессионализм приходит только с тренировкой, избавьтесь от иллюзий, мешающих развитию. Приходилось слышать много раз: «Да ему-то это легко дается, а мне тяжело...». Легко и непринужденно всегда получается у того, кто тяжело и нудно оттачивал технику, собирал и складировал в памяти информацию, искал и находил удобные емкие штампы, тренировал речь и так далее. Никто не спорит, некоторым «дается» легче то или иное искусство, но если вы определенно «назвались груздем», то есть желаете стать профессиональным руководителем, без умения работать на интервью, увы, это не получится. Отсутствие такого качества не предполагается при рассмотрении очередной кандидатуры на управленческую позицию. Так что работайте, засучив рукава, и не сбивайте свой фокус увертками насчет того, что кому «дается».

Конечно, вам придется давать комментарии и интервью на самые разные темы, иногда вовсе не связанные с профессиональной деятельностью, и тут уж ограничений вроде нет совсем, так? Нет, не так: поскольку вы являетесь наемным специалистом, то вас ассоциируют с организацией, вы неизбежно связаны с ней незримыми узами «брака». Вы представляете свою компанию даже вне профессиональной среды, и думать об уместности комментария, фотографии с вашим участием, да просто публичном поведении нужно всегда. Дискредитировать организацию недопустимо.

Ваше мнение при этом может быть отличным от мнения компании( тут поможет упомянутый выше свод правил и инструкций), но в любом случае будьте, ради бога, корректны, задумывайтесь о последствиях сказанного, умерьте желание взорвать интернет скандалом. Корпорация к любым экзотическим отклонениям в вашем поведении отнесется, конечно, с пониманием, но вряд ли одобрительно. Сильно выбивающихся из хора исполнителей мало кто любит. Если же вы нацелились на карьеру сольного исполнителя, то выражайте на здоровье любое мнение, эпатируйте публику любыми скандалами, да делайте что хотите — но сами по себе.

И вы, что интересно, быстро поймете, что и в кажущемся свободном плавании существуют рамки, ограничения, неписаные законы, нарушать которые вовсе небезопасно, а иногда и просто вредно для бизнеса. Так что во многом сложившиеся в крупных корпорациях рамки и система коммуникаций с внешним миром и разумна, и целесообразна, да и при определенном мастерстве исполнителя достаточно гибка, чтобы ваш голос звучал не только в общем хоре, но и сам по себе.

Читайте по теме: