Лучший менеджер — скучный менеджер | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лучший менеджер —
скучный менеджер

Все мы с возрастом становимся более эмоционально зрелыми (скучными).

Автор: Томас Чаморро-Премузик

Лучший менеджер — скучный менеджер

читайте также

Подмоченная репутация

Владимир Рувинский

Учимся различать культурные и национальные отличия

Энди Молински

Забудьте о гибкости. Вашим сотрудникам нужна автономность

Дейн Феттерер

Чудеса сотрудничества

Вулф Боб,  Эванс Филип

Как мы себе представляем идеального робота-менеджера? Наверное, объективным, прозрачным в работе, свободным от эгоизма и интриг. Он будет каждому назначать подходящее задание, награждать за неэгоистичное поведение в коллективе, создаст атмосферу доверия и укрепит моральный дух. Идеальный робот будет отслеживать индивидуальные и командные успехи с точностью хорошо откалиброванного приложения и вовремя сделает каждому замечание или похвалит за проделанную работу. Несомненно, руководствоваться он будет данными, а не интуицией и будет принимать лишь те рекомендации, которые подкреплены фактами. Словом, робот-менеджер будет полностью предсказуем и ужасно скучен.

Но современные компании ищут на руководящие посты отнюдь не скучных людей — нет, им подавай блеск, оригинальное видение, дерзкую уверенность, пусть даже весь этот шарм не обеспечен подлинной компетентностью. Хотя мы уже располагаем большим количеством данных о том, каким должен быть управленец, в том числе результатами научных исследований, многие по-прежнему делают карьеру благодаря техническим навыкам, годным на прежних этапах, или благодаря личным заслугам, а в итоге множество умелых специалистов превращаются в неумелых менеджеров.

Проблему удалось бы хоть отчасти решить, если бы мы научились более эффективно оценивать потенциал руководителя. Мешает нам в этом не столько отсутствие подходящего инструментария для оценки такого рода талантов, а наша собственная неспособность понять, чего же мы хотим. При самом точном инструментарии мы не решим проблему, искусно замеряя не то, что нам реально требуется измерить.

Так как же выглядит наш скучный — наш лучший — управленец?

Во-первых, позвольте подробнее объяснить, что именно я называю «скучным». В психологии существует технический (и не столь окрашенный социальными коннотациями) термин: эмоциональная зрелость, то есть стабильность, щепетильность, умение себя вести. Все мы с возрастом становимся более эмоционально зрелыми (скучными). В любой культуре порывистость и даже антисоциальное поведение свойственны подросткам, а с годами появляется консерватизм, покладистость, готовность соблюдать правила. Хотя в Западном мире, которому так полюбились креативность, индивидуальность и подрывные инновации, консерватизм ныне ценится низко, для руководителя это несомненное преимущество.

Читайте материал по теме: Любознательность не менее важна, чем интеллект

Тим Джадж, проведя глубокий метаанализ научных работ по компетенции менеджеров, пришел к выводу, что эффективный управленец, как правило, прекрасно адаптируется, он общителен, дружелюбен, благоразумен и гибок. Ничего общего со знаменитыми миллиардерами и великими предпринимателями, начинавшими с нуля, которых мы приводим в пример как великих лидеров. Представьте себе в роли собственного начальника Стива Джобса, Джеффа Безоса или Дэвида Рокфеллера — казалось бы, замечательно, однако счастливы почему-то люди, работающие с руководителями другого типа. Майкл Маккоби в статье «Страсти по лидеру» писал, что лидеры-предприниматели «оказываются плохими слушателями, слишком чувствительны к критике и проявляют низкий уровень эмоционального интеллекта». Следует также отметить, что далеко не все беспощадные, нетерпеливые, легко возбуждающиеся типы еще и гениальны, как Джобс и Безос, а потому они гораздо чаще разрушают стабильные компании, чем создают Apple или Amazon.

Во-вторых, когда человек переходит с должности рядового сотрудника на руководящую, ему понадобится кроме решения технических проблем решать человеческие и, чтобы уделять достаточно внимания членам коллектива, делегировать часть своих полномочий. Это значит, что для менеджера ключевое качество — эмоциональный интеллект. Подобно тому как в сервисе лучший работник тот, кто находит общий язык с клиентами, так и лучший менеджер тот, кто находит общий язык с подчиненными. Сотруднику достаточно справляться с собственными эмоциями, но менеджер-управленец вынужден справляться еще и с чужими. Потребуется умение эффективно общаться с командой, а это получится лишь у того, кто сохраняет спокойствие и хладнокровие, кто действует стратегически и обдуманно и по мере надобности стимулирует своих людей и кто не станет от личных обид сводить счеты.

Читайте материал по теме: Как победить внутреннего хомяка

Опять же, когда мы представляем себе классического харизматического и яркого лидера, нам видится нечто принципиально иное. Так вот, эмоциональный интеллект — это способность не поддаваться эмоциям, не выдавать себя невербальным языком, сдерживать реакции и флегматичностью походить на английскую королеву. Исследования по психологии подтверждают: самые эффективные лидеры — те, кто имеет внутри себя нравственный стержень, имеет почву под ногами, кто ориентирован на людей и создает надежную, благоприятную атмосферу, где креативность приносит свои плоды.

В-третьих, более всего люди ценят в лидере честность, а это качество гораздо точнее определяется по отношению к другим, чем личной самооценкой. Самый простой способ вовремя разоблачить неэффективного и неэтичного управленца — спросить подчиненных, какова, по их мнению, вероятность, что начальник может их подвести. И заметьте: опять-таки лучшие менеджеры — самые скучные: чем меньше негатива и чем меньше дает о себе знать «темная сторона личности», чем более предсказуем, надежен, скучен человек — тем выше его рейтинг среди честных руководителей и тем этичнее он действует. Можно вспомнить множество известных примеров лидеров, которые великолепны как знатоки или вожди, но мораль у них шаткая: первыми приходят на ум Зепп Блаттер, Берни Мэдофф и Пабло Эскобар.

Словом, настала пора компаниям понять, что лучшие кандидаты на руководящие должности — не те, кто выделяется из толпы и сам себя рекламирует, присваивая чужие заслуги, не те, кто освоил искусство интриг и продвижения по карьерной лестнице. Берите других — без особой харизмы и пышных речей о собственном видении, зато способных реализовать ваше видение и позаботиться о том, чтобы все сотрудники честно и увлеченно работали.

Читайте по теме: