Новоиспеченным руководителям нужна своя философия лидерства | Большие Идеи
Личные качества и навыки
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новоиспеченным руководителям нужна своя философия лидерства

Кэрол Уокер
Новоиспеченным руководителям нужна своя философия лидерства

Получив повышение, естественно надо радоваться: значит, карьера строится успешно. Однако с того момента, как вы стали начальником, ваша жизнь усложнится. Теперь уже мало делать свое дело, теперь вам придется жонглировать взаимоисключающими требованиями, вести непростые разговоры, разбираться в причинах неэффективной работы. И хотя нет готовой книги ответов на все ваши новые проблемы, если вы сразу выработаете для себя четкую карьерную философию, она послужит надежным источником для дальнейших начинаний.

С точки зрения карьеры, философия — это последовательный подход к своей новой роли. Очень немногие выделяют время на то, чтобы такую философию создать. Большинство менеджеров только и поспевает, что реагировать, решать текущие проблемы, полагаясь на интуицию, на прежний опыт и чужой пример. Успех или неудача такого подхода зависит от вашего темперамента (кому-то ведь от природы достался талант руководителя) и от качества выбранной ролевой модели — причем оба эти фактора не очень-то от вас зависят. Тут все решает везение, а вот если бы вы продумали свои принципы, вам было бы чем руководствоваться и в будничных ситуациях, и в сложные моменты.

Очень помогает принцип «руководства служением». Его придумал 35 лет назад Роберт Гринлиф, и эта концепция все так же вдохновляет новых руководителей. Конечно, «служитель» звучит не так круто, как «босс», но на самом деле именно этот принцип помогает достичь того, к чему мы все так стремимся: он обеспечивает нам авторитет. Причина очевидна: если вы нацелены на служение, то думаете не только о себе. Лучший способ укрепить доверие — устранить из мотивации корыстный интерес и жажду славы. Когда вы всецело сосредоточитесь на успехе компании и команды, коллеги это сразу почувствуют. Вы начнете задавать вопросы, вы станете внимательно слушать, чаще признавать чужие потребности и заслуги. В результате и решения у вас будут более продуманные и взвешенные. Готовность к инклюзии и грамотное управление обеспечивают руководителю гораздо более надежный авторитет, чем заносчивое всезнайство.

Лидерство через служение оказывается чрезвычайно действенным при работе с коллегами. Прежде всего нужно понять, что никто не работает «на вас» — ваши подчиненные работают на компанию и на самих себя. Ваша роль, роль служителя — налаживать отношения между каждым членом коллектива и компанией. Задайте себе вопрос: «Что нужно сделать конкретному сотруднику, чтобы эти отношения сложились для него благоприятно?» и «Что должна со своей стороны предоставить ему фирма?». В поисках ответа на эти два вопроса вы научитесь учитывать интересы и той, и другой стороны. (Те же принципы применяются к управлению цепочками поставок и отношениям с клиентами.)

Читайте материал по теме: Как выработать эмоциональный иммунитет

Запрещает ли нам концепция служения указывать подчиненным, что нужно делать, или исправлять их поведение? Напротив, эта концепция как раз требует, чтобы вы и указывали, и критиковали, стараясь обеспечить каждому успех в компании. Но суть в том, чтобы, выполняя повседневные обязанности менеджера, вы делали это «как служитель».

Например, распределение работы — это продуманный процесс, вы должны соотнести интересы дела и личные интересы людей, учесть их навыки и потребности в профессиональном росте. Не всякое рутинное задание требует такого обдумывания, но, распределяя важные назначения, вы добьетесь максимальной пользы, если поместите их в определенный контекст. Если ваша подчиненная понимает, почему она получила это поручение, она, скорее всего, сможет выполнять его с максимальной ответственностью, а вы из начальника превратитесь в советника и помощника. Вы спросите, чем ей помочь и в какой форме она предпочла бы отчитываться, а не будете выдавать ей прямые приказы, которые не обсуждаются. Когда человек видит, что начальник ценит его сильные стороны, ценит работу и поощряет развитие, он вложит в компанию свою душу.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Семь секретов суперпродуктивных людей
Джек Зенгер,  Джозеф Фолкман