Эмоциональное выступление: как не выглядеть идиотом | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Эмоциональное выступление: как не
выглядеть идиотом

Как вести себя естественно в неестественных обстоятельствах

Автор: Андрей Скворцов

Эмоциональное выступление: как не выглядеть идиотом

читайте также

Нет оправданий для отказа от стратегии

Фрэнк Сеспедес

Не только хорошее: узнайте, что вы делаете неверно и плохо

Франческа Джино

Гендерная окраска бизнеса

Томас Чаморро-Премузик

Перестаньте искать суперменов в отделе аналитики

Скотт Беринато

Я часто слышу: «добавьте эмоций в выступление». Мне кажется, это самый опасный совет, который можно получить.

Первые полгода моей работы ведущим прогноза погоды меня никто не замечал. То есть абсолютно: мало того, что меня не узнавали на улицах, так не было даже ни одного поста в Twitter (я проверял через поиск по блогам каждый день). Это было обидно. Все же федеральный канал, прайм-тайм, постоянно. И еще вспоминались слова Владимира Познера о том, что если лошадиную задницу показывать по телевидению, то через месяц ее начнут узнавать на улицах. Напомню, меня показывали уже полгода.

Собственно, эта обида и привела меня к педагогу по актерскому мастерству Юрию Мартынычеву, от которого я и услышал впервые о методе, о котором пойдет речь.

На первом занятии я узнал, что надо быть активным, увлеченным, эмоциональным! И в следующем же эфире выдал активность, увлеченность и эмоциональность — в той мере, в какой я их понимал. Результат был ошеломляющий! Про меня наконец-то написали в Twitter! Самый вежливый пост был таким: «Уберите психопата из эфира».

Это ошибку стоило сделать. Стало ясно, что эмоциональность — это не то, что можно выдавить из себя искусственно, не то, что можно изобразить. Эмоции — это не физические движения, не громкость, не крики. Это искренность.

Совет «будьте естественны на сцене» вы наверняка слышали. Но вот беда: сцена — не то место, где легко быть естественным. Самое естественное для нормального человека — вообще не выходить на сцену. Умению «быть естественным в неестественных обстоятельствах» учат в театральных вузах не один год, и то далеко не у всех получается. Совет «быть естественным на сцене» — одновременно один из самых правильных и самых опасных из тех, что мне приходилось слышать. В результате в лучшем случае получаются интонационные штампы (формальные попытки изобразить эмоцию), в худшем — мой пример.

По счастью, один наш соотечественник придумал систему — набор приемов, которые помогают стать естественным, живым на сцене. Речь о Константине Сергеевиче Станиславском. Его знаменитое «не верю» относится как раз к попыткам актеров изобразить эмоции. Про его систему все слышали, но мало кто знает, в чем она заключается.

На мой взгляд, самое гениальное, что открыл Станиславский — это «кинолента видений». Работает это так: вы вспоминаете событие из своей жизни (реальное!), в котором вы переживали ту или иную эмоцию. И затем в воображении переноситесь в эту ситуацию. Задача — увидеть все в мельчайших деталях, конкретно. Не вспомнить, а именно увидеть — так, как вы видите реальность. Довообразить то, что не помните. Быть готовым ответить самому себе на любой вопрос: какого цвета забор «в кадре»? Во что одета та женщина? Какие на ней бусы? Есть ли царапина на каблуке? Долетают ли брызги от машины до тротуара? Что делает ворона?

Эта увлекательная игра затягивает вас, и — чудо! — рождается искренняя эмоция. Я многократно видел это на тренингах. Казалось бы, человек просто произносит существительные, но если он их «видит» — слова звучат эмоционально, и это захватывает!

Для хорошей «киноленты видений» надо тренировать внимание (это непросто, особенно когда рядом телефон и фейсбук). Но научившись «проваливаться в историю» в комфортной обстановке, можно научиться делать это и на сцене. Насколько я знаю, для обычного человека это единственный способ обрести искреннюю эмоциональность во время выступления.

В интернете есть видеозапись тренинга, где учат «эмоциям в выступлении» и просят «удивиться на три балла, а теперь на восемь баллов» (разница в широте раскрытия рта и громкости возгласов) — это верный путь к отзывам типа тех, что я получил вместе с «уберите психопата». Не ведитесь на такое.

Как на практике использовать «киноленту видений»? Включить в выступление описание «картинки». Как говорят театральные педагоги, «говорить не уху, а глазу». Конечно, это не отменяет драматургии, конкретики, композиции. Но только трогающие вас «картинки» дадут вам живые эмоции, которые тронут зал.

Один из участников тренинга, описывая консалтинговый проект для одной крупной фирмы, упомянул толщину стекла у них на проходной (оно было в руку толщиной). Это длилось всего несколько секунд, но он смог «увидеть» это стекло во время выступления, и его удивление было искренним и увлекательным, так что зал улыбался и удивлялся вместе с ним.

Лекция профессора Лорена Грэхема на Петербургском экономическом форуме собрала более полумиллиона просмотров в России. Конечно, главные причины популярности: релевантность (важность темы), конкретика (минимум общих слов, но много конкретных фактов — и, кстати, нет никакой проблемы в том, что он подсматривал в бумажку, перечисляя их), хорошая композиция. И все же кульминационный момент — профессор вспомнил ситуацию, когда ректор MIT сказал «Вы хотите молоко без коровы». В этот момент он был искренне удивлен, вместе с неподдельным сожалением — но никакого «перебора», никакой искусственности. Он «видел» эту ситуацию, и слова прозвучали искренне. Кстати, замечательно, что эту картинку «увидел» и переводчик-синхронист (конечно, по-своему), и у него получилось прекрасно передать этот эмоциональный момент. Так это и работает: спикер «видит», и все слушатели вместе с ним тоже «видят» и чувствуют.

Или вот пример из школы. Моя учительница математики говорила: «Давайте докажем маленькую, но очень симпатичную леммочку!», и при этом голос ее был пропитан нежностью, а руки будто гладили неведомое, но очень милое существо. Это было безумно трогательно и увлекательно. Потом мне еще долго снились улыбающиеся зверьки-леммочки (это нормально для выпускника второй физмат школы). Впрочем, это уже метод аллегорий — визуализации абстрактных понятий, о нем я напишу отдельно.

Итак, при подготовке выступления вспоминайте релевантные (имеющие отношение к теме), эмоционально трогающие вас детали, и затем описывайте их так, будто все происходит прямо сейчас, на ваших глазах. Не торопитесь! Не думайте о том, как выглядите. Не думайте про зрительный контакт. Просто поживите немного в своей истории, «увидьте» ее. Зал будет с вами.

Это требует определенного навыка, но это именно навык, а не талант. Он тренируется и доступен абсолютно каждому. В этом и гениальность системы Станиславского — в универсальности и технологичности. Эмоции будут живые, искренние, а не напускные — или, как иногда говорят, «идиотские».

А если вам вдруг случится увидеть неестественно эмоционального ведущего в прогнозе погоды — не судите строго. Он все еще учится!

* деятельность на территории РФ запрещена