Метания Шмидта: почему вокруг заявлений экс-СЕО Google об удаленной работе разгорелся скандал | Большие Идеи

・ Карьера

Метания Шмидта: почему вокруг заявлений экс-СЕО Google об удаленной работе
разгорелся скандал

Кейс бывшего топ-менеджера стал показательным — технологические компании пытаются найти компромисс между стремлением к высоким результатам и желанием сохранить лояльность сотрудников

Автор: Евгения Петрова

Метания Шмидта: почему вокруг заявлений экс-СЕО Google об удаленной работе разгорелся скандал
Эрик Шмидт / Фото: IGP

читайте также

«Harvard Business Review — Россия»: август 2018

10 навыков, без которых HR-специалисту нельзя обойтись

Жанна Балабанюк

Удовлетворите нужды и потребности сотрудников — и это окупится

Тони Шварц

Отпустите сотрудников из офиса

Барбара Ларсон,  Притхвирадж Чаудхари,  Сирус Форуги

Удаленный формат работы, ставший нормой во время пандемии COVID-19, не спешит сдавать позиции, несмотря на попытки корпораций по всему миру вернуть сотрудников в офисы. Стремление работать из дома логично вписывается в общий тренд на work-life balance — умение успешно сочетать работу, хобби и личную жизнь. Важную роль играет и то, что представители поколения Z становятся активными участниками экономических процессов, а для них, как показывают исследования, баланс между работой и личной жизнью в приоритете.

В этих условиях призывы к переработкам и достижению результатов «стахановскими темпами» выглядят одиозно. В эту ловушку попал и бывший СЕО Google Эрик Шмидт, заявивший, что компания проигрывает ИИ-гонку конкурентам из-за сотрудников, работающих из дома. Позднее он был вынужден отказаться от своих слов. 

Обратный ход

В своем выступлении в Стэнфордском университете 16 августа Шмидт заявил, что в Google решили — баланс между работой и личной жизнью, ранний уход домой и удаленная работа важнее победы. Шмидт буквально упрекнул бывших коллег в отставании от конкурентов в сфере развития искусственного интеллекта из-за такого подхода. Он добавил, что ни один стартап не позволит сотрудникам работать из дома даже один день в неделю, так как команды там трудятся «как проклятые». В пример он привел компанию Open AI. 

Позже Шмидт отказался от своих слов, а запись его выступления в Стэнфорде была удалена с YouTube-канала университета по его же инициативе. Экс-топ-менеджер отметил, что оговорился по поводу политики Google по удаленной работе, из-за которой компания якобы проигрывает гонку за искусственный интеллект. «Я сожалею о своей ошибке», — заявил он The Wall Street Journal. 

Google с апреля 2022 года позволяет сотрудникам работать в офисе всего три дня в неделю, а остальные два — дистанционно. Летом 2023 года компания стала следить за посещаемостью через мониторинг пропусков, что вызвало негодование со стороны сотрудников. Также директор по персоналу Google Фиона Чиккони сообщила, что теперь кандидатуры соискателей, желающих работать удаленно полный день, будут рассматриваться только в порядке исключения. Крис Шмидт, инженер-программист Google и председатель профсоюза работников Alphabet, высказался в Twitter, что компания, оценивая работу сотрудников, сделала выбор не в пользу их профессионализма, а в пользу двусмысленной практики отслеживания посещаемости.  

На высшем уровне

Google — не единственная корпорация, для которой вопрос удаленной работы остается нерешенным. Некоторые компании идут навстречу сотрудникам, чтобы всеми силами удержать ценные кадры, другие — возвращают привычный допандемийный режим. Известны и случаи, когда сами топ-менеджеры работают дистанционно, за пределами офисов. Например, Starbucks разрешила новому генеральному директору Брайану Никколу работать удаленно из Калифорнии, а не переезжать в Сиэтл, где находится штаб-квартира. Компания поможет ему организовать небольшой удаленный офис и предоставит помощника. 

Интересно, что ранее основатель и экс-генеральный директор Starbucks Говард Шульц, вышедший из совета директоров в 2023 году, заявлял, что безуспешно пытается вернуть сотрудников в офисы. По словам бывшего CEO, никто никого не принуждал к возвращению в офис на полный рабочий день: на одних позициях предложена полная удаленка, на других — гибридный формат. В самом Starbucks тогда комментировать слова основателя не стали.

Кейс Никкола не единственный пример дистанционной работы СЕО — Хиллари Супер, исполнительный директор Victoria Secret, также получила разрешение работать удаленно.

Впрочем, как отмечает Fortune, эти решения часто не находят понимания в индустрии. К примеру, генеральный директор Sears Эдди Ламперт подвергся критике со стороны других бывших топ-менеджеров за то, что решил жить во Флориде и редко посещал штаб-квартиру компании в Иллинойсе. Бывшие руководители JC Penney раскритиковали теперь уже бывшего генерального директора Рона Джонсона, который отказался работать из штаб-квартиры ритейлера в Техасе в 2013 году, несмотря на финансовые проблемы компании в тот период.

Скептицизм в отношении дистанционной работы для СЕО небезоснователен. В своем исследовании профессора финансов Ран Дюцин и Денис Сосюра (из Бостонского университета и Университета штата Аризона соответственно) изучили взаимосвязь между режимом работы генеральных директоров и финансовыми показателями их компаний. Они пришли к выводу, что компании, где СЕО работает удаленно, демонстрируют худшие показатели, по сравнению с теми, где руководитель присутствует в офисе очно. В частности, у таких компаний ниже рентабельность активов (ROA) и соотношение рыночной стоимости к балансовой стоимости — показатель, оценивающий стоимость компании, говорится в исследовании.

Вопрос справедливости

В числе тех, кто категорически выступает против удаленной работы, — технологический предприниматель Илон Маск, который считает удаленную работу просто несправедливой. «Это не просто вопрос производительности. Я думаю, что это неправильно с моральной точки зрения», — говорил он в интервью телеканалу CNBC. Он охарактеризовал IT-специалистов из Кремниевой долины как «класс владельцев ноутбуков, живущих в Ла-Ла-Ленде». Сам Маск давно отменил такой формат в компаниях X (экс-Twitter), SpaceX и Tesla. 

В частности, СМИ ссылались на письма руководству Tesla, которые впервые опубликовало в июне 2022 года интернет-издание Electrek. «Тот, кто хочет работать удаленно, должен находиться в офисе минимум (вы не ослышались — “минимум”) 40 часов в неделю или покинуть Tesla. Это меньше, чем мы требуем от заводских рабочих», — написал Маск. Он добавил, что офис должен быть основным местом работы сотрудника, где он должен регулярно взаимодействовать с коллегами.  

Профессор Стэнфордского университета Ник Блум отмечал, что требования Маска к сотрудникам SpaceX и Tesla были одними из самых строгих среди всех технологических гигантов. При этом многие технологические компании предлагают гибридные модели, которые подразумевают, что сотрудники могут часть времени работать из дома. Профессор прогнозировал, что компании Маска потеряют 10—20% сотрудников, а рекрутеры конкурентов будут пытаться переманить их, предлагая вакансии с более гибким графиком.

В июле 2024 года СМИ сообщили, что Amazon отслеживает количество часов, которые сотрудники корпорации проводят в офисе. Мера направлена на борьбу с таким явлением, как «coffee badging». Иными словами, прийти на работу, чтобы выпить кофе и уйти, больше не получится. В рассылке для сотрудников говорилось, что часть из них должны находиться на рабочем месте не менее шести часов, другие — не менее двух. В феврале 2023 года компания попросила сотрудников приходить в офис три и более дней в неделю, но время посещения не было ограничено. 

Картина в цифрах

К 2025 году 32,6 млн американцев (это около 22% от всего работающего населения США), будут работать удаленно, прогнозировала крупнейшая в мире биржа труда Upwork, чьи данные приводит Forbes. Интересно, что, согласно их оценке, каждый пятый сотрудник работает удаленно, а 98% хотят работать удаленно хотя бы часть времени. 

Как пишет Forbes, среди отраслей, в которых востребована удаленная работа, лидирует сфера IT и компьютерных технологий. Это связано с тем, что рабочие задачи в этой сфере можно выполнять имея только хороший интернет. Также дистанционная работа широко распространена в бухгалтерии, финансах и маркетинге.

Согласно исследованию KPMG «Современные тенденции в удаленной работе» от 2023 года, количество компаний, которые ввели возможность удаленной работы, увеличилось более чем на 10% за два года. Четверть опрошенных на тот момент заявили, что планируют такие нововведения. 11% компаний заявили, что готовы ввести удаленную работу, но пока у них нет соответствующей политики или стандарта. Только 7% указали, что не хотят вводить такой формат.

Причины, по которым компании нанимают сотрудников на удаленку, больше не связаны с пандемией COVID-19, на первое место выходит привлечение талантливых кадров. Например, 38% компаний таким образом устраняют дефицит кадров и привлекают таланты, а 53% повышают свою привлекательность как работодателя для ценных соискателей. При этом 14% респондентов признают, что удаленная работа помогает экономить. Основным же фактором, побуждающим к внедрению дистанционной модели, остается запрос со стороны сотрудников — 73%. 

Так или иначе, сейчас совершенно ясно, что сам по себе найм приобретает новые формы. Соискатели уже не готовы убиваться на рабочих местах за ту же зарплату, которую могут получать, работая дистанционно или в гибридном режиме. Возможность работать из любого места изменила представления о работе, устранив географические ограничения и изменив традиционную модель работы в офисе. Меняется сама культура работы. Такие изменения очевидны для обеих сторон.

Российские реалии

Общемировые тенденции в вопросе удаленной работы актуальны и для России. По данным исследования сервиса Работа.ру, в 2023 году за удаленку выступали 23% сотрудников, еще 27% — за гибрид. При этом предпочтение офису отдавали примерно 40% россиян. 

Кроме того, опрос SuperJob за прошлый год показал, что сотрудники на удаленке есть в 4-х из каждых 10-ти российских компаний. Чаще всего в дистанционном формате работают программисты — в 39% опрошенных компаний, а также HR-специалисты — в 19% компаний. При этом 14% работодателей разрешают части сотрудников работать дистанционно. В разгар пандемии доля таких компаний составляла 59%. 

Управляющий партнер Odgers Berndtson Russia Роман Тышковский отмечает, что в России компании допускают гибридный режим работы, также многие возвращают людей полностью или частично в офисы. При этом руководство банков и IT-компаний довольно критично относится к работе членов команды из-за границы. Также компании-представители важнейших индустрий стараются минимизировать или свести к нулю удаленку для сотрудников на руководящих позициях, добавляет он. 

«Сейчас почти полностью исключена для топ-менеджеров работа из-за рубежа. Это связано с сохранением коммерческой тайны и в целом безопасностью бизнеса», — подтверждает партнер Kontakt InterSearch Russia Юлия Забазарных. 

По ее словам, многие компании убеждены, что топ-менеджер на удаленке теряет связь с командой и вовлеченность, в результате, ухудшаются финансовые показатели компании, а цели часто не достигаются. При этом, большинство топ-менеджеров не хотят возвращаться в офис на полный рабочий день. 

Она приводит в пример беседу с HR-директором крупной компании, которая ищет профессионала на позицию финансового директора. Оказалось, что один из первых вопросов у всех кандидатов на собеседовании — вопрос про work-life balance и возможность частично работать из дома. 

Российские технологические компании, как и их зарубежные конкуренты, пытаются вернуть сотрудников в офисы хотя бы частично. В пресс-службе «Яндекса» «Большим идеям» рассказали, что основной формат работы в компании — гибридный, он распространяется и на большинство новых вакансий. Сотрудники по согласованию со своим руководителем могут выбрать один из офисов для посещения, а отдельные вакансии допускают и полностью удаленную работу.

VK работает в гибридном формате с 2020 года. Режим работы каждого сотрудника согласовывает руководитель в зависимости от задач: часть сотрудников работает в офисе постоянно, другая — чередует офисный формат с работой из дома. 

«Для некоторых позиций и топ-менеджмента постоянная работа из офиса — объективная необходимость», — рассказали в пресс-службе корпорации.