Мифы и реальность о работе продакт-менеджера | Большие Идеи

・ Карьера

Мифы и реальность о
работе продакт-менеджера

Профессия продакт-менеджера становится все более востребованной, однако зачастую ее идеализируют, опуская повседневные реалии

Автор: Апурва Мишра

Мифы и реальность о работе продакт-менеджера
Фото: Dillon Shook / Unsplash

читайте также

20

Вакансии в компании: бесперспективная работа или возможность блестящей карьеры?

Итан Руан ,  Марсела Эскобари

Как критиковать представителей разных культур

Эрин Мейер

Договор подписан. Что дальше?

Дэнни Эртел

Продакт-менеджемент (PM) стал работой мечты для многих людей, которые трудятся в сфере высоких технологий. Кто бы не хотел получить должность, которая сулит высокие заработки (по данным Glassdoor, продакт-менеджеры являются одними из самых высокооплачиваемых специалистов в сфере информационных технологий) и дает возможность создавать продукты, оказывающие положительное влияние на миллионы потребителей? Именно поэтому советы о том, как сделать карьеру в этой области, привлекают большое внимание, особенно со стороны выпускников и тех, кто стремится сменить сферу деятельности.

Получить должность продакт-менеджера непросто. В большинстве компаний число позиций ограничено, а когда появляются новые вакансии, предложение значительно превышает спрос. Чтобы повысить свои шансы, многие соискатели следуют советам, распространяемым в социальных сетях «авторитетами в области управления продуктами».

По моему опыту, их советы часто бывают неполными и неточными и, как правило, представляют слишком гламурную картину повседневной реальности, в которой живет продакт-менеджер. Например, продакт-менеджера изображают генеральным директором, который беспрепятственно руководит группами различных специалистов и проводит большую часть своего времени за разработкой стратегии и общей концепции продукта. Этот образ не всегда соответствует действительности — и по факту не позволяет увидеть суровые реалии профессии, которая связана с сильным давлением сверху, работой в условиях неопределенности, управлением сложными взаимоотношениями между заинтересованными сторонами без больших полномочий и тесным взаимодействием с группами инженеров и разработчиков по поводу мельчайших деталей.

Как я стал продакт-менеджером

Когда в 2021 году я перешел на свою нынешнюю должность менеджера по продуктам в Amazon, я был одним из тех сторонних людей, кто поддался шумной рекламе, созданной определенными авторитетными личностями. За свою карьеру я прошел путь от разработки программного обеспечения в Индии и управления брендами в Африке до аналитического консалтинга в Amazon в США. Опыт работы в разных странах показал мне, как технологии могут действительно изменить жизнь и стать инструментом самореализации. Я решил, что переход на должность продакт-менеджера — это мой шанс сделать что-то реально стоящее.

Было нелегко. Поскольку в моем резюме еще не фигурировало должности продакт-менеджера, было трудно привлечь к себе внимание в конкурентной среде. В конце концов, именно моя настойчивость в формировании полезных профессиональных знакомств и подчеркивание своих полезных навыков принесли свои плоды. Сегодня я занимаю должность продакт-менеджера и отвечаю за два продукта: один связан с рекламой, а другой — с биллингом и автоматизацией процессов для создателей подкастов и рекламодателей. Но когда я только начинал работать, то быстро понял, что реалии сильно отличаются от того, о чем так много пишут в интернете.

Как и все, я много читал о роли продакт-менеджера в социальных сетях, прежде чем решился на этот шаг. Лидеры мнений говорили о том, что жизнь продакта — это мечта: вы, по сути, «генеральный директор продукта», как выразился Бен Хоровиц, известный предприниматель и венчурный инвестор из Кремниевой долины.

С тех пор как я вступил в должность, то убедился, что его утверждение верно лишь отчасти. У продакт-менеджеров ограниченные полномочия по отношению к любым группам специалистов, занимающимся разработкой, дизайном продукта, поддержкой клиентов и другими важными вопросами, которые отвечают за успешную разработку и запуск продукта или его отдельные функции. Но продакт-менеджеры отвечают за конечное выполнение поставленной задачи — и должны быть готовы взять на себя ответственность, если что-то пойдет не так.

Кросс-функциональное взаимодействие — то есть работа в качестве того, кто наводит мосты между несколькими группами специалистов, чтобы сделать продукт успешным, — часто называют «главным преимуществом» руководителя. Вот что отмечает Кейси Хобсон, директор платформы продуктов компании Solifi: «Успешный запуск новых продуктов и функциональных возможностей зависит от уровня взаимозависимости команд специалистов вашей организации. Поэтому установление прочных отношений с этими группами необходимо для сотрудничества и обеспечения того, чтобы все работали над достижением одних и тех же целей».

Совет хороший, но его часто неверно истолковывают и думают, что руководитель должен упорно работать над тем, чтобы нравиться и вызывать восхищение у всех заинтересованных сторон, с которыми работает. Вооружившись этим советом, я поначалу сосредоточился на том, чтобы нравиться всем, пока мой руководитель не напомнил мне, что качество продукции и потребности клиентов должны превалировать над отношениями внутри компании. Как сказала Маргарет Тэтчер: «Если вы поставите перед собой цель понравиться, то вам придется пойти на компромисс по любому поводу в любое время — и в результате ничего не добьетесь».

Еще один совет от лидера мнений — важность понимания и использования таких систем, как RICE или RACI. Я пытался продемонстрировать свое знание этих инструментов на собеседованиях и в начале своей карьеры продакт-менеджера, думая, что они являются ключом к успеху. Но быстро понял, что принудительное применение этих инструментов вместо глубокого понимания потребностей клиента и целостного видения бизнеса приводит к неправильной расстановке приоритетов.

Возвращение в реальный мир

Хотя советы влиятельных людей в отрасли не так уж и плохи, они часто упускают из виду реалии и нюансы роли продакт-менеджера. Продвигаясь по карьерной лестнице, я понял, что для успешного управления продуктами требуется сочетание технических навыков, опыта работы в конкретной предметной области, участливого отношения к клиентам и умения ориентироваться в сложной динамике своей организации.

Вот что часто упускают из виду

Инструментарий и концептуальные схемы — это вспомогательные средства, они не заменят основную деятельность: существует множество систем расстановки приоритетов, таких как Jobs to be Done (JTBD или работа, которую надо выполнить), RICE scoring и CIRCLEs, которые постоянно рекламируют авторитетные специалисты. Хотя эти системы нужно знать, важно также понимать, что на работе никого не волнует, какую именно систему вы используете. Настоящая работа продакт-менеджера заключается в определении потребностей клиентов, которые нужно удовлетворить с помощью исследований, координирования задач и использования определенных инструментов для проверки гипотез и предположений. Никакой инструментарий не заменит времени, потраченного на интервью с клиентами, опросы, вторичные исследования и изучение внутренних документов по продукту и его ограничений.

Знание предметной области — самая важная черта хорошего специалиста: лучшие продакт-менеджеры живут и дышат своей работой. Они следят за тенденциями в отрасли, читают новейшие статьи, публикации и постоянно учатся, чтобы реализовывать актуальные стратегические планы развития продукта.

Навыки работы в B2B и B2C различаются: многие советы, которые дают в соцсетях, позиционируются как общие, применимые ко всем областям. Но как человек, работавший и с B2B, и с коллегами из B2C-сектора, я понял, что методы исследования пользователей, определения приоритетов и тестирования продуктов сильно отличаются в этих двух группах. В категориях B2B проще напрямую общаться с клиентами, поэтому навыки интервьюирования и налаживания контактов становятся для продакт-менеджера крайне важными для понимания потребностей пользователей и определения приоритетов функций продукта. В B2C больше полагаются на аналитику данных, поскольку клиентская база очень разнородная. Это означает, что продакт-менеджеры должны быть готовы уделить время анализу данных, а не только проводить интервью с пользователями. Специалисты по управлению проектами в сфере B2C должны обладать развитыми аналитическими способностями и уметь составлять запросы к базам данных с помощью таких инструментов, как SQL, чтобы извлечь ценные сведения.

Глубокое понимание технической архитектуры имеет решающее значение для построения доверительных отношений с инженерами: работа в тесном контакте с группами инженеров требует от продакт-менеджера глубокого понимания технических понятий и способности обсуждать компромиссные варианты, не уходя от решения сложных вопросов. (У меня есть инженерное образование, и бывают дни, когда без него я не смог бы выполнить свою работу.) Такое сотрудничество укрепляет доверие к команде инженеров — вашему самому важному партнеру.

Понимание принципов и нюансов проектирования очень важно для работы с разработчиками: понимание основных принципов проектирования и прототипирования позволяет менеджерам лучше доносить свое видение продукта и способствовать более эффективному сотрудничеству с разработчиками, особенно в сложных проектах. Такие инструменты, как Balsamiq и Figma, могут стать ценными помощниками.

Выдающиеся навыки письменной речи — ключ к слаженной работе с заинтересованными сторонами: основная обязанность продакт-менеджера — продвижение концепции продукта в организации. Четкие, лаконичные, фактологические технические задания, такие как PRD (документы с требованиями к продукту), имеют решающее значение для формулирования задачи, поиска решения, определения показателей успешности продукта и плана выхода на рынок.

Полное погружение в данные и «работа ручками» крайне важны для получения реально полезной информации: в нашем мире, где уже правит искусственный интеллект и машинное обучение, навыки работы с данными являются обязательным условием. Специалисты по управлению продуктом должны владеть языком SQL, чтобы проводить разведочный анализ статистики и принимать решения на основе данных, особенно в продуктах B2C, где данные зачастую показывают потребности клиентов.

Разношерстные потребности заинтересованных сторон должны быть соразмерными с приоритетами продукта: один из ключевых навыков, который активно пропагандируется в социальных сетях, — это умение наладить межфункциональное взаимодействие. Однако это не означает, что все должны быть довольны, чего бы это ни стоило. Хороший продакт-менеджер должен, прежде всего, отталкиваться от потребностей клиента, а затем сосредоточиться на качестве и скорости развития продукта. Что означает — нужно чаще говорить «нет», чем «да», когда речь идет о функциях, которые не соответствуют вашему продукту и целям.

Влияние без полномочий — это не то же самое, что быть генеральным директором: в отличие от главы компании, продакт-менеджер не имеет прямой власти над командами. Завоевание уважения благодаря обширному опыту и непосредственному участию в процессе — ключ к сплочению команды.

Эффективная организация рабочего времени предотвращает выгорание: по мере того как вы глубже погружаетесь в управление продуктом и берете на себя все больше обязанностей, определение приоритетности возможных перспектив, их соответствия целям продукта и своей карьеры, становится решающим фактором для предотвращения выгорания и поддержания качественного результата. В вашем календаре появится больше заявок на встречи, чем рабочих часов в неделю. Поэтому нужно беречь свое время, чтобы иметь возможность выкроить его часть для написания технических заданий и проведения исследований клиентов — того, что приносит хлеб с маслом в этой профессии.

Итог

Несмотря на то, что лидеры мнений предлагают ценные идеи, начинающие продакт-менеджеры должны быть осторожны и не принимать их советы за неоспоримую истину. Эта профессия требует широкого спектра навыков и умений, не ограничивающегося концептуальными схемами и приветливостью в общении с различными специалистами.

Как я убедился на собственном опыте, советы влиятельных людей могут упускать из виду повседневные реалии, фокусируясь на гламурных аспектах профессии и забывая о критическом мышлении и упорном труде. Охватывая всю сферу управления продуктами — от сильной технической составляющей до влиятельного лидерства, — начинающие специалисты могут подготовить себя к реальному, значимому успеху в этой динамично развивающейся области.