Время новых воротничков | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост

Время новых воротничков

Максим Спиридонов
Время новых воротничков
Фото: Ben White / Unsplash

Мы привыкли отождествлять понятия «обучение» и «образование», тогда как в действительности речь идет о принципиально разных вещах. Обучение давно вышло за рамки классов и университетских аудиторий, мы больше не разделяем жизнь на «время учиться» и «время работать». Сегодня мы все постоянно чему-то учимся, и процесс нашего обучения не ограничивается получением образования.

Время требует нового подхода к процессу обучения. Понимание этого вызова приводит нас к нескольким глобальным вопросам. Чему и каким образом мы должны обучать детей в школе? Нужно ли сегодня школьное фундаментальное образование в рамках естественных и гуманитарных наук?

Как школе успеть за эволюцией. Школа не успевает за изменениями, происходящими в мире. Об этой проблеме говорил на последнем форуме в Давосе Джон Гудвин, генеральный директор LEGO Foundation — человек, который напомнил миру о том, что обучение начинается не тогда, когда вы читаете первую книгу, а тогда, когда берете в руку первую игрушку. «Скорость, с которой происходят процессы эволюции мира, в разы превышает скорость изменений в системе образования, — считает Гудвин. — Поэтому необходимо, чтобы и общество, и образовательная система начали менять свой подход к обозначению тех навыков, которые они развивают у детей. И, конечно, нужно учитывать при этом, что сам процесс образования должен приносить удовольствие».

Действительно, есть ли смысл, предположим, зубрить таблицу умножения или чертить параболу? Этот вопрос весьма не однозначен. Рисуя параболу, учим ли мы только построению графика или вместе с этим даем и какие-то иные навыки? А какие навыки должны получать дети за пределами школьных знаний?

Научить учиться. Нельзя стать constant learner, то есть постоянно учиться чему-то новому, если ты не научился учиться. Реальность подтверждает, что сегодня гораздо важнее обладать навыками, которые не связаны с какой-либо предметной областью. Их еще называют «гибкими» навыками или «soft skills». Именно они отвечают за успешное участие в рабочем процессе и высокую производительность труда. Следовательно, ключевая задача современного процесса образования — помочь ребенку развивать «сквозные» навыки вроде критического мышления и креативности, комплексного решения проблем и взаимодействия с людьми, поддержать его эмоциональный интеллект и когнитивную гибкость.

«Лучшее, что мы можем сделать для современных детей, — это помочь им научиться исследовать, изучать, создавать, ошибаться, сохраняя при этом креативность процесса обучения», — считает Эндриа Зафираку, учитель искусств в Alperton Community School и обладательница титула «Лучший учитель мира».

Но у современной системы образования есть проблема планетарного масштаба — это компетентность людей, которые эту систему создают. К сожалению, если называть вещи своими именами, подавляющее большинство из них (от управленцев до учителей и воспитателей) фактически профессионально непригодны.

Мир тратит миллиарды на финансирование систем образования, которые были основаны более века назад. При этом в них действуют те же концепции, что и в индустриальном веке. Мы постоянно говорим о том, как учить, но не о том, чему учить.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать