читайте также
Вы уже, наверное, слышали о так называемом «Великом увольнении». За последние месяцы одно за другим выходили исследования, которые показывают, что сейчас многие задумываются о смене работы. Похоже, пандемия заставила многих из нас пересмотреть свои взгляды и понять, чего мы хотим от своей карьеры (и от работодателей), а высокий спрос на рынке труда дает свободу попытаться что-то поменять.
Если вы, как и миллионы других работников, планируете сообщить о своем решении в компании, наверное, вы тоже ищете варианты, как лучше всего это сделать. К счастью, в HBR за многие годы вышло немало материалов на эту тему, поэтому я просмотрела архивы и постаралась найти лучшие советы.
Первый шаг — принять решение. Действительно ли вы готовы уйти?
Тщательно взвесьте, чем продиктовано ваше стремление к изменениям. Может быть, вас давно что-то не устраивает в вашей нынешней позиции, или вы решили, что вам будет лучше в другой отрасли или должности, или вы готовы работать на себя — стать фрилансером или открыть собственный бизнес.
Но как точно понять, что действительно настала пора уйти? Разумеется, не стоит принимать такое решение в спешке. Карьерный консультант Присцилла Кламан считает, что перед тем, как подойти к окончательному выбору, нужно задать себе несколько вопросов (https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/824050). Вот о чем стоит подумать.
Подходит ли мне организация, в которой я работаю?
Устраивает ли меня моя должность?
Есть ли у меня возможности строить в дальнейшем карьеру, к которой я стремлюсь?
Если на какой-то из перечисленных вопросов вы отвечаете «нет», это знак, что стоит рассмотреть новые варианты. Для начала тщательно проанализируйте, что сейчас происходит в вашей организации. Может быть, те, к кому вы относитесь с уважением, стали увольняться, или прибыль сокращается, или без предупреждения и без достаточных оснований вводятся какие-то изменения. Это может означать, что проблема именно в компании, и тогда вам стоит поискать похожее место у другого работодателя. Бывает, что у вас нет перспектив учиться и расти, или начальник не дает вам возможности идти вперед в карьерном плане. В таком случае эта должность, возможно, не для вас, и стоит поискать варианты в других отделах фирмы. Наконец, задумайтесь, готовы ли вы на самом деле сделать следующий шаг в карьере. Если нет, займитесь наработкой карьерных активов, чтобы подготовиться к изменениям в ближайшем будущем. К таким активам относятся ваша репутация, знание отрасли, сеть контактов и т. д.
Прежде чем сообщить о своем намерении, стоит подумать, нет ли возможности решить проблему в вашей нынешней организации, считает коуч и консультант Дори Кларк. Она советует поговорить с начальником и сказать, что вас не устраивает. Например, если в компании объявили, что всем нужно будет возвращаться в офис, а вы хотели бы и дальше продолжать работать из дома, то можно узнать, не сделают ли для вас исключение. Вероятно, ответ будет отрицательным, но в любом случае не помешает сначала спросить и только потом принимать решение об увольнении. Или же, если вас беспокоит, что в нынешней компании вам некуда расти, предложите подключить вас к какому-то интересующему проекту или инициативе или скажите, что вы бы хотели пройти программу повышения квалификации и освоить новые навыки.
Еще одна причина, по которой многие увольняются, связана с деньгами. Если вы считаете, что должны получать больше или приобрели новые навыки и опыт и можете рассчитывать на хорошие перспективы на рынке труда, спросите о повышении зарплаты и приведите аргументы, почему считаете это обоснованным.
Конечно, если вы каждый день чувствуете себя несчастным, повышение зарплаты вам не поможет. Консультант Мэри Аббеджей говорит, что не нужно себя пересиливать, если у вас плохой начальник или вы работаете в токсичной культуре. «Если каждый день вы испытываете страх, чувствуете угрозу своему физическому или психическому здоровью, проводите больше времени, думая о своем начальнике, чем о рабочих делах, а стресс проникает во все сферы вашей жизни и наносит удар по самооценке, настало время уходить, — пишет она. — Нужно позволить себе изменить свою карьеру. Не стоит надеяться, что со временем ситуация улучшится. Пора преодолеть страх, который возникает у вас при мысли об уходе из компании».
Нужно ли перед увольнением найти новую работу?
Некоторые эксперты говорят, что, пока вы не нашли, куда устроиться дальше, увольняться не стоит. Совет хороший, но не всегда реалистичный, особенно если вы не знаете, что делать дальше. Если финансовая ситуация позволяет сделать перерыв в трудоустройстве (важно реалистично оценивать его продолжительность), этому совету можно не следовать.
Кламан называет две ситуации, при которых будет оправданным увольнение в никуда без ясного понимания следующего шага. Первый случай — когда вы считаете, что на работе происходит что-то неэтичное или противоправное и это негативно отразится на вас. Второе — когда ваша нынешняя работа отрицательно сказывается на вашем здоровье и личной жизни.
Но даже в этом случае эксперт советует перед тем, как ставить в известность работодателя, составить план и решить для себя, когда и как вы увольняетесь (ниже об этом будет сказано подробнее), кого попросите дать вам рекомендации и, что еще более важно, что скажете своему начальству о причинах такого решения.
Кому сказать в первую очередь?
Когда вы примете решение уйти, в первую очередь нужно поставить о нем в известность своего начальника. Возможно, вы уже обсуждали это с кем-то из ближайших коллег, но не стоит говорить о своих намерениях тем, в чьем умении хранить секреты вы не уверены. Вам ведь не хотелось бы, чтобы руководителю стало известно о вашем увольнении раньше, чем вы сами сможете объяснить свое решение. Даже если у вас натянутые отношения с начальником, не забывайте, что к нему могут обратиться за рекомендациями ваши будущие работодатели, поэтому расстаться нужно по-хорошему.
Автор книг и консультант руководителей высшего звена Рон Каруччи считает, что, как только вы приняли решение, лучше сразу сообщить о нем начальнику. «Иногда хочется отсрочить этот разговор, чтобы не обострять и без того напряженную обстановку в команде, — пишет эксперт. — Но никому от этого легче не будет. Если вы решили, что вам нужно двигаться дальше, скажите об этом, не нужно откладывать и создавать дополнительные риски для своего психологического и эмоционального самочувствия... Лучше сказать прямо. Многие руководители хотели бы знать об этом как можно раньше».
Каруччи предлагает несколько полезных примерных формулировок, которые помогут начать разговор: «Я долго думал и решил, что мне пора сделать следующий шаг в своей карьере. Хочу с вами обсудить, как передать дела, чтобы это все прошло максимально гладко для нас обоих».
Какие причины стоит называть?
Я всегда за то, чтобы говорить честно и прямо. И все же это один из тех разговоров, в котором не всегда хочется выкладывать все как есть, особенно если вы уходите потому, что вам не нравится работать с вашим начальником. Каруччи дает хороший совет: «Четко объясните, что дело в ваших изменившихся требованиях и карьерных целях. Лучше, если за вашими словами не будет читаться, что причиной вашего увольнения является начальник (даже если это так). Когда вы возлагаете вину на человека, с которым хотите расстаться по-хорошему, вы рискуете сжечь не только мосты, но и себя вместе с ними. Меньше всего хотелось бы лишиться в этой ситуации положительных рекомендаций или, что еще хуже, спровоцировать начальника пойти против вас и говорить про вас гадости ради самооправдания».
Раз уж вы не можете сказать «Я ухожу, потому что мне здесь плохо», изложите свои доводы в свете ваших изменившихся приоритетов: новых функций, новой отрасли или даже желания все изменить.
Насколько заранее стоит поставить в известность начальника?
Как вы, наверное, знаете, обычно предупредить об увольнении необходимо не менее чем за две недели. Но, как поясняет Ребекка Найт, можно предложить поработать немного дольше и помочь команде в переходный период (если вы не обещали выйти на новую работу в более короткие сроки). Продолжительность этого периода будет зависеть от вашего уровня в компании. «Чем выше ваша позиция в организации, тем больше времени занимает сдача дел и возможное обучение вашего преемника. Поэтому, может быть, вам потребуется поработать еще около месяца, если это возможно», — пишет она. За исключением некоторых отраслей, где принято сообщать об увольнении с более длительным запасом по срокам (например, это относится к сфере образования), слишком заранее ставить в известность организацию может быть нежелательно: как только вы скажете людям, что уходите, вас начинают воспринимать как аутсайдера. В идеале нужно выделить достаточно времени, чтобы не бросить команду и руководителя в сложной ситуации.
И опять же Каруччи предлагает несколько простых формулировок: «Я хочу, чтобы вы знали, что я очень признателен за возможности, которые дала мне эта работа, за знакомства с коллегами. В идеале я хотел бы закончить все дела до [дата]. Как я могу быть наиболее полезен команде в этот переходный период?» Эксперт подчеркивает, что этому нужно уделить максимум внимания: «Могут оставаться какие-то задачи, которые не удастся завершить до вашего ухода. Предложите сделать все возможное со своей стороны для передачи дел. Если вы уже приняли предложение на новом месте, это еще одна хорошая причина договориться с новой компанией о более продолжительном, чем стандартные две недели, сроке перехода. Так у вас будет больше времени для постепенной передачи дел и завершения каких-то незаконченных проектов с действующим работодателем».
Что делать в последние несколько недель?
После того, как вы сообщили о своем уходе, перед вами стоят две главные задачи: помочь с передачей своих проектов и обязанностей и укрепить отношения с коллегами, с которыми вы хотели бы поддерживать связь.
Иногда нужно будет помочь с поиском нового сотрудника себе на замену, а в других случаях — передать проекты своим коллегам. Определитесь с руководителем, кому и какие проекты перейдут. Здесь не помешает подготовить свои рекомендации, но окончательное решение за вашим начальником. Ребекка Найт советует: «Договоритесь со своим руководителем о том, как лучше использовать оставшиеся дни, чтобы привести дела в порядок». В ваших же интересах оставить о себе исключительно положительное впечатление у бывшего начальника и своих коллег, чтобы вас считали внимательным и профессиональным человеком.
Не забудьте посвятить часть оставшегося времени общению с коллегами. Сходите вместе на обед или выпейте кофе. Покажите, что не хотите терять контакт. И выразите благодарность за возможности, которые дала вам эта работа, и за все, чему она вас научила. Может быть, вы подпишете открытки непосредственному начальнику, наставникам и другим людям, с которыми вы вместе работали. Это поможет создать положительное впечатление.
Не пропадайте!
Когда вы переходите на следующий этап, в чем бы он ни заключался, легко сосредоточиться исключительно на развитии новых необходимых вам контактов, но не стоит терять связь и с вашими бывшими коллегами. «Поддерживайте общение с доверенными друзьями, коллегами и советчиками, — рекомендует консультант Джоди Гликман. — Если вы хорошо работали, выстроили настоящие и значимые отношения или приобрели ценные навыки, не перечеркивайте этот опыт, как будто не было этих лет в вашей жизни».
Признаюсь, я обожаю эти ролики «Я ухожу» из интернета: сотрудник (которого, как правило, не жаловали в команде) уходит из компании после громкого увольнения. Но давайте будем честны: так уходить неправильно, какую бы позицию вы ни занимали. В конечном итоге вы хотите для себя лучшего, безусловно, но если вы попрощаетесь на позитивной ноте, вам легче будет пройти этот переходный период, и в дальнейшем у вас будет возможность обращаться к своей сети контрактов.
Об авторе
Эми Галло (Amy Gallo) — редактор и автор Harvard Business Review, соведущая подкаста «Women at Work».