Расчет на расстояние | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

Расчет
на расстояние

Что нужно знать о получении онлайн-MBA в России

Автор: Анна Натитник

Расчет на расстояние

читайте также

Лекарство против страха

Марина Починок,  Павел Алферов

«Спрос на женский труд вырос во всех регионах»

Ирина Пешкова

Парадоксы современного капитализма

Умар Хак

Как подготовиться к жизни до 100 лет: опыт Merrill Lynch

Лора Карстенсен,  Сьюзан Вилнер Голден

Онлайн-образование, взорвавшее рынок всего несколько лет назад, перестает быть экзотикой. Стремительное развитие технологий и постоянно растущий спрос делают интернет-площадки и вышедшие в онлайн вузы не только замет­ными игроками на поле образовательных услуг, но и опас­ными конкурентами традиционных участников рынка. По данным, агрегированным исследовательским центром Edutainme, глобальный рынок образовательных интернет-сервисов в 2015 году оценивался в $245 млрд. Через 10—15 лет, согласно прогнозам Global Silicon Valley, его объем может достигнуть $4,4 трлн.

В том же 2015 году российский сегмент этого рынка, по усредненным оценкам компаний TAP Advisors, J’son & Partners Consulting и Edutainme, составил $143 млн, а темп его роста — 25% в год. Существенная доля этого рынка приходится на дополнительное образование — в частности, в сфере бизнеса. Его предлагают как классические университеты и бизнес-школы, так и интернет-платформы, выкладывающие на своих ресурсах учебные программы разной длительности и степени проработки материала: от коротких роликов до полноценных курсов MBA.

Новая реальность

Несмотря на молодость, российский рынок онлайнового бизнес-образования имеет прочные корни. В родословной онлайн-программ почетное место занимают дистанционные курсы, становление которых пришлось на постперестроечный период. В 1992 году, например, основанный годом ранее Международный институт менеджмента ЛИНК заключил договор с британским Открытым университетом, одним из мировых лидеров дистанционного обучения, и стал распространять его курсы, переведенные на русский язык. Пять лет спустя ЛИНК запустил у себя англоязычную программу MBA Открытого университета — и одновременно вышел в интернет: создал систему сайтов, площадки для общения студентов и преподавателей.

Если еще шесть-семь лет назад в России онлайн-образование в сфере бизнеса казалось чем-то инородным, то сейчас это ­укрепляющийся тренд. Его подстегивают два основных фактора: развитие технологий и экономический спад. Затянувшийся кризис снизил платежеспособность многих потенциальных слушателей бизнес-курсов и программ MBA и повлиял на приоритеты при подборе учебной программы. Раньше, выбирая бизнес-школу, россияне в целом руководствовались теми же критери­ями, что и жители других стран: в первую очередь обращали внимание на репутацию учебного заведения, в последнюю — на стоимость. (В ходе опроса студентов американских бизнес-школ, проведенного изданием Princeton Review, первый критерий набрал 85% голосов, последний — 34%.) Сегодня финансовый аспект обучения волнует российских слушателей гораздо больше.

Еще один критерий, который в нашей стране выходит на первый план, — удобство. Все меньше людей готовы оставлять работу и на год-два погружаться в учебу. А работодатели все реже соглашаются полностью или частично финансировать обучение своих сотрудников в бизнес-школах или предоставлять им длительные учебные отпуска. Согласно исследованию системы управления персоналом «PwC Saratoga 2015», российские компании сократили расходы на обучение в среднем на 40%. Снижение платежеспособности, с одной стороны, и идея о том, что в тяжелые времена лучшая инвестиция — в собственное развитие, заставляют людей избирательнее подходить к выбору поставщика образовательных услуг. «Новому спросу» во многом отвечают дистанционные учебные курсы: они зачастую короче и дешевле очных и позволяют изучать хотя бы часть программы в гибком режиме.

Тернистый путь в онлайн

«Цифровизация» в сфере бизнес-образования традиционным российским вузам дается нелегко. Ведущие бизнес-школы не торопятся вводить дистанционное обучение: школ, предлагающих интернет-версии своих классических программ, — единицы. Это объясняется, в первую очередь, издержками, сопряженными с созданием дистанционных курсов. Внедрение простого софта, по словам ­директора Школы бизнеса «Синергия» Григория Аветова, обходится минимум в миллион рублей, более сложного — в 30—35 млн; разработка и запись курса МBA — от полутора до 10 млн рублей, плюс расходы на поддержку, сопровождение учебного процесса и т. д.

Вторая причина — качественные особенности бизнес-образования. Поступая на MBA, люди рассчитывают приобрести не только знания и навыки, но и связи — с профессорами, соучениками, экспертами. Нетворкинг особенно важен для России, где бизнес нередко строится на доверии. На очных программах люди обзаводятся знакомыми, которые в дальнейшем становятся для них надежными источниками информации, идей и бизнес-партнерами. В дистанционном режиме этот элемент обучения теряется. Переход в онлайн ограничивает возможности передачи опыта, лишая слушателей полноценной дискуссии. «Хороший преподаватель-модератор ставит проблему, — объясняет проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования Сергей Мясоедов, — а потом пытается разговорить студентов, чтобы они рассказали о своих озарениях, достижениях, о том, что происходит на рынке. То есть знания рождаются в аудитории. Через вебинар-режим и онлайн-конференцию это можно сделать пока с большими потерями. Когда люди сидят в аудитории и смотрят друг другу в глаза, откровенный обмен опытом, дискуссия, спор получаются намного более эффективными».

Кейсовый метод обучения — еще одно препятствие на пути к «диджитализации» бизнес-образования. «Нам важно, чтобы студенты не просто слушали или разбирали кейсы, — рассказывает заместитель академического декана Московской школы управления «Сколково» Денис Конанчук, — а решали реальные проблемы, которые есть в их бизнесе или в бизнесе российских компаний. В онлайн-формате этого сделать пока, к сожалению, не удается». Проблема, характерная для большинства интернет-курсов, — низкая мотивированность учащихся — в случае с дистанционным бизнес-образованием стоит не столь остро. Люди, поступающие, например, на онлайновые программы MBA, обычно понимают, зачем они это делают, и готовы учиться. И тем не менее, не все ­доходят до финиша и получают диплом. Отсутствие ­свободного времени, самодисциплины, привычки к самостоятельным занятиям, а также очного контакта с преподавателями и соучениками делают свое дело. По признанию директора «Синергии», в онлайне высок процент отчисления. «Мы можем отчислить до 30% слушателей с потока, — уточняет он, — и еще процентов 20 отпадают сами, не справившись с учебными задачами». ЛИНК, по оценке проректора по международным связям Андрея Шуинова, теряет 5—10% студентов «по дороге» и еще 10—20% — на финальном экзамене.

Длинные программы

Многие школы выбирают для себя подход, поз­воляющий преодолеть большинство из этих проблем. Это смешанное, или очно-дистанционное обучение: часть курсов проходит онлайн, в том числе в режиме видеолекций, вебинаров и видеоконференций, часть — в традиционном «аудиторном» режиме. Так школы сохраняют все преимущества классического очного образования и повышают доступность обучения — территориальную, временную и финансовую. Один из старейших провайдеров смешанного бизнес-образования на российском рынке — МИМ ЛИНК, программы которого базируются на курсах и технологиях Открытого университета Великобритании. Такое сотрудничество, с одной стороны, гарантирует качество: британцы строго контролируют процесс преподавания, аттестации, адаптации материала и т. д., а с другой — вызывает дополнительные риски. «Мы платим Открытому университету роялти за использование учебных материалов, за поддержку и регистрацию, — рассказывает проректор ЛИНК. — Когда рубль упал по отношению к фунту в два раза, роялти автоматически выросло. В условиях кризиса это оказалось серьезным испытанием. Сейчас нам удалось договориться о снижении роялти. Но если мы не будем приносить дохода, который хотя бы покрывал затраты британцев, конечно, встанет вопрос о прекращении сотрудничества». Снизив роялти, институт, однако, не смог заморозить цены на обучение: за годы кризиса почти во всех регионах они выросли в среднем на 5—10%.

«Патриарх» дистанционного образования, ЛИНК в чем-то живет по старинке. У школы нет видеолекций — все материалы находятся в учебниках, которые она выдает студентам в печатном виде. Электронные версии пособий у ЛИНКа появились несколько лет назад. Приверженность бумажному формату и использование интернета только для взаимодействия учащихся с тьюторами Шуинов обосновывает предпочтениями студентов. Этим же объясняются и частые очные встречи с преподавателями, нетипичные для традиционной «дистанты». Раз в месяц слушатели вживую общаются друг с другом и с наставниками, раз в полгода участвуют в трехдневных «выездных школах».

Более современный вариант смешанного обучения тестирует у себя ИБДА РАНХиГС. Дистанционная часть его курса iMBA, запущенного меньше года назад, длится восемь из 24 месяцев — в это время студенты смотрят видеолекции и выполняют онлайн-тесты. Дальнейшие занятия и защита дипломной работы проходят в традиционном режиме.

За счет перевода трети программы в онлайн, ИБДА примерно на столько же снизил ее цену: обучение на классическом курсе MBA стоит около 820 тыс. рублей за весь период (часть цены указана в евро), а на iMBA — 536 тыс. В дальнейшем Институт планирует «масштабировать» этот опыт. «В сложной экономической ситуации мы хотели бы слегка удешевить наши программы, — делится планами Сергей Мясоедов. — Но не за счет качества преподавания и материалов, а за счет сокращения издержек. Практически на всех долгосрочных программах мы за пять лет уйдем в онлайн. Но только на треть или чуть меньше — две трети каждой программы мы планируем сохранить в офлайне». По прогнозам Мясоедова, это позволит если не снизить стоимость обучения, то по крайней мере остановить рост цен, что важно в условиях инфляции: раньше школа каждые 3—4 года поднимала цену программы MBA на 7—10%.

Формат смешанного обучения быстро набирает популярность и на Западе. В рейтинги лучших онлайн-программ MBA входят курсы ведущих бизнес-школ мира. Школа Кенан-Флаглер при Университете Северной Каролины в Чапел-Хилл, возглавляющая рейтинг Princeton Review, включает в свою дистанционную программу еженедельные очные дискуссии, а испанская Школа бизнеса IE (номер один в мире по версии Finanсial Times) сохраняет у себя в среднем 20% аудиторных занятий. Очная часть есть в курсах практически всех западных школ, ­предлагающих онлайн-версии своих традиционных программ.

Некоторые вузы идут дальше и разрабатывают стопроцентно дистанционные курсы. Так они привлекают слушателей из регионов, стран СНГ и даже дальнего зарубежья: «Синергия», например, уже три года работает в ОАЭ и сейчас выходит в Иран и Шри-Ланку с программами, рассчитанными на местных жителей. Эта стратегия дает результаты: по свидетельству Григория Аветова, 80% слушателей приходится именно на онлайн (в 2015 году из 2000 студентов очно учились около 400). При этом расходы на одного дистанционного слушателя составляют минимум 80% от суммы, которую он выплачивает школе. Эти деньги идут на сопровождение обучения и частично покрывают затраты на создание онлайн-курса (они колеблются от 1,5—3 млн руб. для русскоязычного курса до 6—10 млн — для англоязычного).

Онлайн-аналоги своих MBA-программ ­создали еще несколько школ, в том числе Moscow Business School: она предлагает студентам выбор между очным, очно-дистанционным и дистанционным вариантами обучения. При одинаковой длительности (два года с ­возможностью ускориться до полутора) цена онлайн-курсов на 30—50% ниже очных.

На Западе полностью дистанционное бизнес-образование — явление редкое. И все же такие примеры есть: скажем, Университет Иллинойса запустил «прорывную» — по признанию специализированного интернет-издания Poets & Quants — программу iMBA на открытой образовательной площадке Coursera. При цене существенно ниже очной (онлайн-программа обойдется слушателям не дороже $22 тыс.) она дает возможность выбрать интересующие специализации и при желании, сдав экзамены по шести из них, получить диплом престижного университета.

Короткие программы

Между тем, работодатели и рекрутеры в последнее время теряют интерес к дипломам соискателей, в том числе — о дополнительном бизнес-образовании. Их больше интересуют опыт, профессиональный и культурный уровень, способность к командной работе. «MBA расширяет кругозор и общую осведомленность, но несет минимум дополнительной ценности для работодателя, — утверждает Ярослав Глазунов, управляющий директор московского офиса Spencer Stuart. — Поэтому на диплом он смотрит в последнюю очередь, особенно если речь идет о топовых позициях». Значение «корочки», скорее, в другом: она свидетельствует о склонности человека к самосовершенствованию и освоению новых навыков.

Возможность повысить квалификацию в сфере бизнеса и даже перепрофилироваться дают образовательные интернет-платформы вроде упомянутой выше Coursera. На этой площадке выложены сотни курсов от ведущих университетов мира, в том числе нескольких российских. Большинство программ бесплатные — заплатить придется только желающим сдать экзамены и получить сертификат Coursera. Среди курсов немало по бизнес-тематике — некоторые, например от Уортонской школы бизнеса при Пенсильванском университете, входят в очные программы MBA. Схожим образом устроены и другие крупные площадки — например, американская edX и британская FutureLearn.

Зарубежные образовательные платформы популярны у слушателей из России. За редким исключением, однако, обучение там ведется на английском, и это ограничивает приток наших слушателей. Те, кто не может осваивать материал на иностранном языке, выбирают российские аналоги западных проектов, такие, например, как Eduson, Uniweb, «Нетология». Если языковая доступность — конкурентное преимущество отечественных образовательных площадок, то по большей части платный доступ к контенту — наоборот. В то же время платная модель повышает качество аудитории: отдав деньги за обучение, люди реже бросают учебу.

Больше всего программ по бизнес-тематике — более 600 — в России предлагает Eduson, проект, ориентированный в основном на корпоративное обучение, но доступный и для индивидуальных пользователей. На этой платформе можно прослушать как полноценные курсы (в том числе специализированные MBA по продажам и менеджменту), так и короткие лекции прикладной направленности по маркетингу, финансам и т. д., причем некоторые бесплатно. Площадка сотрудничает с ведущими западными бизнес-школами и университетами, бизнесменами и консультантами. Поскольку она нацелена в том числе на иностранную аудиторию (сейчас, например, запускаются пилотные проекты в США), часть программ идет на английском. В отличие от многих подобных площадок, Eduson отказался от формата «говорящая голова» в пользу интерактива. Учиться можно с помощью не только видеокурсов, но и бизнес-кейсов, анимированных презентаций, диалоговых тренажеров, симуляторов рабочего процесса, имитаторов переговоров, тренажеров для отработки навыков. За счет этого, по словам основателя и гендиректора компании Елены Масоловой, до конца курсов доходит в среднем 86% учащихся, при общем числе студентов 98 тысяч. Среди этих пользователей 90% — русскоязычные и 30% — индивидуальные слушатели.

У другого заметного игрока российского рынка дистанционного бизнес-образования, платформы Uniweb, количество слушателей в разы меньше: около 13 700 человек при стопроцентном годовом приросте. Компания работает только с отечественными вузами — в частности, предлагает онлайн-компоненту iMBA ИБДА как отдельный продукт — и выдает их дипломы о повышении квалификации или профессиональной переподготовке. Одно из достижений Uniweb — высокий уровень удержания студентов: до 95%. «Мы работаем с 2010 года, — рассказывает основатель и руководитель компании Александр Оганов. — В то время не было понятно, как будет вести себя потребитель, поэтому до всего мы доходили эмпирическим путем. Мы набили немало шишек на сопровождении и удержании студентов и в конце концов алгоритмизировали этот процесс». Сегодня компания обеспечивает слушателям четырехуровневую обратную связь: техническое сопровождение, организационную поддержку (аналог деканата), помощь тьютора и общение с преподавателем. «На каждом курсе, — добавляет Оганов, — свой дополнительный сценарий вовлечения и удержания, вплоть до телефонных звонков. Наши студенты никогда не остаются один на один с электронным контентом и дедлайнами. Мы все время стараемся быть у них на виду».

Несмотря на платную модель обучения, курсы приносят платформе невысокую прибыль. Расходы на их производство, составляющие 60—65% операционных издержек, ­варьируются от 200 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от гонорара преподавателя (20—400 тыс. руб. за курс) и используемых технологий. Основную же прибыль компании дает проектная работа с сектором В2В — от внедрения систем дистанционного обучения до разработки кастомизированных образовательных программ.

Большинство образовательных ­площадок предлагают бизнес-курсы наравне с программами из других областей. У ­«Нетологии», например, они ­составляют около ­половины из ее 160 программ. Сейчас компания ак­тив­но экспериментирует с бизнес-направлением: в прошлом году она запустила совместный проект с HeadHunter — теперь видеокурсы «Нетологии» доступны и на площадке «Академия HeadHunter».

Многие бизнес-школы выкладывают свои короткие программы на собственных площадках. Этот формат осваивают даже ведущие западные вузы, не рискующие пока выносить в интернет полноценные образовательные продукты, тем более MBA. Два года назад Гарвардская школа бизнеса представила пользователям проект HBX — платформу с платными курсами для слушателей разного уровня. Массачусетский технологический институт дает открытый доступ к своим лекциям, в том числе по бизнесу, а его Школа управления Слоуна предлагает несколько платных онлайн-программ.

Российский рынок дистанционного бизнес-образования во многом отстает от западного — сегодня он, скорее, напоминает испытательный полигон, на котором опробуются разные форматы услуг и способы монетизации. Несмотря на растущий спрос, новой модели не просто пробить себе путь в такой консервативной среде, как образование. Наследник классических заочной и дистанционной моделей обучения, онлайн в сознании многих преподавателей, работодателей и студентов все еще ассоциируется с невысоким качеством. Однако этот стереотип постепенно развеивается. В борьбе за слушателей университеты и бизнес-школы начинают диверсифицировать свои программы, опираясь на интернет-технологии и сотрудничая с образовательными площадками, а компании — доверять качеству онлайн-курсов.

Будущее этого рынка во многом зависит от развития технологий. Чем скорее они поз­волят вузам решить связанные с переходом в интернет проблемы, тем активнее будет развиваться эта отрасль. Пока же, по оценкам экспертов, наиболее перспективной моделью онлайн-образования останется смешанная: о полной «цифровизации» обучения в ближайшие 15—20 лет говорить не приходится. В то же время все большим спросом будут пользоваться короткие специализированные онлайн-курсы, ведь знания в сфере бизнеса переходят сегодня в разряд элементарной грамотности.