Когда сотрудничать, а когда конкурировать с коллегами? | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда сотрудничать, а когда конкурировать
с коллегами?

В любых рабочих отношениях есть элемент соперничества. Подходите к нему стратегически

Авторы: Рэндалл С. Питерсон , Кристин Дж. Бефар

Когда сотрудничать, а когда конкурировать с коллегами?
Иллюстрация: Magda Azab

читайте также

Полезные привычки для инноваций

Натали Пеншо,  Пол Коббен,  Рахул Наир,  Скотт Энтони

«С каждым сотрудником у нас проходят диалоги о развитии»

Виталий Петлевой / "Ведомости",  Полина Трифонова

Как число подчиненных влияет на менеджера

Джули Чжуо

Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял

Джилл Коркиндейл

Посмотрим правде в глаза: карьерный успех сопутствует тем, кто в равной степени умеет сотрудничать и соревноваться с коллегами. Тем, кто понимает, как отношения в коллективе влияют на достижения организации и их собственные. Они хладнокровно решают, когда стоит идти на риск, а когда — на уступки, в какие рабочие связи стоит инвестировать, а какие, наоборот, минимизировать.

читайте также

Полезные привычки для инноваций

Рабочие отношения таят в себе риски всегда: не только если налицо явный конфликт или соперничество, но и если взаимодействие с коллегами вполне вас устраивает, либо вы работаете практически независимо от них. Дело в том, что личные интересы людей никогда не совпадают на 100%, а со временем могут расходиться все дальше и дальше.

читайте также

«С каждым сотрудником у нас проходят диалоги о развитии»

Уже 25 лет мы изучаем стратегии соперничества, которое не нанесет вам вреда, и уверены, что умение их выстраивать может решить судьбу вашей карьеры. Оценивая свои отношения с коллегами, мы склонны мыслить категориями черного и белого. Но истина всегда где-то посередине. Прежде всего, необходимо понять, в какой части шкалы «конфликт — сотрудничество» находитесь вы и ваш коллега (см. диаграмму «Как личные интересы определяют рабочие отношения»).

читайте также

Как число подчиненных влияет на менеджера

Отношения негативны, когда интересы противоположны, и стороны либо конкурируют, либо открыто конфликтуют, преследуя свои цели. Иногда руководство намеренно помещает нас в такие условия, чтобы проверить, способны ли мы поставить выгоду организации выше личных эмоций (или выше соперничества между командами и отделами). Для большинства из нас это непросто — ведь в прошлом наши конкуренты причиняли нам вред, и нет гарантии, что это не повторится.

читайте также

Встречают по одежке: вопрос стиля никто не отменял

Отношения позитивны, когда интересы людей совпадают и они готовы помогать друг другу или если работают вместе ради достижения общей цели. Это кажется наилучшим сценарием, но есть риск, что вы заблуждаетесь, полагая, что ваш партнер имеет исключительно благие намерения и во всем солидарен с вами.

читайте также

Полезные привычки для инноваций

Середину шкалы занимают отношения, при которых люди работают в целом независимо друг от друга. Но, как мы увидим, поддерживать такое положение непросто, и в нем тоже кроются риски.

Определив тип отношений между вами и коллегой, вы можете избрать различные тактики. Для этого необходимо тщательно проанализировать ситуацию, взглянув со стороны на эмоциональные связи и модели поведения. Подумайте, как ваши разнонаправленные и взаимные интересы соотносятся с целями организации. Чем ситуация выгодна для вас, а чем — для другой стороны? Какие риски создают для вас интересы коллеги? С чем вы можете смириться, а с чем — нет? И как эффективно использовать плюсы совместной работы?

КОНФЛИКТ

В открытом конфликте ваш визави стремится заполучить нечто, что нужно и вам. Вы находитесь в ситуации «кто кого» — лакомый кусок, будь то повышение по службе или интересное задание, достанется кому-то одному. Возьмем Джима и Джейн: их обоих рассматривают на должность главного управляющего директора в крупной компании по управлению частным капиталом (в этой статье мы рассматриваем гипотетические ситуации, но все они основаны на реальных сценариях из нашей практики). Джейн уже много месяцев разрабатывает перспективного заказчика и в случае успеха может с большой вероятностью рассчитывать на повышение. От младшего коллеги она узнает, что и Джим, нимало не заботясь о ее перспективах, тоже обхаживает этого денежного клиента. Он поступал так и раньше, чем заслужил стойкую неприязнь Джейн.