Кризис менеджера: зачем управленцам нужно бизнес-образование | Большие Идеи

・ Профессиональный и личностный рост

Кризис менеджера: зачем управленцам
нужно бизнес-образование

Самый важный кризис для управленца или предпринимателя происходит в середине жизни и всегда связан с поиском новых смыслов.

Автор: Андрей Шишаков

Кризис менеджера: зачем управленцам нужно бизнес-образование
Фото: Allianz

читайте также

«У нас проблемы»: как указать начальнику на его недостатки

Томас Чаморро-Премузик

Trabant: какой урок преподносит нам самый нелепый автомобиль в мире

Габор Джордж Берт

Бренд от селебрити: что делает его успешным?

Айелет Израэли,  Джилл Эйвери,  Леонард А. Шлезингер ,  Мэтт Хиггинс

From an Idler to a Shock Worker

Бизнес-образование появилось примерно 100 лет назад. Первая образовательная программа для менеджеров была запущена в Пенсильванском университете благодаря усилиям американского промышленника и филантропа Джозефа Уортона. Ее задачей была подготовка будущих лидеров к управлению корпорациями в быстро развивающуюся индустриальную эпоху. А в 1881 году появилась Уортонская школа бизнеса.

Богатый предприниматель быстро понял, что владеть и управлять — две разных профессии и два разных состояния ума. Уортон хотел взращивать профессионалов, которые будут стоять во главе и бизнеса, и политики. Так появились первые топ-менеджеры, способные смотреть на бизнес из мета-позиции, горячо радеть за успех компании, но не относиться к ней как к собственному ребенку и принимать сложные, иногда неприятные решения. Университеты стали растить таких профессионалов с помощью приглашенных преподавателей — бизнесменов, общественных и политических деятелей, юристов и финансистов.

За последние 100 лет фокус бизнес-образования сместился от управленческих hard skills в сторону развития концептуального мышления и поиска новой оптики — способа смотреть на мир. Происходит движение от денег к смыслам. Спрос на бизнес-образование — и в мире, и России — продолжает расти. Если еще два-три года назад в классе Executive MBA Школы управления «Сколково» было 30—40 человек, то сейчас — 70—80.

Я много общаюсь со слушателями образовательных программ для управленцев. И помимо получения управленческих знаний и поиска новых связей, ими движет мощный запрос на проживание кризисов, через которые проходят практически все лидеры.

Чаще всего студенты осознают, что находятся в кризисной ситуации и формулируют запрос на ее преодоление заранее. Иногда же это осознание появляется в ходе обучения, в этом случае среда бизнес-школы помогает пережить кризис в более мягкой форме.

Нехватка компетенций, поиск нового смысла и мысли о наследии

Кризис — это когда жить по-старому уже невозможно, а нового способа пока нет. Когда вы не уверены, куда двигаться дальше, есть несколько путей работы с этим, в том числе с рисками для здоровья. Кто-то увлекается различными стимуляторами или экстремальным спортом, другие — проходят ретриты, занимаются эзотерическими практиками, увлекаются религией и философией. Безопасный способ справиться с кризисом — сознательное развитие и самосовершенствование.

Человек за свою жизнь переживает личные кризисы примерно каждые 7—10 лет. Эти кризисы помогают расти и развиваться, менять собственные взгляды на жизнь, приспосабливаться к изменениям в окружающей среде, ставить новые цели и достигать их. У кого-то циклы кризисов короче в силу особенностей мышления, у кого-то длиннее. Кризисы бывают нескольких типов — личные, ситуационные и экзистенциальные.

Первый серьезный кризис наступает после того, как наемный сотрудник начинает руководить. Обычно это происходит примерно в 30 лет, в ряде сфер немного раньше: например, в IT руководителями становятся раньше — в 25. Такой специалист знает, как быть хорошим продавцом или программистом, но управлять командой из 3—5 таких же профессионалов — совсем другая работа. И это огромный стресс.

В этом случае учеба помогает успешнее справляться с текущими задачами в режиме «здесь и сейчас». Кто-то приходит получать бизнес-образование «на вырост», и тогда диплом MBA становится хорошим карьерным толчком — люди получают новые компетенции и готовы брать дополнительную ответственность, а их руководители понимают, что могут эффективно расти в производительности при помощи текущего кадрового резерва.

Следующий кризис — в районе 40 лет: кризис середины жизни, он же кризис смысла. Это осознание собственной смертности и предварительная оценка итогов жизни. Вы понимаете, что каждый день — очень ценный. Возникает вопрос: если жизнь конечна, то тем ли я в ней занимаюсь? Ради чего я это делаю?

Все справляются с этими вопросами по-разному. Бизнесмены и управленцы часто начинают покупать то, о чем когда-то мечтали, но всегда себе в этом отказывали (красные спортивные машины, мотоциклы), осваивают экстремальный и дорогостоящий спорт. Например, участвуют в соревнованиях Ironman, чтобы найти единомышленников и доказать себе, что молоды и полны сил. Большинство слушателей Executive Master of Business Administration (ЕМВА) — это бизнесмены и управленцы, попробовавшие различные, часто неосознанные стратегии преодоления кризиса середины жизни и пришедшие в итоге к выводу, что даже дорогое образование дешевле экспериментов над собой.

Потом наступает кризис 50 лет. Главный вопрос этого кризиса: «А что я оставлю после себя?» Какой след человек оставит в истории, обществе, бизнесе? Какие знания он сможет передать? Здесь есть несколько направлений: кто-то выбирает академический путь и начинает работать над докторской диссертацией. Кто-то фокусируется на воспитании детей, развитии студентов или сотрудников, на благотворительности и общественной деятельности. А кто-то задумывается о стратегии следующего успешного шага в наиболее интересной части жизни.

В наше время люди дольше остаются активными в экономике и бизнесе. Мои сверстники, а мне 54 года, уже не воспринимаются как пожилые люди. Есть и более поздние кризисы — например, кризис 60-летия. Это кризис, связанный с уменьшением проводимого времени в бизнесе при повышении собственной полезности и эффективности. Тут уже в полный рост встают вопросы, связанные с целями и значимостью жизни, именно в этом кризисе принимается осознанное или неосознанное решение о продлении периода «поздней зрелости». Происходит переход к волонтерству, и возникает готовность к прямому или обратному менторству, когда более взрослые люди учатся у более юных.

В будущем, вероятно, и для них появятся свои образовательные программы в бизнес-школах. По прогнозам ВОЗ, количество людей в мире старше 60 лет должно удвоиться к 2050 году и превысить 2 млрд. Так называемая «серебряная» экономика в России только зарождается, и это касается сферы образования в том числе. В арсенале бизнес-школ мира специальные программы для поколения старше 60 лет пока тоже отсутствуют.

Три ценности бизнес-образования

В управленческом образовании есть несколько ценностей. Первая — вес диплома. Для предпринимателей это неважно, поскольку им не нужно конкурировать с другими сильными кандидатами за руководящую должность в чужой компании, но для топ- или среднего менеджера в корпорации — это важное конкурентное преимущество. Например, на позицию финансового директора крупного девелоперского холдинга при прочих равных скорее возьмут человека с дипломом известной российской или зарубежной бизнес-школы, чем кандидата без него.

Другая ценность — знания о профессии менеджера. О стратегировании, цикличности бизнеса, управлении рисками, закупках, финансовом планировании, бухучете, операционной эффективности, управлении персоналом и выстраивании партнерств.

Эта информация особенно востребована для людей, которые только получают первый управленческий опыт. Программа MBA в хорошей бизнес-школе ощутимо повышает уверенность новоиспеченного руководителя.

Третья ценность — сила сообщества, или нетворкинг. Это не просто новые контакты, но и совместные проекты, обмен идеями. Это способ найти друзей и оппонентов, с которыми сложатся доверительные отношения, потому что за время обучения вы видели друг друга в разных ситуациях.

Контакты и связи, приобретенные в ходе получения бизнес-образования, используются потом на протяжении всей карьеры. Как заметил один из моих студентов, вокруг него собрались люди, которых коротко можно охарактеризовать так — свои. Другой выпускник посчитал, что во время учебы его сокурсники совместно управляли объемом активов, равных примерно 1% ВВП России.

Кстати, результатом знакомства слушателей и выпускников бизнес-школ часто становятся совместные проекты и коллаборации. Например, один из выпускников EMBA Школы «Сколково» внедрил у себя IT-решение для анализа отзывов о его продукции в соцсетях, разработанное другим выпускником. А еще одна выпускница MBA во время учебы нашла первых клиентов — в их компаниях был интегрирован ее IT-продукт — конструктор для создания курсов.

В то же время есть много людей, уже получивших базовое бизнес-образование, которые продолжают учиться. У них есть знания и профессиональные навыки, полезные связи с другими выпускниками, но они ищут новые возможности и другие способы восприятия. Подобные дополнительные программы есть у крупнейших бизнес-школ мира, однако ни одна пока не стала стандартом — это произойдет лет через 10. Сейчас лидирующие школы ищут, что наилучшим образом соответствовало бы запросу взрослых состоявшихся людей: некоторые программы построены на изучении философии и религии, другие — на осознанности и разумном отношении к телесному и ментальному благополучию.

Любое бизнес-образование меняет оптику, язык и понятийный набор, которым человек описывает мир. Оно служит одной цели: наработке новых концептуальных знаний, помогающих лучше понимать происходящее вокруг, чтобы преодолевать смысловые и жизненные кризисы. Все очень просто. Если вы не понимаете, что происходит, — идите учиться.