Гамлетовский вопрос: чем Шекспир может помочь современным менеджерам | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Гамлетовский вопрос: чем Шекспир может помочь современным менеджерам

Деклан Фицсимонс
Гамлетовский вопрос: чем Шекспир может помочь современным менеджерам

Норман Мейлер (американский писатель и сценарист – прим. ред.) однажды написал, что в жизни есть жестокое, но справедливое правило: мы обязаны меняться или расплачиваться все дороже за то, что остаемся прежними.

Как человек, исследующий лидерство и преподающий его в бизнес-школе, я каждый день встречаю руководителей, для которых этот закон – осязаемая и тревожащая реальность. Они знают, что произойдет, если они не внесут изменения в свой бизнес, но у них нет уверенности, что им самим нужно сделать, чтобы поддержать эти изменения. Следует ли научиться более эффективно проводить встречи команды, а может быть, лучше слушать или усвоить другой стиль руководства, чтобы совершить сдвиг в организационной культуре?

Хотя на эти вопросы нельзя ответить готовой формулировкой, есть несколько основополагающих вещей, без которых никакое развитие навыков не сработает. Один из источников мудрости, рассказывающий об этих основах, – труды автора, которого печатают без перерыва уже более четырехсот лет, – Уильяма Шекспира.

Во вступительной главе своей книги «Shakespeare: The Invention of the Human» («Шекспир: изобретение человека») Харолд Блум, 30 лет читающий лекции о Шекспире в Йельском университете, утверждает, что до Шекспира характеры героев в пьесах лишь представали перед зрителем, но не развивались.

Если характер лишь предстает перед нами, то в тот же момент, когда он впервые появляется на сцене, мы интуитивно догадываемся, что знаем о нем все, что можно узнать. Автор украл у такого героя единственное качество, которое могло бы сделать его интересным, – способность к самоизучению. Эта способность могла бы открыть что-то неожиданное не только нам, но и ему самому. Ему почти нечему нас научить, поскольку он не в силах нас удивить – по сути, потому что он не может удивить самого себя. В реальном мире такому герою соответствует менеджер, который выходит из кабинета, получив обратную связь, и думает: «Ничего нового – та же самая обратная связь, которую я уже слышал». А затем он говорит самому себе «Наверное, я такой, какой я есть!» или «Я привык поступать определенным образом, и кому-то это нравится, а кому-то нет».

Шекспир не дает нам так просто сорваться с крючка. Он показывает нам, что мы не просто те, кем мы себя представляем, но состоим из многих конфликтующих между собой и неизвестных составляющих. По выражению Блума, герои Шекспира развиваются, поскольку наделены способностью «подслушивать» самих себя – в разговоре с собой или с другими – и тем самым могут переосмысливать собственное «я».

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Месть финансиста
Чупров Краснослав