Офисные игры: как сделать карьеру и не стать беспринципным | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Офисные игры: как сделать карьеру и не стать беспринципным

Дерек Луск , Роберт Кайзер , Томас Чаморро-Премузик
Офисные игры: как сделать карьеру и не стать беспринципным

Политика — дело грязное. Но внутриофисная политика неизбежна. Как замечал Аристотель, «человек по своей природе есть существо политическое». Участвуете вы в ней или нет, политика внутри вашей компании оказывает сильное влияние на происходящее с вами, ваши проекты и команду, поэтому трудно оставаться к ней равнодушным.

Если позаимствовать идеи политолога Гарольда Лассуэлла, внутриофисную политику можно трактовать как неписаные правила, определяющие, кто, когда и как получает или не получает повышение, бюджет для проекта, право голоса при принятии решения. Именно поэтому мы так сильно не любим внутриофисные интриги: когда судьба зависит от неписаных правил, особенно если они входят в противоречие с официальными правилами, и система выглядит коррумпированной или, как минимум, лицемерной, создается ощущение, что в компании царит самоуправство и ведется нечестная игра.

Результаты исследований не вызывают удивления: когда сотрудники воспринимают обстановку на рабочем месте как политизированную и полную интриг, они меньше увлечены работой, их производительность ниже, а вероятность ухода из компании выше. И все-таки для того, чтобы быть эффективным, необходимо научиться играть в игры, а не жаловаться на них. К счастью, не всякая внутриофисная политика плоха, и можно играть в подобного рода игры, не продавая душу дьяволу.

Многое из того, что мы называем корпоративной культурой, дает ключ к пониманию внутриофисной политики. Культура состоит из воспринимаемых как должное предположений, ценностей, убеждений, норм и привычек, которые определяют «как здесь принято». Некоторые аспекты культуры желанны, и организации гордятся ими («У нас высокая производительность», «Мы выступаем за культурное разнообразие и инклюзивность»). Другие ее аспекты показывают, что для компании нежелательно («Мы стараемся избегать конфликтов»). А с помощью термина «политика» можно описать определенные аспекты темной стороны корпоративной культуры. Научившись расшифровывать этот секретный язык организаций и говорить на нем, вы сможете изменить свою карьеру и стать ведущим игроком.

В чем же разница между хорошей и плохой политикой?

Выявить плохую довольно легко. Она состоит из пререканий, маневрирования, заискивания, подсиживания, сплетен, с помощью которых люди продвигаются по службе за счет других сотрудников или всей организации. Суть плохой политики в продвижении себя любой ценой. В крайних случаях люди действуют подло, возможно, даже беспринципно или аморально, как об этом писал Макиавелли, чтобы сознательно навредить кому-либо ради личной выгоды.

В то же время хорошая политика предполагает продвижение собственных интересов без ущемления прав других людей или законных интересов организации. Она включает достойные методы, позволяющие получить признание за свой вклад, сделать так, чтобы ваши идеи воспринимали всерьез и вы могли влиять на других людей и принимаемые решения. Вы имеете право высказать мнение об эгоистичных, ленивых или не заслуживающих доверия коллегах, мешающих достичь более впечатляющих результатов. Если продвижение ваших интересов также служит высшей цели, в этом нет ничего страшного. Говоря о хорошей политической игре, обычно упоминают смекалку, обширные связи, умение обсуждать свои идеи и управлять заинтересованными лицами.

Социальные науки могут многое рассказать о плюсах хорошей внутриофисной политики. Исследование Джеральда Ферриса и его коллег показывает, что политические навыки можно разделить на четыре группы.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как бизнесу пережить катастрофу
Иветт Мучаррас-и-Кано
«Мы спасаем не «Трансаэро», а деньги кредиторов»
Дмитрий Симаков,  Наталия Жукова / Ведомости