Маховик Amazon | Большие Идеи

・ Феномены


Маховик Amazon

Рецензия на книгу «Безономика. Как Amazon меняет мировой бизнес. Правила игры Джеффа Безоса»

Автор: Елена Пименова

Маховик Amazon
Иван Орлов

читайте также

О плюсах среднего возраста

Руттенберг Ари,  Стренгер Карло

Зараженные цинизмом

Ирина Пешкова

Ищете виноватого? Начните с себя

Шарер Кевин

Как рост Airbnb влияет на стоимость жилья

Давиде Просерпио,  Кайл Бэррон,  Эдвард Кунг

Рецензия на книгу Брайана Дюмейна «Безономика. Как Amazon меняет мировой бизнес. Правила игры Джеффа Безоса» . Альпина Паблишер, 2021. 

Шарлотте Майерсон, в прошлом литературному редактору, а ныне пенсионерке, живущей на Манхэттене, понадобились новые батарейки для старого стационарного телефона. Она села в автобус и доехала до ближайшего магазина Best Buy. Услужливый продавец сказал, что нужного товара у них в продаже нет, но он может помочь — подошел к компьютеру и оформил заказ на Amazon.

Американский журналист, редактор Fortune Брайан Дюмейн в своей книге исследует явление, которое он называет Безономикой — производное от фамилии основателя и руководителя компании Amazon Джеффа Безоса. Подчеркивая значимость и всеохватность Безономики, Дюмейн постоянно использует выражение «вселенная Amazon» и предупреждает о перспективе «быть запертым в экосистеме Amazon»: случаи, подобные описанному выше, — лишь один их признаков того, что процесс уже идет. Проследив историю компании, начинавшейся как книжный интернет-магазин, автор анализирует новую корпоративную модель, созданную Безосом, и предрекает ее массовое заимствование в ближайшие годы, что неизбежно повлияет на мировую экономику, общество и жизнь в целом.

В основе Безономики три принципа: «одержимость клиентами», радикальные инновации и долгосрочное видение, а механизм, приводящий Amazon в действие, — так называемый «маховик ИИ» (искусственного интеллекта), высокотехнологичный вечный двигатель роста, раскрутивший компанию до размеров гигантской корпорации. Своей целью Безос поставил «создать самую умную компанию в мире».

Снижение цен и улучшение качества обслуживания — конек Amazon, неслучайно принцип одержимости клиентами (customer obsession) неизменно декларируется как главное, на чем стоит компания со дня ее основания. Императив Amazon: не просто прислушиваться к мнениям и пожеланиям клиентов, но и изобретать все время что-то новое, предугадывая их желания. На службу этому поставлена огромная мощь ИТ с гигантскими массивами данных о клиентских запросах и реакциях, позволяющими ИИ предсказывать поведение и предпочтения людей.

Второй принцип — радикальные инновации — логически следует из первого: для предугадывания и исполнения желаний клиентов нужны прорывные новшества, и они уже сильно повлияли на современный бизнес и вошли в повседневную жизнь многих. Это и облачная платформа AWS, и маркетплейс для сторонних продавцов, и клуб Prime, вовлекающий в орбиту Amazon все больше клиентов, уже не представляющих своей жизни вне экосистемы. А «умную колонку» Amazon Alexa специалисты считают самым масштабным сдвигом в области коммуникаций и персональных вычислительных устройств после появления iPhone.

Что касается принципа долгосрочного видения, то в способности заглядывать далеко вперед Безосу, по мнению его соратников, нет равных. Большинство бизнес-лидеров в лучшем случае думает о горизонте в два-три года, в то время как планы создателя Amazon охватывают куда более далекие перспективы. «Если все должно заработать через два-три года, — говорит Безос, — то спектр ваших действий ограничен. Но если вы решите, что готовы ждать лет семь, у вас сразу появляется гораздо больше возможностей». Странное, по мнению многих, решение сделать в 2003 году ставку на разработку вычислительной мощности, доступной «по требованию» в облачной среде, привело к созданию AWS, ставшей к 2018 году крупнейшей в мире облачной платформой.

Глубоко укоренившийся в корпоративной культуре Amazon образ маховика —метафора процесса, который поначалу трудно запустить, но если уж он раскрутится, то дальше будет двигаться сам и приведет в действие всю машину. Вот как маховик работает в случае программы членства Prime: предлагая бесплатную быструю доставку, бесплатный просмотр фильмов и скидку в супермаркетах Whole Foods, Amazon привлекает больше посетителей на свой сайт; рост их числа, в свою очередь, манит на торговую площадку Amazon.com новых сторонних продавцов (к 2018 году на маркетплейс приходилось 58% товаров, продаваемых на Amazon); рост числа продавцов увеличивает доходы компании; это обеспечивает значительную экономию на масштабе, что позволяет снижать цены и предлагать покупателям все новые бонусы; это привлекает еще больше клиентов — круг замкнулся, маховик заработал и с каждым оборотом вращается все быстрее. Принцип маховика использовался другими компаниями и раньше, но Безос запустил его на новом уровне — с привлечением искусственного интеллекта, машинного обучения и больших данных. Члены клуба Prime становятся зависимыми от его удобств, перестают заходить на сайты других продавцов и тратят на Amazon почти в два раза больше, чем обычные клиенты, — наглядный показатель эффективности работы маховика.

По мере роста компания внедрялась в одну отрасль за другой, захватывая и медиаиндустрию (наиболее заметный шаг здесь — покупка газеты The Washington Post), и бытовую электронику, и облачные вычисления. На этом Amazon не останавливается, нацеливаясь на все новые виды бизнеса: вкладывается в грузоперевозки, конкурируя с FedEx и DHL; становится лидером в гибридном формате розничной торговли, который грозит подорвать традиционный ритейл; инвестирует в индустрию высокой моды; осваивает рынок рекламы; на очереди — банковская отрасль (компания уже практикует кредитование мелких поставщиков товаров) и здравоохранение. Полагая, что освоение космоса — единственный путь к спасению человечества и планеты в целом, Безос создал аэрокосмическую компанию Blue Origin.

Неукротимая экспансия Безоса вызывает тревогу у бизнес-лидеров и политиков. Многие считают, что всепроникающий Amazon представляет угрозу для малого бизнеса, для рынка труда и даже для государства: обладание огромными массивами информации грозит большой концентрацией политической власти. Компанию без конца атакуют левые: сенатор Берни Сандерс, главный соперник Джозефа Байдена в номинации от демпартии США, в 2018 году писал в Twitter: «Amazon стоит триллион долларов, но тысячи ее работников существуют за счет социальной помощи: талонов на питание, бесплатной государственной страховки и государственного жилья. Это и есть мошенническая экономика». Сенатор внес законопроект Stop BEZOS, согласно которому крупные компании должны будут в виде налогов возмещать государству расходы государства на ее работников. Битва демпартии и Amazon, которая занимает второе место в США по численности сотрудников, продолжается по сей день.

Amazon так глубоко утвердилась во всех сферах, что становится, по сути, операционной системой всей жизни. И даже если представить себе, что она перестанет существовать, порожденный Безосом способ ведения бизнеса — Безономика — останется бизнес-моделью XXI века, а грань между цифровой и реальной экономикой будет стираться, пока не исчезнет совсем.