Стоять как стоик | Большие Идеи
Профессиональный и личностный рост

Стоять как стоик

Алексей Щавелев
Стоять как стоик
Фото: Rodion Kutsaiev / Unsplash

Современный человек живет в потоке непрерывных изменений, требующих сложной адаптации. Многие оказались в эпицентре идеального шторма с «черными лебедями», когда в одной точке сошлись факторы, оказывающие предельно сильное давление. Мы вынуждены прокладывать жизненный путь, принимать стратегические решения в личной и профессиональной сферах в условиях нарастающей неопределенности, отсутствия гарантий. В такой ситуации особую актуальность приобретают внутренние ресурсы, помогающие выдерживать давление обстоятельств, достигать целей и при этом иметь высокое качество жизни, сохранять эмоциональное равновесие и здоровье.  

Важнейший из таких ресурсов — философия жизни, сознательно выработанное мировоззрение. Эта система взглядов, убеждений, принципов выполняет роль внутреннего компаса, помогающего найти направление, выбрать оптимальный путь в суровом океане судьбы. Глубинные установки и принципы во многом определяют способ реагирования на вызовы, подход к решению сложных задач, способ бытия человека.

Одно из философских течений, которые могут послужить ориентиром для современного человека, — стоицизм. Рассмотрим его историю, а также основные положения и практики, которые можно использовать, чтобы преодолевать трудности и повысить качество принимаемых решений — как в жизни, так и в бизнесе.

Истоки стоицизма

Основатель античного стоицизма не был профессиональным философом, как, например, Сократ или Аристотель. Зенон из города Китион (Зенон Китийский) был торговцем, предпринимателем. Он бороздил воды Средиземного моря на своем торговом судне, продавая вино и оливковое масло. Однажды экспедиция Зенона завершилась трагедией: шторм уничтожил корабль. На дно пошел весь товар, все накопленные сбережения Зенона. Сам Зенон чуть не погиб и в один момент лишился почти всего, что заработал с большим трудом и риском за всю жизнь.

Это событие подтолкнуло античного бизнесмена создать систему принципов, установок, внутренних правил, поведенческих стратегий, на основе которой впоследствии возникла философия стоицизма. Именно она помогла Зенону выдержать удар судьбы и стать одним из самых знаменитых учителей философии античной Греции и Рима.

Зенон стал преподавать свое учение у портика Стоя в Афинах. Поэтому философское направление получило название «стоицизм», а мыслители, разделяющие и творчески развивающие основные мировоззренческие принципы Зенона, стали называться стоиками. Пик популярности стоицизма пришелся на римскую эпоху, которая к тому моменту уже прошла точку расцвета и демонстрировала симптомы упадка. Жизнь империи становилась все более тревожной и нестабильной. Так что стоицизмом увлеклись и обычные граждане Рима, и профессиональные мыслители (Сенека), и императоры (Марк Аврелий), и даже рабы (Эпиктет).

Шесть принципов стоицизма 

Первая мировоззренческая установка стоицизма связана с утверждением, что мир — это непрерывный поток изменений и трансформаций, которых мы не можем избежать и которые не можем контролировать. Поэтому, если человек связывает свое благополучие только с чем-то внешним (деньгами, властью, статусом, другим человеком и т. д.), он чаще всего будет несчастным. Сейчас ты богат — завтра беден. Сейчас у тебя молодое, здоровое тело — завтра неумолимый ход времени забирает молодость и в зеркало на тебя смотрит немощный старик. Сейчас у тебя есть власть и статус — завтра ты можешь оказаться у разбитого корыта карьерных надежд.

Стоики не призывали отказываться от факторов внешнего благополучия. Они предупреждали, что все это может исчезнуть в любой момент. Поэтому важно не привязываться к внешним атрибутам счастья и комфорта и довольствоваться самым необходимым. Римский император Марк Аврелий, например, специально вел аскетичный образ жизни, избегал удобств и роскоши, в военных походах переносил все тяготы, не требуя для себя особых условий. Принцип разумного потребления выражался в стоических максимах: «богат тот, кому хватает», «хочешь быть богатым — умерь свою жадность». Настоящий источник счастья и благополучия, с точки зрения стоиков, не связан с материальными благами и комфортом.

Второй принцип определяет условия счастья. Стоики утверждали, что человек становится по-настоящему счастливым, когда культивирует качества, свойства характера, помогающие вести праведную жизнь, у которой есть цель. В служении чему-то большему, чем ты сам, — сообществу, государству, идее и т. д. — кроется постоянный источник смысла. Замкнутость на себе, на сиюминутных удовольствиях вызывает тоску по счастью, которого невозможно достичь, потакая собственным прихотям.

Стоики были последовательными критиками философии гедонизма, полагавшей смысл жизни в стремлении к удовольствиям. Они одними из первых заметили ловушку гедонистической философии: следование пути удовольствий неизбежно приводит к пресыщению, которое, в свою очередь, заставляет искать еще более изощренных удовольствий, разрушающих человека духовно и физически.

Гедонизм не позволяет человеку реализовать свои таланты и предназначение — такую возможность дает только служение. В служении — основа счастливой, достойной жизни, пусть она и связана с неизбежными потерями и страданием. Согласно легенде, Зенон, когда стал немощным и уже не мог преподавать, добровольно ушел из жизни, задержав надолго дыхание. Это показывает, насколько важной для стоиков была идея служения.

Представление о том, что смысл жизни делает человека не только счастливым, но и стойким, подтверждается современными исследованиями. Профессор Школы социальной экологии Калифорнийского университета Сальваторе Мадди доказал, что наибольшую стрессоустойчивость проявляют люди, которые «вовлечены в жизнь» и, проходя через сложности и опасности, реализуют свое предназначение. Говоря словами Фридриха Ницше, «тот, у кого есть «зачем» жить, выдерживает любое ‘’как’’».

Служение, по убеждению стоиков, возможно, только когда человек развивает специальные добродетели души, без которых знание о должном не превращается в действия, поступки, решения. К важнейшим качествам, позволяющим вести достойную счастливую жизнь, относили прежде всего мужество, разумность, справедливость, умеренность.

Третий принцип философии стоиков — «развивай мужество». Мужество понималось в широком смысле — как способность к волевым действиям и саморегуляции в критических условиях, как умение не сгибаться под ударами судьбы, не отступать перед трудностями, контролировать тревогу, активно действовать, не терять присутствия духа, принимать сложные решения в ситуации высокой неопределенности. Без мужества, основанного на способности к волевому напряжению, самообладанию и выдержке, по мнению стоиков, человек не может вести достойную жизнь. Он будет бездействовать, когда нужно проявить инициативу, откажется от цели, когда ее достижение будет сопряжено с риском и неопределенностью. Особенно это качество важно для тех, чья деятельность связана с управлением.

Четвертый принцип стоиков — «тренируй разум, способность четко и трезво мыслить». Разумность — качество, помогающее сделать правильный жизненный выбор на основе анализа ситуации. Именно способность к аналитическому мышлению позволяет человеку увидеть суть происходящего, не соблазниться видимостью и поверхностной «кажимостью». Тщательный анализ ситуации повышает качество решений на развилках судьбы, помогает увидеть не только ближайшие, но и отдаленные, не очевидные на первый взгляд последствия собственных действий.

Стоики называли способ мышления обычного человека «паранойей» (дословно — «околомыслием»). В античной традиции паранойя — не психическое заболевание, а состояние нетренированного ума человека, принимающего решения на основе так называемого здравого смысла. «Здравый» смысл на деле оказывается набором предрассудков, иррациональных верований, примитивных алогизмов, имеющим несостыковки между фактами, доводами и суждением. Паранойю «здравого» смысла, обыденное псевдомышление стоики предлагали заменить «метанойей» (дословно — «переменой ума»). Метанойя предполагает особую дисциплину мышления, тщательный анализ фактов, согласованность доказательной базы и выводов, незахваченность эмоциональными импульсами.

Разумность и мужество — основа внутренней свободы от аффективных состояний. Стоики первыми сформулировали идею о том, что все события сами по себе нейтральны. Они приобретают смысл и эмоциональную окраску только в результате нашей оценки. И если человек не может контролировать многие события жизни, то он в состоянии определять свою реакцию на них. Высшая свобода — способность быть причиной собственных действий и реакций. Именно это позволяет в сложных ситуациях поступать в соответствии с пониманием долга, а не следовать сиюминутному эмоциональному аффекту. Стоики предлагали взять на себя ответственность не только за собственные действия и поступки, но и за эмоциональные реакции, способ оценивать происходящее.

Пятый принцип стоиков — «поступай справедливо, даже если это сопряжено с риском и возможными потерями». Способность при помощи разума определять, что в конкретной ситуации справедливо, а что нет, и следовать этой высшей для стоиков ценности — залог добродетельной, исполненной смысла жизни. Справедливость как принцип оценки и жизненная стратегия предполагает способность не руководствоваться сиюминутной выгодой. Реализация этой ценности требует колоссального мужества, предельного волевого усилия. Только справедливый человек, по мнению стоиков, может вести достойную и счастливую жизнь, исполняя свой долг служения чему-то большему, чем он сам.

Шестой принцип — «умеренность во всем», «ничего сверх меры». Умеренность понималась как умение видеть оптимальное соотношение элементов любой системы, обеспечивающее ее гармоничное функционирование. В качестве примера стоики приводили ситуацию с приправами и солью в пище: слишком мало — будет пресно, много — невкусно и не полезно. По сути, стоики одними из первых сформулировали идею баланса всех сфер жизни: напряжение — расслабление, чувства — разум, красивое — функциональное, собственные интересы — потребности другого и т. д.

Чувство меры наиболее ярко проявлялось в стоической концепции воспитания личности. Категория «калокагатия» («прекрасный», «хороший») отражала требование воспитывать в себе гармоничное сочетание физической силы, выносливости, внешней красоты и одновременно мужества, разумности, внутренней целостности. Ярким примером калокагатии как принципа самовоспитания был римский император Марк Аврелий. Он был умелым, выносливым, мужественным воином и при этом писал философские трактаты и был профессиональным мыслителем.

Стоики и современность

Многие идеи стоицизма актуальны и в наше время. Приведем ряд рекомендаций, которые можно вывести из учения стоиков.

• Ищите глубинные источники счастья и благополучия, связанные с реализацией смысла, исполнением своего предназначения, верностью долгу, и не хватайтесь за внешние атрибуты счастливой жизни (деньги, статус, удовольствия и т. д.), которые эфемерны и преходящи.

• Тренируйте разум и волю. Именно эти мета-компетенции позволяют системно видеть свою жизнь, активно действовать, не избегать сложных решений. Неисполненная жизнь — результат непринятых решений.

• Возьмите на себя ответственность за то, как вы воспринимаете реальность и реагируете на вызовы жизни. Большинство событий нейтральны — мы сами наделяем их смыслом.

• Не забывайте о принципе справедливости. Нельзя быть счастливым, поступая несправедливо с другими. Поэтому, действуя, нужно не забывать о своих потребностях и при этом учитывать потребности и интересы других.

• Соблюдайте принцип меры. Любые крайности разрушительны и в конце концов приводят к страданиям.

Полезными могут оказаться и ментальные практики античных мыслителей. Одна из самых важных — разделение явлений внешней и внутренней среды на две категории: те, на которые мы способны оказывать влияние, и те, на которые не способны. «Определи факторы, на которые ты можешь влиять, и не трать ресурсы, время, энергию на факторы вне твоей зоны влияния», — из глубины веков советуют стоики. Мудрое принятие неизбежного, сохранение «атараксии» — эмоциональной невовлеченности в пустые переживания из-за негативных факторов, на которые повлиять нельзя, и максимальная волевая концентрация на решительных действиях в области личной ответственности позволят не выгорать, двигаться к цели и при этом держать удар.

Вторая ментальная практика стоиков — принятие сложных обстоятельств жизни без сопротивления, поглощающего силы, восприятие их как стимула для развития и нового окна возможностей. «Подумай, чему ты можешь научиться в текущей ситуации. Чему тебя может научить это испытание, какие новые возможности оно открывает для тебя? Определи, какие навыки, умения, черты характера стоит развивать прямо сейчас, чтобы справиться с изменениями», — говорят античные мыслители. «Препятствие к действию продвигает действие; то, что стоит на пути, само становится путем», — писал Марк Аврелий.

И третья полезная практика — определение всех сценариев развития кризисной ситуации: и благоприятных, и самых плохих, катастрофичных. Эта практика помогает подготовиться к возможным негативным последствиям, заранее принять неизбежные потери, определить центр приложения сил для реализации нужного сценария.

Пришедший к нам из глубины веков образ мудреца, который не пасует перед испытаниями, ориентирован на волевое действие и выполнение своего долга служения, способен держать удар судьбы, сохраняет присутствие духа и умение рационально мыслить в критической ситуации, может служить образцом для многих руководителей, которым приходится работать в условиях идеального шторма с постоянно возникающими черными лебедями. Следование практикам стоицизма позволит лидерам бизнеса эффективнее справляться с трудностями и решать возникающие проблемы.  

советуем прочитать

Об авторе

Алексей Щавелев — приглашенный преподаватель СберУниверситета, тренер-консультант, руководитель практики «Управление качеством жизни» в ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», кандидат философских наук.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Новый вирусный маркетинг
Перетти Джона,  Уоттс Дункан
Почем нынче привлекательность?
Евгения Чернозатонская