Почему офисные сотрудники превращаются в «собак Павлова» | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Почему офисные сотрудники превращаются в
«собак Павлова»

Что делать, чтобы смартфон и компьютер не понижали вашу продуктивность

Автор: Стив Главески

Почему офисные сотрудники превращаются в «собак Павлова»
PHOTODISC/GETTY IMAGES

читайте также

Книги

Никольская Вера подготовила

Что мешает повсеместному внедрению автономного транспорта

Кристен Эрнандес,  Эшли Нунес

От стратегии не будет проку, если не произойдут кардинальные сдвиги

Виджей Говиндараджан,  Шрикантх Шринивас

К чему приведет работа вне офиса

Бен Уэбер,  Итан Бернстайн,  Уонбин Зон,  Хейли Бланден,  Эндрю Бродски

С тех пор, как наши древние предки научились вытачивать каменные орудия, добывать огонь и охотиться, прошло много времени, а наши инструменты и технологии стали намного совершеннее и эффективнее. Технологии принесли нам комфорт, улучшили коммуникацию и в конечном итоге привели к увеличению продолжительности жизни и повышению ее качества.

Но, как известно, любое добро может обратиться в зло, если им неправильно пользоваться. Аристотель знал об этом и говорил, что для достижения счастья людям необходимо воспитывать в себе такую степень добродетели, которая не была бы ни избыточной, ни недостаточной. Например, сон — это очень полезно, но не в том случае, если вы спите по 16 часов в день. Будда тоже проповедовал срединный путь. Такой же подход применим и к технологиям: если не следить за тем, как мы их используем, они могут нанести вред нашей продуктивности и самочувствию.

Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи еще в 1975 году описал понятие «потока» — состояние настолько глубокой погруженности в выполнение некой задачи, при котором весь остальной мир словно ускользает от нашего внимания. Исследования McKinsey показали, что руководители в состоянии потока работают в пять раз продуктивнее.

Но типичное современное рабочее место невозможно представить без постоянных звуковых и визуальных уведомлений, а менеджеры реагируют на них с такой степенью ответственности, что Иван Павлов, несомненно, гордился бы ими. И действительно, уведомления из приложения Facebook* очень похожи на звонки, которыми известный физиолог в свое время вызывал условные рефлексы у собак. Пуш-уведомления вырывают нас из состояния потока, не дают нам сосредоточиться на работе и уйти из офиса с чувством полной удовлетворенности. Вместо этого мы ощущаем, что целый день работали, но ничего осязаемого так и не достигли.

То, что мы привыкли называть многозадачностью, на самом деле лишь переключение между задачами, поскольку у нас нет способности уделять внимание двум вещам одновременно. После того как уведомление заставило нас переключиться на другую задачу, для возвращения к предыдущей задаче нам может потребоваться до 23 минут, говорят исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне. А теперь представьте, что в среднем менеджер касается своего телефона 2617 раз в день, проверяет электронную почту 74 раза в день и получает 46 уведомлений в день. Похоже, у большинства менеджеров нет возможности войти в состояние потока.

«Но ведь уведомления помогают мне оставаться в курсе дел, да и вовсе необязательно реагировать на каждое из них», — возразите вы. Неважно, прочтете вы уведомление сейчас или позже, ваша мысль уже будет отвлечена тем, что вы заметили это уведомление и решаете, реагировать на него или нет. По последним данным, на каждое переключение между задачами тратится всего 1/10 секунды, но в конечном итоге эти переключения приводят к тому, что люди ежедневно теряют до 40% продуктивности. Этот показатель может быть и выше, если за основу для сравнения брать продуктивность менеджера, который имеет возможность проводить несколько часов в день в состоянии потока.

Что же происходит, когда вы решаете отреагировать на уведомление о новом письме? Вы переходите в почтовое приложение, отвечаете на письмо, а заодно просматриваете и другие входящие. Центр вознаграждения в вашем мозге за выполнение таких задач выдает вам больше и больше дофамина, и только через полчаса вы вспоминаете, что занимались до этого куда более важной, сложной и срочной задачей.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона обнаружили, что человеческий мозг склонен следовать пути наименьшего сопротивления. Он обманывает нас, убеждая в том, что самые низко висящие плоды — самые вкусные. Тим Урбан, куратор популярного блога Wait But Why, называет эту присущую нам черту «обезьяной немедленного вознаграждения»: «Эта обезьяна у нас в голове думает только о настоящем моменте и стремится получить максимальное удовольствие наименьшими усилиями. Зачем использовать компьютер для работы, если есть интернет, в котором столько всего интересного?»

Это искажение во многом упрощает нашу жизнь и позволяет экономить ресурсы (и могло спасать наши жизни в те времена, когда нам еще приходилось убегать от хищников), но вместе с тем удерживает нас от достижения целей. И об этом прекрасно осведомлены разработчики технологических платформ.

Игровой автомат в наших карманах

В своей книге «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки» Нир Эяль отмечает, что технологические компании максимально используют уязвимости человеческой психологии для того, чтобы мы возвращались к их продуктам. Он пишет, что в порочный круг нас загоняют два триггера: внутренний (потребность в социальных связях) или внешний (уведомления). На триггер мы реагируем действием (открываем Facebook*), получаем дофаминовую награду («Ого, у меня целых семь новых уведомлений!») и оставляем платформе чаевые (пишем комментарий). Порочный круг набирает все новые и новые обороты, и следующим триггером может стать вопрос «А вдруг кто-то уже ответил на мой комментарий?». И так снова и снова.

По этой причине бывший специалист по этике Google и основатель Центра гуманистических технологий Тристан Харрис сравнивает смартфон с игровыми автоматами — надеясь услышать звон монет, очень сложно перестать играть с «одноруким бандитом».

Такая особенность современных технологий приводит не только к значительным экономическим издержкам для организаций, но и к ухудшению общего уровня самочувствия людей. Дэниел Левитин, профессор поведенческих нейронаук в Университете Макгилла, утверждает, что переключение между задачами — весьма выматывающее занятие, поскольку для этого в мозге используются запасы окисленной формы глюкозы, которые могли бы пригодиться при концентрации для выполнения задач. Все это ослабляет связь между потраченными на работу часами и создаваемой от этой работы ценностью, плохо сказывается на уровне нашей мотивации и в конечном итоге приводит к стрессу на рабочем месте и накопленной усталости в конце дня.

Стать хозяевами технологий

Польза любого инструмента зависит от того, как вы его используете. В наших силах выйти из технологического рабства и превратиться в хозяев ситуации.

Исследование Лондонской школы бизнеса показало, что в большинстве случаев люди из списка вариантов склонны выбирать тот, что предложен по умолчанию. Джеймс Клир, автор книги «Атомные привычки», утверждает: «Среда, которой вы себя окружаете, определяет ваши повседневные действия по умолчанию, и это хорошо, поскольку вы сами можете создать вокруг себя необходимую среду».

Если вы не хотите объедаться чипсами на ночь, не стоит держать в доступном месте пачку чипсов. Если вы не хотите отвлекаться на уведомления, вам необходимо поработать над своим технологическим окружением. Вот что стоит попробовать для начала.

• Отключить все уведомления и на компьютере, и на смартфоне.

• Выбрать периоды дня, когда вы отключаете смартфон или переводите его в авиарежим.

• Использовать приложение Freedom, которое блокирует неважные уведомления в установленные периоды дня.

• Использовать плагин «compose email» для Google Chrome, который при ответе на письмо не показывает список входящих писем, что помогает не отвлекаться на них.

• Установить себе периоды в течение дня, во время которых вы будете проверять почту и отвечать на письма.

• Использовать технику Помодоро, чтобы отделить периоды выполнения важных задач от выполнения менее важных.

• Использовать приложения Use the Digital Wellbeing (Android) или Screen Time (iOS), чтобы отследить время, проведенное за экраном смартфона, и ужаснуться («О Боже, неужели я провожу столько времени в Facebook*?»). Для компьютера существует похожее приложение Rescue Time.

Чем больше вы наблюдаете за собой и своей моделью использования смартфона, тем легче вам будет избавиться от зависимости.

Как руководителям помочь своей команде не отвлекаться на уведомления

• Расскажите коллегам о влиянии переключения между задачами на продуктивность и самочувствие.

• Практикуйте асинхронное общение в компании (не реагировать на сообщения немедленно — нормально; нужно отвечать на сообщения тогда, когда удобно).

• Призывайте и мотивируйте людей отключать уведомления.

• Позволяйте коллегам планировать периоды дня (от двух до четырех часов) для концентрации на рабочих задачах.

• Проводите четкие границы между срочными и несрочными задачами.

• Создавайте максимально способствующую концентрации рабочую атмосферу или призывайте коллег переходить на удаленный формат работы.

• Введите систему наград для сотрудников, которые провели наименьшее время за экраном.

• Назначайте меньше встреч и ограничивайте их продолжительность.

• Составьте жесткое расписание для встреч и установите время, в которое нельзя их назначать.

Осознанные отношения с технологиями помогут создать более комфортную рабочую среду, где каждый из нас будет чувствовать себя не только более продуктивным, но и более полноценным и реализовавшимся как личность.

Об авторе. Стив Главески (Steve Glaveski) — CEO и сооснователь компании Collective Campus, стартап-акселератора и разработчика корпоративных инноваций. Ведущий подкаста Future Squared, автор книги «Employee to Entrepreneur: How to Earn Your Freedom and Do Work That Matters».

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена