Опять ничего не успеваете? Во всем виноват ваш список дел | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Опять ничего не успеваете? Во всем виноват ваш
список дел

Питер Брегман о том, как перестать беспокоиться из-за невыполненных дел и делать самое важное

Автор: Питер Брегман

Опять ничего не успеваете? Во всем виноват ваш список дел
Curtis MacNewton / Unsplash

читайте также

Дайте поработать: пять способов убедить начальника не мешать вам

Рон Каруччи

Небольшие корректировки могут изменить поведение

Франческа Джино

Как Agile меняет саму суть управления

Даррелл Ригби,  Джефф Сазерленд,  Хиротака Такеучи

(Не)время заканчивать

Андре Спайсер

«Как прошел твой день?» — однажды вечером спросила меня моя жена Элеанор.

«Отлично, — ответил я и рассказал пару новостей. А потом добавил: — Досадно только, что я не успел все, что запланировал».

Она сочувственно улыбнулась. «Ты это каждый божий день говоришь».

И она была права: я говорил это каждый день. Какая досада.

Признать эту проблему мне стыдно, так как я написал книгу «18 минут» о том, как управлять своим временем. Но признать проблему необходимо, чтобы ее решить.

Проблема продуктивности особенно остра в эти дни, когда многие работают из дома, в гораздо менее структурированных условиях. Сейчас проще простого весь день не поднимать головы от работы и все же не продвинуться к критически важной цели (как это, уже вечер?).

Поэтому вместо того чтобы и дальше жаловаться Элеанор, я решил все изменить: найти способ в конце дня чувствовать удовлетворение в связи с тем, что самые важные дела я сделал.

Я примерил на себя и отверг некоторые популярные решения:

  • Сильнее стараться. Если вас раздражает повторяющаяся закономерность, возможно, дело не в том, что вы недостаточно хороши или недостаточно стараетесь. Возможно, вам мешают препятствия, которые невозможно устранить, просто приложив больше усилий и ужесточив дисциплину.

  • Работать, исходя из длинного списка дел. Избыток возможностей ведет к прокрастинации. Шина Иенгар и Марк Леппер провели отличное исследование этой зависимости: если покупателям предоставить слишком много вариантов выбора, вероятность того, что они что-то купят, уменьшится.

  • Заниматься самобичеванием. В Instagram* все выглядят беззаботными, а в LinkedIn — безупречными. Это все неправда. Не тратьте силы на сопоставление себя с другими.

Для меня эти подходы не сработали, возможно, они не сработают и для вас.

Но одно решение превзошло все остальные. Оно работает для меня всегда, может сработать и для вас.

Что это за решение? Назовем его «одно дело».

Вот что надо делать.

  1. Для начала составьте длинный список дел. Ни в чем себе не отказывайте: в моем было более 50 позиций.

  2. Теперь возьмите чистый лист бумаги и выпишите на него всего одно дело из этого длинного списка. Только одно — то, которое вы больше всего хотите сделать. Если вы выберете что-то огромное (скажем, «Написать еще одну книгу»), разделите выбранное дело на мелкие части и выберите задачу, которую можете решить за один присест («Написать первую страницу введения»).

  3. Отложите в сторону свой длинный список и не заглядывайте в него, пока не закончите то свое одно дело.

Покончив с ним, вычеркните его из списка, просмотрите список снова и выберите еще одно дело, чтобы внести его в ваш «Список из одного дела».

Когда я это делаю, мне приятнее всего использовать бумагу и ручку. Это помогает мне как следует обдумать свои задачи. Но вы можете выписать свое одно дело на стикер для заметок и прилепить его на свой монитор или использовать приложение, чтобы работать с вашим делом и вашим длинным списком. Делайте так, как вам удобнее.

Длинный список — совокупность всего того, что вам надо сделать. Эта совокупность не руководство к действию, а памятка. Добавляйте туда дела без церемоний и вычеркивайте все то, что больше не релевантно. Цель этой памятки — не дать вам забыть ничего важного. Вы никогда не будете действовать, исходя из этого списка.

Список из одного дела отражает ваш стратегический и целенаправленный выбор, ваше решение, что делать дальше, на какой задаче сосредоточиться до ее завершения. Это может показаться глупым, но выписывание этого одного дела на отдельном листе — ключ к успеху. Так оно превращается в обязательство, которое вы выполните с гораздо большей вероятностью.

С помощью этого метода я написал несколько статей для Harvard Business Review, разработал недельную программу для обучения руководителей, принял на работу нового специалиста по маркетингу, отредактировал синопсис книги, которую я пишу, написал текст рассылки, подготовился к выступлению, решил ряд задач, относящихся к работе с клиентами. И все за одну неделю.

Каждое из этих дел я сделал, потому что внес их, по одному за раз, в мой список из одного дела.

Возможно, вы спрашиваете себя: «Какой из своих примерно 50 приоритетов я назначу своим одним делом?» Дайте себе секунду подумать, и вы поймете, что важнее всего. Если вы правда не уверены, просмотрите свой список и спросите себя, чего вы избегаете. Возможно, это — ваше самое важное дело. Ваше следующее единственное дело.

Вот что важно понять о вашем единственном деле: в его выборе трудно ошибиться. Решимость сделать одно дело поможет вам решить действительно важную задачу. Даже если вам кажется, что вы буксуете, не опускайте руки. Если вы пишете, продолжайте писать, даже если вам не нравится то, что у вас получается. Не отвлекайтесь, даже если вас тревожат неотвеченные письма или другие несделанные дела. Вы выберетесь из болота, если будете продолжать идти. Если вы откажетесь от трудной задачи ради чего-то более простого, вы, может быть, и вычеркните из вашего длинного списка больше дел, но не почувствуете удовлетворения.

Выберите одно дело, спрячьте длинный список и беритесь за работу.

Тогда, если вас спросят, как прошел ваш день, вы ответите: «Отлично! Помнишь то дело, из-за которого я прокрастинировал? Я его сделал».

Об авторе

Питер Брегман (Peter Bregman) — генеральный директор Bregman Partners, компании, помогающей успешным людям совершенствоваться в качестве руководителей, создавать более эффективные команды, вдохновлять свои организации на достижение превосходных результатов. Автор бестселлера «18 минут».

 

* принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена