Детский проект: как продумать выигрышную стратегию воспитания детей | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Детский проект: как продумать выигрышную стратегию
воспитания детей

О чем нужно помнить работающим родителям

Автор: Кэрол Хаф

Детский проект: как продумать выигрышную стратегию воспитания детей
Фото: Erik Gonzalez/EyeEm/Getty Images

читайте также

Платите предприятиям, чтобы люди не сидели в тюрьме

Эрик Шмидт

Улица корчится безъязыкая

Евгения Чернозатонская

Невозвращенец

Анна Натитник

Хороший повод для драки

Бейер Деймон,  Жони Саж-Николь

Мы часто говорим о том, как сбалансировать работу и воспитание детей, подразумевая, что решение представляет собой комбинацию компромиссов, многозадачности и выбор понимающего работодателя. Однако у компромиссов существуют пределы, многозадачность изматывает, а возможность выбрать гибкого и понимающего работодателя есть не у всех. И даже если такой работодатель найдется, рабочие требования, карьерные перспективы и уровень зарплаты на такой должности могут не соответствовать вашим ожиданиям.

Но можно думать о воспитании детей более стратегически, системно расставляя приоритеты и задавая себе следующие вопросы:

  • Что уникальное нужно делать мне как родителю?

  • Что делает жизнь моих детей лучше, и как они станут счастливыми и уравновешенными взрослыми?

  • Что могут сделать для этого другие люди без моего участия?

Каждый работающий родитель ответит на эти вопросы по-разному. Но в целом воспитание детей можно разбить на четыре типа деятельности:

  1. Духовное развитие: интеллектуальное и эмоциональное взаимодействие с вашими детьми.

  2. Принятие решений: определение того, что лучше для ваших детей, решение проблем и поиск компромиссов.

  3. Логистика: транспортировка детей, напоминания об уроках, проверка выполнения принятых решений и решение организационных вопросов.

  4. Домашние дела: приготовление еды, уборка, стирка и другие задачи, необходимые для поддержания домашнего хозяйства.

Большинство исследований и методик эффективного воспитания предполагают, что два последних пункта нуждаются в гораздо меньшем непосредственном участии родителей, и их спокойно можно доверить друзьям, няням и другим помощникам. Если вы выделите в качестве приоритетов духовное развитие детей и принятие решений, это окажет максимальное положительное влияние на них и потребует гораздо меньшего времени — около шести часов в неделю. Когда же родители тратят слишком много времени на логистику и домашние дела, у них не остается времени и сил на более стратегические аспекты воспитания и свою карьеру.

Но приоритеты можно изменить, и тогда вы будете уверены, что время, потраченное дома, приносит максимальную пользу. Вот как это можно сделать.

Духовное развитие

Результаты исследований на тему хорошего и эффективного воспитания говорят о необходимости демонстрировать ребенку любовь, общаться с ним, поддерживать его, прививать ценности и устанавливать границы. Название этих концепций может отличаться у разных специалистов в области воспитания, но в целом им можно дать общее название «духовное развитие». Духовное развитие требует от родителей вкладывать свою эмоциональную энергию и сознание и устанавливать связь с детьми. Согласно многочисленным исследованиям, именно духовное развитие имеет самый высокий приоритет и нуждается в самом активном участии родителей.

Чтобы сделать духовное развитие детей своим приоритетом, ежедневно выделяйте не менее получаса спокойного времени на общение с детьми без конкретного плана. Это может быть любое свободное время, которое вы сможете регулярно проводить с детьми: например, за завтраком, до или после ужина. Трудно заниматься духовным развитием ребенка, если родитель пытается делать множество дел одновременно, поэтому освободите эти 30 минут ото всего и сосредоточьтесь на детях. Духовное развитие приобретает еще большую важность по мере того, как дети растут, поэтому для старших детей выделяйте время, когда младшие уже легли спать.

Общаясь с ребенком, задавайте вопросы, требующие развернутого ответа. Например, интересуйтесь, как прошел день, что было на спортивном празднике, нужно ли с чем-нибудь помочь, что думает ребенок о новой учительнице. Демонстрируйте привязанность: похвала, объятия или слова поддержки много значат для ребенка. Даже подростки оценят их в спокойные моменты (хотя часто они не показывают этого).

Принятие решений

Принятие решений может казаться тяжким бременем ответственности. Некоторые решения требуют изучения ранее неизвестных тем — например, медицинских вопросов или вариантов финансирования высшего образования, другие — трудных компромиссов с непредсказуемыми последствиями. Чем лучше заниматься вашим детям помимо школы? Если в школе произошел инцидент, то как лучше поступить? Может быть, ребенку нужен тьютор? Когда ребенок сможет проводить время с друзьями самостоятельно за пределами дома?

В зависимости от характера решений уровень участия родителей может отличаться. Если речь идет о духовном развитии или медицинских вопросах, то потребность в участии родителей высока. Но в других случаях — например, если нужно выбрать дополнительные занятия или разрешить переночевать у друга, вы можете делегировать полномочия. Попросите другого взрослого из вашей «родительской экосистемы», например жену, крестную или родственника, с которыми можно связаться по Zoom, помочь с принятием менее критичных решений. Исследование показало, что привлечение еще одного взрослого к воспитанию детей не только обеспечивает помощь родителям, но и полезно для эмоционального благополучия детей, особенно подростков. Регулярно разговаривайте с этим человеком, чтобы убедиться, что у вас одинаковые взгляды на воспитание. И по мере того как дети растут, привлекайте их к принятию решений, касающихся их.

Кроме того, стоит обучить детей навыкам решения проблем. Они должны знать, как сохранять спокойствие, оценивать варианты и учитывать потенциальные последствия. Это поможет им уверенно принимать решения, соответствующие возрасту, без вашего участия. Например, десятилетний ребенок может посмотреть прогноз погоды и решить, нужна ли ему куртка в школу, а вам не понадобится принимать это решение за него.

Логистика

Логистика включает планирование, транспортировку и составление расписания, учитывающего, когда детей нужно отвезти в школу, на занятия или праздники, а также ваши собственные обязательства работающего взрослого. К логистике же относятся и многие операционные аспекты, связанные с принятием решений. Если, например, вы записали ребенка на занятия по плаванию, кто-то должен купить все необходимое, внести изменения в расписание, оплачивать занятия и отвозить и забирать ребенка.

Принято считать, что перегружая детей занятиями, можно добиться обратного эффекта и принести больше вреда, чем пользы, в то время как организация всех этих занятий увеличивает нагрузку на родителей. Чтобы этого не произошло, выберите самые важные и приятные для детей занятия и не волнуйтесь, что они упустят остальное. Получите максимальную помощь в логистике: обратитесь к родственникам, друзьям, договоритесь с другими родителями возить детей по очереди, выясните, сможет ли ребенок доехать на автобусе. Планируя логистику, отдайте приоритет тем аспектам, которые могут содержать элемент духовного развития. Например, многие родители считают, что если ехать с дополнительных занятий довольно долго, то лучше они сами привезут детей, так как в это время можно поговорить о том, что происходит в их жизни. Но десятиминутную поездку между занятиями рисованием и футбольной тренировкой можно поручить другу, особенно если его ребенок занимается там же.

Домашние дела

Этот аспект воспитания принято считать наименее стратегическим, но именно он поглощает невероятно много времени. По оценкам The New York Times, родители тратят на домашние дела до 6,5 часов в день. Крайне важно сократить этот не представляющий ценности для воспитания аспект и освободить время и силы на духовное развитие или делать часть домашних дел вместе с детьми. В конце концов, участие детей в домашних заботах делает их более ответственными и в целом более успешными в жизни.

Максимально освободитесь от домашних дел. Привлеките к помощи по дому родственников и друзей или пригласите помощника. Кроме того, решите, какую работу по дому можно делать реже или не делать вообще. Для этого вам нужно избавиться от чувства вины. Женщины часто стремятся поддерживать в доме чистоту, чтобы ощущать себя успешной матерью, но вряд ли дети получат травму из-за грязной посуды, оставленной на ночь.

Превратите домашнюю работу в коллективное занятие и подумайте, чем могут помочь дети. Создайте среду, где дети отвечают за определенные дела по установленному графику. Как говорит один мой друг своим детям, «Домашние дела — это не убрать за собой, а сделать что-то по дому для всей семьи». Маленький ребенок может ежедневно кормить домашних питомцев. Ребенок постарше может раз в неделю класть в стиральную машину все полотенца. Подросток, уже получивший права, может регулярно ездить в магазин за молоком и другими продуктами.

Чтобы осмыслить, что действительно важно, родителям нужно тщательно выстроить приоритеты и решить, на что тратить время и внимание. Гораздо труднее спокойно поговорить с ребенком о неудачном дне в школе или сосредоточиться на важной презентации для работы, когда вы устали от приготовления еды и других дел по дому. Как бы нам ни хотелось всегда есть блюда домашней кухни в безупречно чистом доме, готовая пицца на ужин и беспорядок в комнате могут способствовать более качественному воспитанию детей.

Об авторе

Кэрол Хаф (Carol Hagh) — консультант руководителей высшего звена по вопросам социокультурного многообразия и лидерства, в настоящее время пишет книгу о развитии кадрового резерва следующего поколения женщин. Ранее работала в компании Spencer Stuart, занимающейся подбором высших руководящих кадров, консультировала советы директоров по вопросам преемственности лидеров и публиковала работы на тему лидерства и управления кадрами. Кэрол живет в Лондоне и воспитывает двоих детей.