Два способа вылечить синдром «гонки с остановками» | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Два способа вылечить синдром «гонки
с остановками»

Научитесь отказываться от необязательной и неблагодарной работы.

Автор: Рон Ашкеназ

Два способа вылечить синдром «гонки с остановками»

читайте также

Сон важнее еды

Тони Шварц

Мы или она!

Елена Евграфова

Не всякой неудаче стоит радоваться

Рон Ашкеназ

Как не дать восходящей звезде погаснуть

Балаш Сатмари,  Брейден Кинг,  Дирк Дайхман,  Ян ван ден Энде

Как часто вас просят все бросить и срочно что-то сделать — а потом выясняется, что можно было и не бежать бегом?

Недавно клиентка выделила нам три дня на составление плана сложнейшей реорганизации. Сам проект мы обсуждали несколько месяцев, и вдруг клиентка решила, что пора перейти от слов к делу. Упускать такую возможность мы не хотели, трудились сутки напролет в поте лица и составили вполне вразумительный документ. А затем — затем принялись ждать.

Через две недели пришла краткая записка: у клиентки не нашлось пока времени вникнуть в наш план, но скоро она это сделает. Вот только сперва надо получить от начальника и других ключевых фигур принципиальное одобрение самой идеи реорганизации.

Что-то тут явно не то. С какой стати клиентка предоставила нам всего три дня и нагнетала срочность, если вовсе не была готова приступить к осуществлению этого самого плана? Кого она обманывала — нас, саму себя — или у нее что-то случилось?

Навидавшись за последние годы примеров таких «гонок с остановками», я нашел и объяснение подобной динамики, и рецепт, как себя вести, если вы попали в подобную ситуацию — как жертва или как ее зачинщик.

Прежде всего нужно принять во внимание чудовищное ускорение темпов в современном бизнесе. Поскольку мы живем в условиях постоянного общения и вести доносятся со всех концов мира в режиме реального времени, то мы привыкли к мысли, что все происходит мгновенно. Современный менеджер практически не способен, давая поручение консультанту или подчиненному, оговориться: «Не спешите» или предложить: «Прикиньте, сколько вам понадобится времени, и скажите, когда сможете взяться за дело». Нет, почти не думая, автоматически люди требуют друг от друга немедленных действий.

Еще один фактор ускорения — произошедшее в последние годы сокращение штатов. Многие компании постарались урезать расходы и уволили часть своих сотрудников, однако работы меньше не стало, а значит, оставшиеся «в лодке» вынуждены работать больше и быстрее.

Когда меньшее количество людей выполняет возросшее количество работы, возникают пробки и очереди. Невозможно уложиться в те жесткие сроки, которые многие менеджеры склонны назначать. Как бы они ни хотели управиться побыстрее, факт остается фактом: в игольное ушко протискивается лишь определенное количество дел, а больше — нет.

Беда в том, что порой и, правда, нужно выполнить некое задание как можно быстрее. Но тогда его нужно как-то выделить, иначе и важное дело застрянет в бутылочном горлышке вместе со всеми прочими. Можно наблюдать это явление в больничной лаборатории: каждый врач хочет получить результаты анализов своих пациентов как можно скорее и все помечают их «stat» — «немедленно». Получив чересчур много таких заявок, лаборатория обрабатывает их в обычном режиме, то есть ни один анализ не делается сразу.

Так и наша клиентка искренне хотела поскорее приняться за реорганизацию. Но на нее обрушилось множество других дел, заказов, встреч, неотложных заданий и не нашлось времени даже прочесть план. Кроме того, она рассчитывала получить согласие босса и ключевых фигур, но никак не получалось собрать их всех вместе и даже не хватало времени поговорить с каждым по отдельности. То есть она хотела действовать быстро, но не могла.

Очевидно, панацеи от этого синдрома нет. Но, если вы заметили подобную динамику в своей команде, прислушайтесь к двум простым советам.

Во-первых, научитесь отказываться от необязательной и неблагодарной работы. Не выполняет ли ваш коллектив какие-нибудь рутинные задания, которые можно было бы выполнять реже или с меньшими усилиям. А может, от них вообще нет никакой пользы? Так, наша перегруженная клиентка в конце концов договорилась с начальником, что отчитываться о работе своего отдела будет раз в месяц, а не еженедельно. Таким образом, у команды появился люфт для осуществления насущных проектов.

Во-вторых, проявите жесткость при расстановке приоритетов. Вместе с командой выделите несколько дел (несколько, то есть немного!), которые нужно выполнить срочно. И если поступят новые запросы, каждый раз обдумывайте, следует ли их включать в список наиболее срочных дел. Не поддавайтесь требованию делать все сию же минуту.

Пронизывающий современный мир культ скорости рано или поздно вовлекает в гонку любого из нас. Однако, научившись расставлять приоритеты, мы не так часто будем попадать в ловушку «гонки с остановками».

Читайте по теме: