Кто работает все время, тот работает плохо | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Кто работает все время, тот
работает плохо

В век смартфона досуг отменяется, и нам это вроде бы нравится, и продуктивность повышается.

Автор: Майкл Харрис

Кто работает все время, тот работает плохо

читайте также

Великие предприниматели прошлого. Дмитрий Бурылин

Мария Макарушкина

Антисоциальные проявления вредят бизнесу

Кристин Пирсон,  Кристин Порат

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

Александр Бочкин

Как командировки сказываются на вашем здоровье

Томас Чаморро-Премузик

Недавно в американских и британских изданиях появилась серия статей с жалобами на «ленивых французов». Во Франции, как следовало из этих сообщений, вступил в силу новый закон, запрещающий рассылать сотрудникам электронные письма после 18:00. Оказалось, что проблема скорее в «ленивых журналистах»: как пояснил The Economist, «закон» вовсе не был законом, но трудовым соглашением для охраны здоровья некоторых специалистов, и жесткого комендантского часа с запретом на переписку никто не устанавливал.

Но этот миф, как и любой другой, отражает убеждения людей, которые его сочинили. Англичане и американцы давно подозревали, что французы и прочие иностранцы прохлаждаются, пока бойцы корпоративного фронта бьются из последних сил. И ведь они этим гордятся: проведенный в мае опрос Gallup показал, что большинство американцев рассматривают постоянную связь с коллегами как нечто позитивное. В век смартфона досуг отменяется, и нам это вроде бы нравится, и продуктивность повышается.

В самом деле? Перечитав тысячи статей и книг на эту тему, пообщавшись с десятками экспертов разных специальностей, от нейробиологии и психологии до педагогики и литературы, я понимаю: нет, все не так! Когда мы соглашаемся на подобный способ работы — постоянно и повсюду, проверяя новости в постели и отвечая на письма сотрудников за завтраком, — мы себе представляемся неутомимыми и преданными тружениками. Но в действительности мы поспеваем лишь за пустяками. Постоянная занятость отнюдь не равняется эффективности.

Читайте материал по теме: Не становитесь заложниками собственного расписания

И не следует забывать о среде, которая отвлекает нас от наиболее важных задач. Facebook и Twitter сообщают, что максимум посетителей приходится на рабочие часы. Естественно: раз человек воскресным утром отвечает на письмо босса, почему бы не поболтать с друзьями в среду днем. Исследования показали, что подобные отвлечения обходятся дорого: расходуется не только минутка на твит, но дополнительное время и усилие, чтобы вернуться к работе. Дуглас Джентиле, профессор Университета штата Айова, изучавший воздействие соцсетей на внимание, поясняет: «Каждый, кто воображает себя гением мультизадачности, ошибается. Мы все время переключаемся и только увеличиваем свою нагрузку».

Каждое переключение рассеивает внимание, рассеянность накапливается, а в итоге загнанный сотрудник не в состоянии выдать столь необходимый «взрыв креативной энергии». Постоянное пребывание «на связи» дает иллюзию постоянной работы, но на самом деле мы никогда не работаем на все 100%.

Люди и организации, которым требуются блестящие новые идеи или новый критический подход, могли бы начать с осознания, что иногда лучше отключиться, чем все время быть на связи. Вы же не просите бегуна, только что отмахавшего 10 километров, посоревноваться еще и в спринте, так почему же вы рассчитываете, что человек, все утро отвечавший на «срочные» SMS, днем сумеет блестяще выступить на презентации?

Читайте материал по теме: Хотите все успеть? Ложитесь спать

Некоторые сотрудники в самом деле чувствуют потребность быть на связи в режиме реального времени, но другие вправе требовать передышек, чтобы не захлебнуться в электронном потоке. Самое простое решение — обрабатывать электронную почту партиями. Делайте это несколько раз в день, а остальное время оставляйте для действительно нужной работы. Большинство коллег и клиентов могут и три часа потерпеть, а если дело и впрямь неотложное, значит, позвонят.

Великий историк технологий Мелвин Кранцберг говорил: «Технология сама по себе не хороша и не плоха, но и нейтральной ее не назовешь». Надо бы сделать эти слова девизом информационного века. Я не призываю к строгому воздержанию или к комендантскому часу, как в этом фиктивном законе.

Но я убежден, что культ подключенности зашел слишком далеко. Нельзя все время чередовать работу с развлечением. Каждый должен сам решить, какой уровень подключенности ему нужен и что необходимо для максимальной продуктивности, успеха и счастья.

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена