Когда следует (не) беспокоиться из-за сорванных планов | Большие Идеи

・ Управление временем
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Когда следует (не) беспокоиться из-за
сорванных планов

Даже не сознавая этого, мы часто делаем то, что легче осуществить, а не то, что считаем и называем самым важным.

Автор: Арт Маркман

Когда следует (не) беспокоиться из-за сорванных планов

читайте также

Вежливость большинства

Елена Евграфова

Насколько финансово грамотны ваши сотрудники?

Берман Карен,  Найт Джо

Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их

Анант Нишадхам,  Ачьюта Адхварью,  Тереза Молина

Великие лидеры не думают о себе

Джон Мичел

У каждого из нас порой срываются планы. Приходится пропустить разговор с клиентом из-за срочного собрания на работе или пропустить саму эту дискуссию, потому нужно добивать другой проект. Или нагрянет какой-нибудь недуг (или в семье кто-то сляжет), и вновь приходится переписывать весь список дел.

Такие «несистемные сбои» сами по себе вполне доброкачественны. Они просто напоминают нам о том, что ресурсы каждого человека ограничены. Нет у нас столько времени, сил или денег, чтобы всегда справляться со всем, что хотелось бы сделать. Взрослому человеку приходиться в том числе и учиться каким-то компромиссам: уравновешивать эти взаимопротиворечащие задачи, чтобы в отведенное нам время успеть как можно больше.

Несистемные сбои помогают нам выработать правильный подход и нащупать компромисс между нашими усилиями и пунктуальностью. Если подобные неудачи случаются изредка, вы, скорее всего, добились такого равновесия. Если вы «ошибаетесь» слишком часто, вероятно, вы не прилагаете достаточных усилий. Если вы вовсе не знаете провалов, скорее всего, вы тратите на свои проекты слишком много времени, поскольку, разумеется, чем дольше вкладываться в свою работу, тем лучше результат. Но если вы каждый проект доводите до совершенства, то у вас остается маловато времени для других важных дел. В том-то и проблема: вычислить, какие расходы на данный проект будут достаточны, чтобы успеть выполнить почти все, что нужно сделать, причем качественно.

Беспокоиться нужно не об этом, а о систематических неудачах.

Систематической неудачей мы называем ситуацию, когда человек никак не может достичь конкретной цели.

Это может быть серьезная жизненная задача: написать книгу, получить ставку научного сотрудника. Или какое-то повседневное требование к себе, скажем, перейти на здоровую диету.

Но в любом случае причины систематических неудач сводятся к той или иной комбинации вот этих трех факторов:

1. Сиюминутные цели заслоняют долгосрочную сверхзадачу. Почти все мы стараемся разобраться с текущими проблемами, а потом уж думать о долгосрочных проектах. Это самая частая причина неудач. Исследования показывают, что наш мозг склонен браться за те задачи, которые обещают окупиться в ближайшее время. Например, многие люди говорили мне, что хотели бы написать книгу, да так и не взялись, потому что всегда под рукой были другие дела, требовавшие их сиюминутного времени и внимания. Так до книги и не дошло.

Читайте материал по теме: Как излечиться от синдрома хронической занятости

Осуществить долгосрочные проекты удается тому человеку, который выделяет в своем расписании постоянные долгие часы для работы над этим большим проектом. Почти все мои знакомые, кто все-таки издал свою книгу (не прибегая к услугам литературных негров) еженедельно выделяли особое время для этого труда.

2. Окружающая обстановка неблагоприятна. Даже не сознавая этого, мы часто делаем то, что легче осуществить, а не то, что считаем и называем самым важным. Замечательный пример — электронная почта. Если вы устроены так же, как большинство людей, то целый день на работе почтовый ящик у вас открыт и тем самым каждое письмо для вас — приглашение бросить текущую свою активную деятельность и посмотреть, что там новенького. Это ведь тоже работа, к тому же куда более простая, чем завершить подготовку презентации из ста слайдов или еще раз проверить ту сложную таблицу. Стоит закрыть почтовый ящик всего на пару часов в день, и вы перестанете отвлекаться.

Чтобы улучшить окружающую обстановку, нужно разместить у себя перед глазами напоминания о тех важных задачах, с которыми вам пока не удается справиться. Даже стикер, наклеенный на монитор, может помочь. Или положите себе на стол ту книгу, которую давно собираетесь прочесть. Такие простые «напоминалки», как показало недавнее исследование, побуждают к действию, причем вы можете даже не отдавать себе отчет в том, что вы их заметили и приняли к сведению.

3. Затяжная работа. Во многих компаниях поощряется сверхурочная работа, причем (вот парадокс) эти бесконечные часы лишь увеличивают вероятность систематических неудач. Работа ведь не состязание на выбывание, где заведомо побеждает тот, кто продержался до последнего.

Читайте материал по теме: 7 способов спланировать свое время (даже если вы — перфекционист)

Практически у каждого человека есть оптимальное число рабочих часов, которое не следует превышать. Так, я сохраняю продуктивность примерно 8—9 часов в день, а если засиживаюсь дольше, то это уже «фейк». Уж извините! Я могу придать себе деловой вид, но на самом деле никуда не продвигаюсь. С этой минуты мое пребывание на работе бесплодно и лишь отвлекает от других важных дел.

Определите свой режим и старайтесь трудиться в офисе и не работать вне него — так вы сбережете время и силы для других неотложных дел.

В следующий раз, потерпев неудачу, выясните ее тип: это несистемный сбой или же все-таки системный. Системные неудачи — словно птица, залетевшая в помещение: они подают сигнал, когда пора что-то в жизни менять.

Заметив в своей жизни системные неудачи, решайтесь на перемены, или будете спотыкаться о них снова и снова.

И, наконец, если с вами случается много несистемных неудач, тоже пора призадуматься, не слишком ли вы много на себя берете. Наверное, стоит переложить часть обязанностей на других людей, пока эти неудачи не сделались системными.

Читайте по теме: