Как найти путь на азиатские рынки | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Как найти путь на азиатские
рынки

Если вы задумываетесь о поиске новых рынков и партнеров, изучите страны азиатского региона

Автор: Екатерина Петрова

Как найти путь на азиатские рынки
Tianshu Liu / Unsplash

читайте также

Не только зарплата

Билл Фотч,  Деннис Кэмпбел,  Джон Кейс

Как создать в компании культуру данных

Ирина Чистова

В поисках идей: мартовский выпуск

Как «Яндекс» выращивает инновации

Елена Бунина

Санкции и затруднения в работе на европейских и американских рынках подталкивают компании к поиску альтернативных путей развития. Экономические связи переориентируются на Азию. С одной стороны, здесь есть страны, в которых создан максимально благоприятный климат для развития инновационных проектов, а с другой — Азия — это перспективные рынки для вывода российских продуктов.

Выберите страну для регистрации компании в азиатско-тихоокеанском регионе

Сейчас Азия становится приоритетным регионом для ведения внешнеэкономической деятельности — в том числе потому, что в ряде стран региона сравнительно легко зарегистрировать компанию для облегчения бизнес-процессов. С этой точки зрения оптимальными являются Сингапур и Гонконг. Не забывайте и об Индии — стране с большой емкостью рынка, которую называют сегодня стратегическим партнером России.

Откройте счет в подходящей валюте

В настоящее время уже поменялись условия ведения внешнеэкономической деятельности. Вполне возможно, что многим компаниям, ведущим ВЭД, придется искать новые банки. Финансовые эксперты рекомендуют присмотреться к китайским кредитным организациям и к открытию счетов в юанях. Во-первых, это ускорит проведение финансовых транзакций, так как американские и европейские банки сейчас тратят много времени на проверку операций. И во-вторых, транзакции в китайской валюте могут идти не через SWIFT, а через другую систему — CIPS. К ней в настоящее время подключается все больше российских банков.

Планируйте логистику с учетом новых скоростей и форматов

По мнению глав железнодорожных компаний России и Китая, экономической переориентации с Запада на Восток будет способствовать увеличение эффективности трансграничных перевозок. Сейчас доставка грузов в Россию затруднена: длительные сроки ожидания и транспортировки вызваны уходом крупнейшего морского оператора грузоперевозок (датской логистической компании Maersk) и приостановкой бронирования судов в направлении России фирмами Mediterranean Shipping Company и CMA CGM. Поиск новых путей и форматов быстрого и надежного экспорта стал жизненно необходимой задачей для бизнеса.

Сухопутные перевозки контейнеров пострадали меньше, поэтому, планируя логистику, рекомендуется рассмотреть использование железнодорожной доставки. Контейнерные поезда имеют ряд преимуществ — отсутствие весовых ограничений, большая оперативность доставки по сравнению с морским путем, экспедирование груза (контроль на протяжении всего этапа перевозки).

Расширяйте присутствие в регионе

Масштабируйте свой бизнес и откройте торговый дом в Азии. Такая организация фокусируется на международной коммерции и осуществляет экспорт или импорт между двумя или более странами. Сфера деятельности торгового дома распространяется на все виды договорных отношений в рамках вашей бизнес-лицензии.

В ближайшее время Азия, вероятно, станет приоритетом на рынках сбыта, и для этого есть несколько причин. Во-первых, в этом регионе проживает около 60% населения мира, причем средний возраст активных потребителей — около 30 лет. Во-вторых, здесь формируется благоприятный инвестиционный климат: в 2021 году объем венчурного финансирования превысил $165 млрд, что примерно на $50 млрд больше, чем годом ранее. А значит, приход бизнеса сюда приветствуется, и динамика роста инвестиций позволяет надеяться, что данная тенденция в обозримом будущем сохранится.

В Азии есть центры роста — тянитесь к ним!

Помимо готовности к сотрудничеству с Россией, Азия отличается наличием большого количества крупных центров развития, которые открывают экспортные возможности для малого и среднего бизнеса. Гонконг считается крупнейшим финансовым центром в мире. Иностранные компании получают налоговые преференции, и в силу соглашений об избежании двойного налогообложения ведение бизнеса в этой юрисдикции достаточно выгодно.

В Южной Корее растет интерес к стартапам. Государственные власти оказывают помощь малому и среднему бизнесу: например, правительство поддерживает инкубатор K-Startup Grand Challenge. Система налогообложения достаточно гибкая и демократичная. Например, налог на добавленную стоимость юридического лица составляет 10%, а товары или услуги, связанные с медициной, образованием и частью товаров первой необходимости, освобождаются от этого налога.

Многие эксперты отмечают, что будущее за индонезийским рынком. Это четвертая страна в мире по численности населения: там проживают 280 млн человек. Более того, ее численность увеличивается на 1% в год. Индонезия дружелюбна по отношению к иностранным инвесторам. Открыть здесь бизнес достаточно просто, но при планировании логистики необходимо учитывать островное расположение страны.

В Индии с ее быстрорастущей экономикой и перспективным рынком уже сформировалась одна из самых крупных стартап-экосистем в мире. В 2019 году инвесторы вложили в местные стартапы свыше $14 млрд, в 2020-м показатель увеличился до $63 млрд. В стране, по данным Pew Research Centre, начиная с 1990 года в 20 раз увеличилась численность среднего класса, растет цифровизация. Один из главных стимулов развития бизнеса в Индии — англоговорящее население. Это позволит выстроить коммуникацию с потребителем за короткий промежуток времени.

Где искать поддержку?

Государство оказывает помощь малому и среднему бизнесу, предоставляя гранты, субсидии, налоговые послабления и т. п. Вся актуальная информация есть на специальном портале. Например, введен мораторий на проверки соблюдения валютного законодательства: их приостановили до конца 2022 года.

Если вы начинающая компания, мониторьте запуски новых программ различных платформ — это поможет вам выйти на новые рынки. Например, совместно с Московским экспортным центром (МЭЦ) в начале июля этого года была запущена программа экспортной акселерации Global Partners Program, которая позволит московским B2B-компаниям ускорено выводить свои решения на зарубежные рынки Азии, Латинской Америки и Африки. В этом году она особенно актуальна: в нынешних условиях экономической турбулентности ситуация меняется постоянно, а значит, переориентация на новые рынки и поиск новых партнеров окажутся более выгодными, чем ведение бизнеса «по накатанной». К программе будут также привлечены эксперты-консультанты, специализирующиеся на зарубежных рынках дружественных стран.

О коммуникациях в Азии

Обратите внимание на сферы маркетинга и PR: в Азии они функционируют иначе, чем в СНГ или Европе. Важно учитывать это при формировании позиционирования и продвижения вашего бренда или продукта, а также при поиске партнеров. В Индии и Гонконге с коммуникацией на английском у вас не возникнет проблем, в то время как в других странах Азии этим языком владеют далеко не все. Поэтому предпочтительнее развитие через агентства, которые помогут адаптироваться на местном рынке без культурных и языковых барьеров.

В Азии особенно важно иметь «теплые» прямые связи. Посещайте профильные мероприятия и конференции — это позволит наладить контакты с экспертами рынка. Например, в сентябре 2022 года в Китае пройдет Международная научная конференция по экономике, управлению бизнесом и социальным наукам. На подобных мероприятиях вы найдете единомышленников и будущих партнеров.

***

Поворот на Восток уже произошел. Поэтому если вы задумываетесь о поиске новых рынков и партнеров, изучите страны азиатского региона. Возможно, именно там ваш продукт или услуга окажутся сверхуспешными.