Как восстановить цепочки поставок в условиях кризиса | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Как восстановить цепочки поставок в
условиях кризиса

Шесть практических инициатив для отечественных компаний-импортеров

Автор: Елена Ипполитова

Как восстановить цепочки поставок в условиях кризиса
Фото: Marcin Jozwiak / Unsplash

читайте также

Как помочь выжившим

Найберг Энтони,  Тревор Чарли

Ключевой элемент трансформации

Даниил Рыбак

Для успешного слияния нужно не забывать про человеческий фактор

Рон Ашкеназ

Хватит контролировать действия своих бывших сотрудников

Джеймс Бессен

Не успев оправиться от таких последствий пандемии, как блокировка привычных транспортных маршрутов, нехватка контейнеров и взрывной рост стоимости фрахта, российские импортеры столкнулись с очередным логистическим кризисом: после февральских событий поставки снова частично остановились.

По оценкам компании FourKites, отслеживающей мировые перевозки, объем импорта на отечественный рынок к середине марта упал почти до 60%.

Большинство маршрутов, по которым ранее товары доставлялись в Россию, либо снова оказались заблокированы, либо функционируют в режиме высочайшего напряжения. Импортеры в условиях крайней неопределенности вынуждены перестраивать схемы поставок в кратчайшие сроки, чтобы исполнять контракты в срок. Ведь помимо дороговизны логистических услуг, нехватки транспортных средств и регулярных заторов, появилась новая проблема — постоянно меняющиеся ограничения на работу с отечественным рынком.

Наш опыт существования в новой реальности показал, что смена транспортного партнера, к которой в аналогичных случаях прибегают многие компании, не поможет избежать перебоев в поставках. Необходим пересмотр традиционных подходов к выстраиванию логистики, прежде всего за счет оптимального управления товарными, информационными и денежными потоками. При этом отечественным импортерам в период постоянной турбулентности, возможно, придется менять не только маршруты перевозок и ассортимент товаров, но и условия расчетов с транспортными партнерами и поставщиками.

Как показал опыт «Артели», перезапустить работу логистических цепочек, а также оперативно их перестроить в зависимости от глобальной экономической ситуации, помогает комплекс из шести инициатив, реализация которых доступна каждому импортеру на российском рынке.

1. Проводите постоянный информационный мониторинг

Прежние ограничения касались импорта конкретных товарных групп. Сегодня добавились новые барьеры, связанные как с проведением денежных операций, так и с позицией по работе с отечественными компаниями глобальных транспортных игроков и экспортеров. Максимально подробно изучите релевантную информацию в интернете. Тем более что вы можете настроить интересный вам пул новостных профильных источников, после чего мониторинг значительно упростится.

Учитывайте, что число барьеров может непредсказуемо увеличиваться, и ищите информацию, имеющую отношение к перевозкам и денежным операциям в режиме нон-стоп. Не ждите, что регуляторы, транспортники или профильные ведомства сделают таргетированную рассылку для импортеров о новых ограничениях. Мониторинг также позволит быстрее получить данные о снятии барьеров для российских компаний внутри страны.

Мы отслеживаем топ-новости в «Яндексе». Наш опыт показывает, что это проще и быстрее мониторинга лент новостных агентств, которые освещают проблемы логистических цепочек. Именно так, например, мы узнали о снятии запретов на импорт цитрусовых из Китая, а затем и другой продукции.

2. Ищите не нового перевозчика, а новый регион

В условиях, когда многие страны оказались временно закрыты для российских импортеров, компаниям приходится задумываться о новых рынках. Главные критерии выбора — отсутствие жестких барьеров на торговые операции с Россией, возможность выбора поставщиков аналогичной продукции, а также развитые логистические мощности.

Сейчас импортерам стоит присмотреться к рынку Турции и расширить контакты с Киргизией и Узбекистаном. Соглашение о свободной торговле у России действует с Ираном и Вьетнамом. Однако мы советуем в основном сосредоточиться на работе со странами Юго-Восточной Азии и, прежде всего, с Китаем. Этот регион готов предложить множество альтернатив продукции в разных товарных группах, кроме того, он обладает развитой логистикой. Правда, работа с Поднебесной усложнилась из-за ограничений, вызванных пандемией, и периодического закрытия рынка для внешнеторговых операций. Особенно это касается автомобильных перевозок: так, на пункте Забайкальск — Маньчжурия по-прежнему сохраняются очереди. Однако по мере снижения активности коронавируса, эти риски уменьшаются.

Импорт можно организовать через погранпереходы в Забайкальске и Казахстане. Это, в частности, подойдет компаниям, везущим грузы на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток или в европейскую часть страны — в этом случае транспортировка идет по Восточному полигону (Байкало-Амурской и Транссибирской магистралям). В настоящее время грузопотоки перестраиваются с учетом непростой экономической ситуации. Мы также ожидаем, что в конце августа 2022 года заработает новый погранпереход Нижнеленинское — Тунцзян (железнодорожный мост через Амур, соединяющий российский и китайский берега реки), что станет дополнительным подспорьем для российских компаний.

Нашей компании приходилось не раз менять регионы для закупок продукции, чтобы выполнить обязательства по заключенным контрактам. Так, попавшие в 2019 году под запрет из-за ограничений Роспотребнадзора яблоки из Китая мы заменяли продукцией из Сербии. А виноград предпочли поставлять не из Индии, а из Узбекистана.

3. Заведите «глаза» и «уши» компании на новом рынке

Сведений из открытых источников в интернете часто недостаточно для восстановления разорванных логистических цепочек. Информация о перевозках специфическая, и она не всегда оперативно попадает в новостные ленты. Между тем в перестройке транспортных потоков скорость критически важна: даже если продукция не относится к скоропортящейся, задержки доставки оборачиваются гигантскими убытками. Ценным источником информации о перевозчиках и банках, готовых работать с российскими компаниями, а также об очередях на погранпунктах могут стать брокерские компании и другие поставщики. Как правило, они в курсе всех последних новостей и готовы оперативно сообщать о них компаниям-партнерам, поэтому не советую пренебрегать такой возможностью и рекомендую поддерживать с ними постоянный контакт.

На зарубежном рынке полезно иметь собственного представителя, особенно если этот регион для вас новый и полезных контактов вы еще не наработали. С помощью такого человека вы сможете узнавать важные отраслевые новости — от регуляторных правил до погодных условий, что позволит вам быстро корректировать сроки и способы перевозок. Дополнительным бонусом станет возможность более тщательной проверки качества товара, который поставляет местный партнер, и снижение стоимости груза для растаможки.

Так, весной 2020 года мы оперативно узнали от нашего представителя в Китае, что водителям нужно делать визы нового типа, быстро переоформили необходимые документы и вывезли овощи в Россию. Компании, которые не знали о новом требовании, свой груз вовремя отправить не смогли.

Основываясь на опыте и анализе данных по заболевшим, представитель сообщал и о рисках новых карантинных ограничений до их официального введения. Например, весной 2022 года мы заранее получили информацию о двухнедельном локдауне в Маньчжурии, а также об очередях на погранпунктах. Сведения позволили скорректировать транспортировку груза к границе и сроки оплаты перевозки.

4. Меняйте схемы поставок

С финансовой точки зрения работать с новыми регионами выгоднее напрямую без компаний-посредников, и такая возможность пока есть. На первом месте по удобству логистических схем — Китай: доставка грузов из этой страны в Россию возможна морским, воздушным и наземным путем (на машинах или по железной дороге). В регионе рынок поделен между несколькими крупными перевозчиками, среди которых: Sinokor (Корея), Huaxin (Китай), Jun An (Китай), и они готовы к сотрудничеству с Россией. Продукция из Поднебесной может поставляться в Россию и через Казахстан.

Также остается открытым автотранспортное и воздушное сообщение с Узбекистаном. Напомню, что Россия — крупнейший торговый партнер для этой страны.

С другой стороны, работая с компаниями-посредниками, можно восстановить логистические цепочки с временно недоступными для России рынками. Этот путь сегодня не является нарушением российских регуляторных ограничений, после того как правительство узаконило практику параллельного импорта. Например, Турция может стать таким «перевалочным» пунктом для ваших грузов из третьих стран.

Так, некоторые партнеры компании «Артель» смогли отправить партию авокадо из Кении на отечественный рынок транзитом через Турцию (продукт временно не доступен для прямых поставок из-за неготовности работать с российским рынком морского перевозчика).

Интересными регионами для поиска компаний-посредников могут стать страны-члены ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия). Так, формально европейская продукция может поступать на отечественный рынок через Беларусь автотранспортом, и границы пока открыты.

Все эти страны могут стать новыми логистическими хабами для поставок на отечественный рынок временно дефицитной продукции.

5. Пересмотрите формат перевозок

Рекомендую временно сделать выбор в пользу наземного транспорта и отказаться от менее дорогостоящих, но более длительных морских перевозок: в текущих условиях важнее всего соблюсти сроки доставки грузов по заключенным контрактам. Так, товар из Китая доберется морем до России за 30 дней, и на этот период вам придется также «заморозить» деньги в банках. Автотранспорт же привезет тот же груз, скажем, из Поднебесной в Москву, всего за две недели.

Также советуют выбирать транспортных партнеров среди частных компаний с российским капиталом, так вы избежите риска остаться без перевозчика в будущем. Как показывает практика, сейчас таких игроков почти не затрагивают ограничения и санкции. Напротив, сохраняется вероятность, что крупные логистические операторы с иностранным участием будут и впредь приостанавливать или прекращать отношения с российскими партнерами.

Искать частные компании для наземных перевозок советую на интернет-порталах, размещая и просматривая объявления: такая практика стала популярной еще в пандемию. Конечно, запрет на использование популярных социальных сетей в России усложняет поиск контактов, но по-прежнему работают приемы «дедовского» маркетинга — рассылки и холодные звонки. Авиаперевозки стоит пока исключить из расчетов: мы знаем, что отечественные грузовые компании уже начали приостанавливать деятельность из-за трудностей с ремонтом.

В Китае «Артель» перешла к услугам автотранспортных компаний, отказавшись от морских контейнерных перевозок. Так мы стали гораздо быстрее доставлять овощи и фрукты: теперь мы успеваем довезти груз до Москвы за 12 дней, а до Екатеринбурга — за 8. В результате ускорился оборот денежных средств, а стоимость транспортных услуг уменьшилась.

Помощь в поиске перевозчика готовы оказывать российские брокерские компании. Вы также можете обратиться за поддержкой в профильные ассоциации и школы, как логистические, так и торговые. Например, в Ассоциацию содействия участникам ВЭД, в Ассоциацию деловых партнеров в сфере ВЭД или в Российский экспортный центр.

6. Выберите валюту платежей

Выбор валюты взаиморасчетов с поставщиками продукции и транспортными компаниями — важный шаг в условиях нестабильной экономики. Традиционно импортеры расплачиваются в долларах, но это становится неудобным: самое время задуматься о переходе на расчеты в местной валюте.

Например, с поставщиками продукции из СНГ российские импортеры частично рассчитываются в национальной валюте этих стран уже сейчас. Об этом можно договориться и с поставщиками из других регионов, например из стран ЕАЭС (весной 2022 года страны-члены ЕАЭС договорились о поэтапном переходе к расчетам в национальной валюте).

На глобальном рынке также растет число сделок в национальной валюте. Например, доля платежей в юанях за торговые операции на международном рынке увеличилась с 2,7% в декабре 2021 года до 3,2% в январе 2022-го.

Изучая возможности перехода на расчеты в национальной валюте с логистическими компаниями и поставщиками, стоит оценить особенности каждого региона. Для компаний из ЕАЭС эта схема может стать рабочей, и к ней, в частности, готовы партнеры из Узбекистана. Правда, учтите, что суммы контрактов будут привязаны к долларовому эквиваленту.

Поскольку для нашей компании Китай остается одной из приоритетных стран для импорта, мы изучили вопрос расчетов с местными компаниями в национальной валюте. Оказалось, что нам не потребуется перезаключать контракты, а переход к платежам в юанях мы сможем оформить в дополнительном соглашении. Кроме того, изменение валюты расчетов — это еще и уникальная возможность подкорректировать условия контракта, например, увеличить сроки отсрочки платежа или уменьшить процент предоплаты.