Коммуникация в кризисные времена | Большие Идеи

・ Кризис-менеджмент

Коммуникация в
кризисные времена

Как найти правильный тон общения с клиентами, партнерами, сотрудниками и СМИ

Автор: Михаил Умаров

Коммуникация в кризисные времена
Volodymyr Hryshchenko / Unsplash

читайте также

Страшный Tesla: почему мы не можем довериться беспилотным автомобилям

Имран Кронк,  Картик Хосанагар

Как «избирательное незнание» помогает лидерам стать успешнее

Редакция «Больших идей»

Обойдемся без хамов

Роберт Саттон

Перестаньте заниматься бесполезными делами

Присцилла Кламан

Кризис — время не только возможностей, но и сложных коммуникаций: и в период ковидной неопределенности, и сегодня, из-за обострения политической обстановки, брендам крайне важно найти правильный тон общения с клиентами, партнерами, сотрудниками. Но что говорить, когда непонятно, что будет завтра? Делать вид, что ничего не произошло? Молчать? Сгущать краски? Или строить из себя диванного аналитика? Попробуем разобраться.

Три «кита» коммуникаций

Коммуникации в эпоху неопределенности строятся на трех принципах: «говори первым», «приводи свою версию», «избегай токсичных тем». Нынешняя ситуация создает ловушку: говорить надо — но все, что бы человек ни сказал, может обернуться против него.

Наиболее токсичные темы для бизнеса сейчас связаны с политикой, так как она поляризует общество. Какую бы точку зрения ты ни поддерживал, сторонники противоположного лагеря тебя осудят.

Что мы видим? Караван западных брендов, покидающих Россию. Кто-то громко разрывает отношения, а кто-то говорит, что вынужден уйти из-за логистических трудностей. Вторые руководствуются принципом: за каждой войной наступает мир, а у бизнеса всегда есть свои долгосрочные коммерческие интересы. Бизнес приходил в СССР, Иран, на Кубу — на любые территории, где водились деньги. Так что многие компании понимают, что рано или поздно наступит время возвращаться. Те же, кто сейчас под давлением внешней среды резко уходит с российского рынка, вряд ли смогут вернуться без репутационного ущерба для бренда.

А если играть не по правилам?

Мы видим, что компаниям, пытающимся играть не по правилам, приходится нелегко. Яркий пример — бренд Uniqlo, который сначала сообщил, что остается в России, а потом влился в уходящий караван. Президент компании Fast Retailing (владеет брендом) Тадаси Янаи гуманно заявил 7 марта 2022 года, что ситуация на Украине не «должна лишать людей в России одежды», которую он считает «жизненной необходимостью». Местная аудитория рукоплескала. Но уже 10 марта компания столкнулась с неожиданными трудностями и все же заявила об уходе. Причины две: бойкот покупателей на международных рынках и давление со стороны медиа и правительств на бизнес. Uniqlo пострадал дважды: сначала его бойкотировали на Западе, а после сообщения об уходе раскритиковали россияне, обвинившие компанию в переобувании на ходу.

А вот пример Nestle, которая пошла не против, а «наискосок» от общей тенденции. С одной стороны, она приостанавливает инвестиции, с другой — сохраняет поставки и продолжает деятельность российского офиса. В пресс-службе Nestle заявили: «Наша цель — обеспечивать потребителей качественными продуктами питания и напитками во всех регионах присутствия компании».

В итоге фирма вроде бы продемонстрировала несогласие, приостановив инвестиции, но одновременно не ушла с рынка полностью, сохранив некоторый нейтралитет. Когда все уляжется, Nestle в России, возможно, окажется в плюсе, а ее доля рынка вырастет. В основе действий компании — прагматичный расчет. Полностью бросить рынок, который фирма осваивает с 1995 года, было бы неразумно.

Но стратегия сидения на двух стульях тоже имеет свои изъяны. Российские чиновники уже заявили о планах передать площадки под планировавшийся завод Nestle в Новосибирске российским инвесторам. А на Западе бренд все равно может стать объектом критики.

Получается, что сейчас любая активная позиция по ключевому вопросу текущей повестки токсична и опасна для бизнеса. Бренд в любом случае понесет репутационные потери. Так что, если есть возможность избежать любых заявлений и ограничиться расплывчатой историей про «логистику», это лучшее решение.

Молчание — золото?

Но правильно ли сейчас молчать? Тоже нет. У бизнеса и без политических стендапов есть с кем и о чем поговорить: речь о сотрудниках, партнерах, клиентах.

Сотрудникам нужна забота. Им страшно за свою судьбу, карьеру, зарплату. Предоставьте им четкую информацию, произнесите слова поддержки, обрисуйте перспективу на какой-то реальный срок, помогите решить внутренние проблемы. Люди должны видеть и слышать, что с компанией все в порядке (если это так), а руководство принимает необходимые меры, чтобы контролировать ситуацию. Желательно, чтобы лидеры были тут же, рядом: в цехах, офисах, заводских столовых, а не в Лондоне или на Бали.

Кроме того, сотрудники должны понимать, чего работодатель ждет от них сейчас и какие действия будут наиболее правильными в сложившихся обстоятельствах.

Топ-менеджеры компании обладают более полной информацией, а рядовой персонал может лишь строить домыслы, которые часто не идут на пользу бизнесу. Чтобы этого не допустить, важно регулярно встречаться — в Zoom или офлайн, отделами или индивидуально. Здесь хорошо работает формат таун-холла (общего собрания), когда руководство встречается с коллективом и делится с ним актуальными новостями. Это дает сотрудникам возможность услышать все из первых уст, пообщаться, высказать опасения и переживания. Все это позволяет почувствовать сопричастность, обменяться актуальной информацией и немного успокоиться даже в непростое время.

Что говорить партнерам и клиентам?

Вы можете сейчас выступать в роли эксперта: помогать отрасли формировать повестку, выражать заботу о потребителях и партнерах, используя доступные средства коммуникации. Еще один вариант, хоть сегодня он и сложно реализуем, — брать на себя ответственность и давать прогнозы: когда и как изменится ситуация на рынке, что будет с бизнесом. Сейчас как никогда людям нужна стабильность — всем в жизни нужно на что-то опираться.

По отношению к клиентам важно занять информирующую и разъясняющую позицию и предоставлять целевой аудитории максимум данных из первых рук. Сегодня на рынке наблюдается острая нехватка такой информации от брендов.

Хороший пример — коммуникация «Альфа-банка» с первого дня кризиса: и через медиа, и через клиентские каналы компания постоянно рассказывает о том, что происходит на финансовых рынках, какие действия предпринимают регуляторы и сам банк, что это значит для рядового потребителя и как это отразится на его жизни. Даже после санкций в адрес руководителей группы «Альфа» Михаила Фридмана и Петра Авена банк не растерялся: финансисты покинули совет директоров, а в клиентских каналах появилась информация, что на сервисе и работе самого банка это никак не отразится. Это здоровая и правильная позиция, от которой «Альфа-банк» в конечном счете только выиграет.

Как взаимодействовать со СМИ?

Главный совет — не прятать голову в песок при любом запросе медиа. Конечно, важно соблюдать осторожность и не сказать лишнего: ваше личное мнение должно быть только вашим — на вопросы, по которым нет проверенной информации, от лица компании отвечать не стоит.

Выстраивание партнерских отношений со СМИ — одна из тех возможностей, которые дает любой кризис: журналисты в вас в кои-то веки заинтересованы! Точно не стоит ни с кем ругаться: постарайтесь спокойно воспринимать критику и вопросы от СМИ, даже если они вызывают неприятные эмоции. Надо понимать, что сами медиа работают сейчас в сложных условиях. Когда кризис останется позади, налаженные отношения с журналистами и редакторами не раз сыграют вам на руку.

Стадия принятия

Кажется, нам всем надо принять ситуацию — она не изменится завтра или через месяц, будет сложно. Важно концентрироваться не на пережевывании проблем и рефлексии, а на поиске решений, которые помогут компании выстоять в сложные времена. Нужно находить новые способы привлечения клиентов, разрабатывать новые продукты и обязательно разговаривать со всеми, кто важен, — бизнес, который осознает это раньше, выйдет из кризиса с наименьшими потерями.

Для того, чтобы сделать сайт оптимальным и постоянно совершенствовать его, мы используем файлы cookie. Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на использование файлов cookie. Подробнее.